Инвентаризация расчетов: проблемы и решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 15.03.2016

Статья просмотрена: 6379 раз

Библиографическое описание:

Макарова, О. В. Инвентаризация расчетов: проблемы и решения / О. В. Макарова, Ю. С. Котельник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 493-498. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26874/ (дата обращения: 19.11.2024).



Актуальность темы. Инвентаризация расчетов является частью обязательной инвентаризации имущества и обязательств, которая проводится перед составлением годовой отчетности в независимости от организационно-правовой формы и применяемых на предприятии налоговых режимов. Инвентаризация расчетов является наиболее сложным и проблемным вопросом в современных условиях.

Актуальность статьи обусловлена большим интересом к данной теме в современной науке в частности со стороны таких авторов как Супряга Р. А., Боровская И. В., Тепляков А. Б., с другой стороны, ее недостаточным раскрытием и разработанностью практического материала для применения финансовыми службами хозяйствующих субъектов. Таким образом, рассмотрение вопросов инвентаризации расчетов носит теоретическую и практическую значимость.

Объектом исследования в статье выбран анализ условий проведения инвентаризации расчетов коммерческих организаций Российской Федерации и разработка практических рекомендаций по ее проведению.

Целью статьи является формулировка этапов проведения инвентаризации расчетов для корректного практического отражения результатов инвентаризации при составлении годовой финансовой отчетности.

Основной материал. Годовая инвентаризация расчетов проводится, как правило, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным периодом с целью подготовить данные для составления достоверной годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация проводится путем проверки достоверности сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета на конец года. Правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов приведены в Методических указаниях, которые утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 [7].

В ходе инвентаризации расчетов проверяется правильность и обоснованность дебиторской и кредиторской задолженности, которая числится у хозяйствующего субъекта и выявляется дебиторская и кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Инвентаризация расчетов включает проверку расчетов:

 с покупателями

 с поставщиками;

 с банками по займам (кредитам);

 с бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами по страховым взносам;

 работниками, в том числе подотчетными лицами;

 другими дебиторами и кредиторами.

Предлагаем семь правил, которым в обязательном порядке надо следовать при проведении инвентаризации расчетов и при отражении ее результатов в бухгалтерском учете.

Правило первое. Создать специальную комиссию.

Инвентаризацию проводит специально созданная комиссия, состав которой утверждается руководителем в обязательном порядке. В состав инвентаризационной комиссии могут входить: представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (экономисты, инженеры и другие). Следует обратить особое внимание на важные аспекты данного правила, такие как:

  1. В состав инвентаризационной комиссии не могут входить материально-ответственные лица, но они в обязательном порядке должны присутствовать при ее проведении.
  2. Ни один из членов комиссии не должен отсутствовать во время проведения инвентаризации, в обратном случае, что все результаты могут быть признаны недействительными.

Также важно знать другие случаи обязательного проведения инвентаризации расчетов:

 ликвидация или реорганизация организации;

 смена руководителя организации;

 имущество подлежит выкупу или передается в аренду;

 выявление факта хищения, порчи имущества, пожар и другое.

Правило второе. Издать приказ руководителя.

Приказ о проведении инвентаризации (либо другой распорядительный документ) является обязательным аспектом. Унифицированная форма приказа № ИНВ-22 утверждена Госкомстатом России (Постановление от 18.08.1998 г. № 88). И хотя с 1 января 2013 года с вступлением в силу Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ [5] формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, большинство бухгалтеров предпочитают использовать именно эту форму приказа.

В приказе нужно обязательно отразить: состав инвентаризационной комиссии, причину и срок инвентаризации, объекты инвентаризации.

Правило третье. Подготовка кпроведению инепосредственно проведение инвентаризации расчетов.

Остановимся на этом правиле поподробнее и рассмотрим все виды расчетов организаций.

Инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками.

Инвентаризация расчетов с покупателями, заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, а также с прочими дебиторами, кредиторами заключается в проверке сумм, которые числятся на счетах:

 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:

 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:

 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Для проверки сумм на указанных счетах организации проводят сверки взаимных расчетов со своими контрагентами по состоянию на 31 декабря отчетного года, которые оформляются актами сверки. Данная сверка с контрагентами и является подготовительным этапом к самой процедуре инвентаризации. Акт сверки составляется отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах. В нем указывается дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров, работ, услуг, а также сумма оплаты с реквизитами платежных документов. Один экземпляр акта остается в бухгалтерии организации, второй — направляется в организацию, с которой проводится сверка. Контрагент, получивший этот акт, должен проверить все содержащиеся в нем данные и внести собственные. Выявленные расхождения он также должен зафиксировать в этом акте. После отражения всех необходимых сведений контрагент возвращает этот акт организации.

Помимо актов сверки, для проверки состояния расчетов с поставщиками, покупателями используются такие первичные документы, как: договора, товарные накладные, акты выполненных работ и другие документы.

Инвентаризационная комиссия проверяет все документы, касающиеся дебиторской и кредиторской задолженности, и на их основании определяет общую сумму каждого вида задолженности. Кроме того, устанавливается сумма дебиторской задолженности, подтвержденная дебиторами, не подтвержденная дебиторами, а также с истекшим сроком исковой давности.

Кроме того, при инвентаризации расчетов проверяется правильность документального оформления взаиморасчетов, если они имели место. В действующем законодательстве для подтверждения данной операции единой формы документов не установлено, в связи с чем, организации используют самостоятельно разработанные виды документов, например: соглашение о погашении взаимных обязательств, акт зачета взаимных требований и другие. В документах, отражающих операции по взаиморасчетам должны быть обязательно отражены сведения о том, по какому товару (работе или услуге), на какую сумму и в счет какого обязательства производится взаиморасчет.

В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности не отражаются отдельно с делением на краткосрочную (срок ее погашения ожидается в течение года после отчетной даты) и долгосрочную (срок ее погашения ожидается не раньше, чем через год после отчетной даты) и также с делением на дебиторскую и краткосрочную. Данный учет бухгалтера вынуждены вести в разрезе аналитического учета с составлением пояснительных записок к финансовой отчетности. Чтобы определить суммы краткосрочной и долгосрочной задолженности, во время инвентаризации проверяются сроки погашения дебиторской задолженности, числящейся на счетах бухгалтерского учета на конец отчетного года.

Данная особенность учета и отражения в финансовой отчетности краткосрочной и долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженностей является, по-моему мнению, несовершенством учета.

Порядок проведения инвентаризации прочих расчетов

Обязательной инвентаризации в бухгалтерском учете подлежат расчеты, отражаемые на следующих счетах:

 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Правильность и обоснованность сумм по этим счетам проверяется следующим образом.

При инвентаризации расчетов с банками по полученным кредитам проверяется наличие и содержание кредитных договоров, своевременность и правильность отражения на счетах сумм полученных и возвращенных кредитов, их целевое использование, а также правильность отражения в учете процентов за пользование заемными средствами.

В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами сверяются данные бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, сборов и взносов; исчисленных в налоговых декларациях и с суммами, перечисленными в бюджет и фонды.

Согласно пункту 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н суммы расчетов с банками и бюджетом, указываемые в бухгалтерской отчетности, должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Отражение в балансе неурегулированных сумм по счетам бухгалтерского учета не допускается. С этой целью проводятся сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам, в результате которых сверяются суммы налогов и сборов, учтенные в бухгалтерском учете, с суммами, отраженными в налоговой инспекции по лицевому счету организации.

При инвентаризации расчетов с работниками проверяются счета 70, 71, 73 и 76. Так, по счету 70 проверяется правильность отражения задолженности перед работниками, сумм начисленной заработной платы, выплаченной заработной платы, переплат работникам. В частности проверяется, не числятся ли на этом счете не выплаченные работникам в срок (из-за неявки) суммы заработной платы, которые своевременно не задепонированы. Если подобные суммы обнаружены, их следует в обязательном порядке задепонировать, то есть списать со счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на счет 76 субсчет «Расчеты по депонированным суммам».

Для инвентаризации расчетов с подотчетными лицами анализируются данные авансовых отчетов работников. По этим документам проверяется соответствие выданных и возвращенных средств данным бухучета, сроки отчетности составленной подотчетными лицами, а также устанавливается целевое использование израсходованных сумм. Кроме того, проверяется наличие подтверждающих оправдательных документов, а также выявляются суммы, срок выдачи которых под отчет истек.

Инвентаризацией расчетов по прочим операциям проверяются расчеты организации с работниками по предоставлению и погашению займов, как с начислением процентов за пользование, так и беспроцентных, уплате процентов по ним, возмещению материального ущерба работниками в результате брака, хищений и недостач денежных средств, материальных ценностей и прочее.

Правило четвертое. Занести полученные данные винвентаризационные описи сприложением справок.

Формы инвентаризационных описей (актов) можно разработать самостоятельно либо использовать формы представленные в приложениях к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и обязательств № 34н [6].

Результаты инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками, например, оформляются следующим образом. Сначала итоги проверки каждого дебитора и кредитора заносятся в справку, являющуюся приложением к акту по форме № ИНВ-17. В этой справке указываются:

 реквизиты каждого дебитора и кредитора организации;

 дата и причина возникновения задолженности;

 сумма задолженности.

Затем на основании этой справки составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17. В нем отражаются:

 наименование организации дебитора (кредитора);

 счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;

 суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);

 суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

По расчетам с банками, бюджетом и внебюджетными фондами строго утвержденных форм не существует, организации вправе разрабатывать формы актов и описей самостоятельно. Предлагается форма Акта инвентаризации расчетов с бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами (Таблица 1).

Таблица 1

Акт инвентаризации расчетов сбюджетом, внебюджетными фондами по налогам исборам

Видыналогов исборов

По данным учета организации

По результатам сверки

Отклонения

осн. плат.

пени

штрафы

осн. плат.

пени

штрафы

осн. плат.

пени

штрафы

Федеральные налоги:

-НДС

-НДФЛ

-налог на прибыль

-водный налог и пр.

Региональные налоги:

-налог на имущество организаций

-транспорт. налог и пр.

Местные налоги:

-земельный налог

-налог на имущество физических лиц

Сборы во внебюджетные фонды:

-сборы в Пенсионный фонд РФ

-сборы в Фонд социального страхования РФ

-сборы в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования РФ

Правило пятое. Полученные результаты сверить сданными бухгалтерского учета.

Если в результате инвентаризации комиссия выявила отклонения, то оформляется сличительная ведомость, в которой отражаются эти отклонения. То есть сличительная ведомость необходима для отражения расхождений между данными инвентаризационных описей и данными бухгалтерского учета.

Правило шестое. Отразить итоги инвентаризации расчетов витоговой ведомости.

Итоги проведенной инвентаризации расчетов обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. Ведомость учета результатов можно организацией разработать самостоятельно, либо воспользоваться унифицированной формой № ИНВ-26(утв. Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 г № 26) [4], в которой отражаются все выявленные недостачи, излишки и пр.

Правило седьмое. Отразить результаты инвентаризации вбухучете.

Расхождения между данными бухучета и фактическим наличием состояния расчетов в организации, выявленным в ходе инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете согласно «Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ» (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н) (п.5.1 Методических указаний) [6]. В нижеприведенной таблице представлены бухгалтерские записи по отражению результатов инвентаризации расчетов.

Таблица 2

Бухгалтерские записи по отражению результатов инвентаризации расчетов

п. п.

Дебет

Кредит

Содержание операции

1.

60(76)

91

Включены в состав внереализационных доходов суммы кредиторской (депонентской) задолженности с истекшим сроком исковой давности

2.

63

62(76)

Списана за счет резерва по сомнительным долгам сумма дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.

3.

91

62(76)

Списана на внереализационные расходы сумма дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.

4.

007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов»

-

Учтена за балансом сумма списанной дебиторской задолженности.

5.

60

62(76)

По результатам инвентаризации проведен зачет взаимных однородных требований

6.

60

76/2

Сумма признанной претензии удержана из средств, подлежащих уплате поставщику

7.

62

91/1

Положительная курсовая разница по дебиторской задолженности в иностранной валюте включена в состав прочих доходов

8.

91/2

62

Отрицательная курсовая разница по дебиторской задолженности включена в состав прочих расходов

9.

73

94

Отнесена на счет виновного лица недостача с учетом НДС

10.

70

73

Удержана из зарплаты работника сумма недостачи. Примечание: размер удержания из зарплаты работника ограничен при каждой ее выплате 20 или 50 процентами ст. 138 Трудового Кодекса РФ

11.

91/2

94

Виновники недостачи не установлены или суд отказал в ее взыскании. Примечание: в налоговом учете на основании подпункта 5 пункта 2 ст. 265 НК РФ эти расходы признаются внереализационными расходами, но обязательно при наличии справки из милиции об отсутствии виновных.

12.

70

76/4

Депонирована зарплата по результатам инвентаризации

13.

76/4

«Финансовый результат»

Списываются депонированные суммы с истекшим сроком исковой деятельности

14.

94

71

Учтена сумма средств, выданная работнику подотчет и невозвращенная в срок

15.

70

94

Удержаны подотчетные суммы из заработной платы

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что предложенная в данной статье последовательность инвентаризации расчетов и форма акта по инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам позволит корректно и объективно отразить результаты инвентаризации при составлении годовой финансовой отчетности.

Литература:

  1. Наличные расчеты: — М.: Экономика и жизнь, 2005 г. — 176 с.
  2. Супряга Р. А. Инвентаризация расчетов и резервов: что нужно проверить. // «Российская налоговый курьер» № 1–2, Январь, 2005.
  3. Тепляков А. Б. Все о расчетах организации: — Гросс Медиа Росбух, 2009 г. — 312 стр.
  4. Формы первичных документов по учету результатов инвентаризации утверждены Госкомстатом России Постановлением от 27.03.2000 г. № 26.
  5. Закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  6. Положение по бухучету, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н.
  7. Порядок проведения инвентаризации в Методических указаниях, утвержденный приказом Минфина России от 13.06.1995 г № 49.
Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, инвентаризация расчетов, дебиторская задолженность, исковая давность, истекший срок, расчет, результат инвентаризации, сумма, кредиторская задолженность, налог.


Задать вопрос