Политические идеи концепции Л. Н. Гумилева | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 07.03.2016

Статья просмотрена: 936 раз

Библиографическое описание:

Новиков, А. В. Политические идеи концепции Л. Н. Гумилева / А. В. Новиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 667-670. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26788/ (дата обращения: 04.12.2024).



В России в связи с новым «поворотом на Восток» начали активно популяризироваться идеи неоевразийства, так как именно это течение многим политикам и философам представляется наиболее подходящим для формирования нового идеологического стержня для создания евразийского союза. Переживая расцвет в начале-середине 20-х гг. ХХ века евразийство постепенно к 40-м годам сходило на нет. Явившись реакцией на сложные и болезненные перемены, течение стало постепенно угасать к концу 30-х годов, и вновь обрело продолжение только в конце ХХ века, став одним из мощнейших направлений новой антилиберальной мысли, стремившейся занять освободившееся место ведущей идеологии, отстаивающей консервативный порядок и право на особый путь для евразийских этносов. В конце 30-х годов ХХ века, несмотря на то, что научную деятельность продолжали П. Савицкий и Г. Вернадский, классическое эмигрантское евразийство практически прекращает свое существование. Новый расцвет евразийства был связан с деятельностью советского историка Л. Н. Гумилева.

Значительно преобразив изначальную концепцию, Л. Н. Гумилев ввел в нее собственную пассионарную теорию этногенеза. В своей работе «Этнос и биосфера Земли», ученый развивает особый взгляд на историю формирования этносов (народов) [1]. Этногенез — процесс жизни и смерти этноса. Этнос он считал особой формой существования человеческого вида, который является единым видом с множеством «вариаций» (рас), каждый человек соотносит себя с определенным коллективом и не мыслим вне его. С рождения каждый индивид ощущает себя и воспринимается другими народами как часть отличной общности, поэтому «объединиться в этнос» невозможно. Этнос не может считаться обществом, не определяется ни расой, ни популяцией. Во всех крупных народах имеется несколько этнографических типов, отличающихся социальной структурой и составляющих единую систему. Целостность этноса определяется количеством «внутриэтнических группировок», которые не подрывают, а поддерживают единство этноса. На формирование этноса влияет географическая среда, но в гораздо большее влияние играет традиция и взаимодействие с этническим окружением. Этнос является производной от исторического процесса, а через экономическое хозяйство он связан с биоценозом собственного ландшафта. Этническая культура также связана с «вмещающим ландшафтом», территорией, где проживает и развивается этнос. Однако в отличие от классического географического детерминизма, который сам ученый считал в корне неверным, Л. Гумилев признает, что в большинстве случаев этнос сам выбирает ту климатическую среду, где он хотел бы развиваться. Как следствие — не только географическая среда влияет на этнос, формируя особую культуру, но и этнос влияет на среду, подстраивая ее под себя [2, с. 43–48].

Любой этнос образуется минимум от двух предшествующих этносов, но каждый разными способами (на основе религии, войны, родства). Скрещение этносов может привести как к подъему или образованию «устойчивой формы», так и к деградации этноса. Существует четыре варианта этнического контакта. Сосуществование, когда этносы совместно проживают, но не смешиваются. Ассимиляция — поглощение одного этноса другим. Метисация, при которой сохраняются традиции всех предшествующих этносов, такие образования быстро распадаются. Слияние, происходит полное забвение традиций первичных этносов, образуется совершенно новый этнос. Теория этнических контактов Л. Гумилева заключается в том, что этносы являются процессами, поэтому при столкновении двух и более отличных этносов может происходить нарушение исходных черт. Под влиянием положительной комплиментарности этносов могут образовываться устойчивые структуры — симбиоз (в России выражалась соборностью) и ксения (изоляция). Положительная комплиментарность этносов вовсе не означает их бесконфликтного взаимодействия, а лишь указывает на возможность их существования в едином государстве или суперэтносе [1]. Существуют также этнические химеры — неустойчивые образования (особенно опасные в фазах «надлома»), в которых происходит смешивание без ассимиляции пришлого этноса. В химерическом образовании появляется желание этноса чужака перестроить под себя всю этническую структуру коренного народа. Химерой является формой «неорганического контакта» на уровне суперэтносов с взаимной отрицательной комплиментарностью [1]. В целом следует отметить, что из данной концепции ученого логично вытекает идея обязательной разрушаемости границ, которые меняются вместе с развитием этносов, «нерушимость границ» ведет к еще более серьезным обострениям конфликтов.

У каждого этноса существует собственный стереотип поведения. Это определенная норма отношений индивида и коллектива, внутриэтнических групп, индивидов, этноса и внутриэтнических групп. Из этих норм выстаиваются этнические стереотипы. Стереотипы поведения изменяются вмести с развитием этноса. В становлении этноса ученый выделяет четыре фазы (фазы восприятия времени): пассеизм, актуализм, игнорирование, футуризм.

Структура этноса строится из нескольких групп [1]. Каждый этнос состоит из субэтносов, покидая этнос, они погибают. Крупнейшей единицей этноса является суперэтнос, иерархичное подчинение отдельных этносов на определенной территории в мозаичную целостность. Субэтнос состит из: консорций — малые группы людей, нестойкие объединения с одной исторической судьбой и конвиксий — группы людей с «однохарактерным бытом и семейными связями», которые позднее сами становятся субэтносами. Суперэтносы возникают из группы этносов, связанных экономически идеологически и политически, определяются степенью «межэтнической близости». Этническая мозаичность не является препятствием для развития суперэтноса. По мнению Л. Гумилева на территории находилось семь суперэтносов, привязанных к собственному ландшафту. Целостность самой этносистемы связана с конкретной фазой этногенеза. Этнические системы не являются тождественным понятием государству, поскольку народы могут существовать и вне его. Этнические системы делятся на несколько типов: на дискретные и жесткие, на открытые и замкнутые. В отсутствии контактов с другими народами в этносе возникает «упрощение системы», идет стабилизация отношений внутри общности, образуется «застойная структура». Исходя из этого, выделяются два вида народов: «статический» — народ испытывающий малое воздействие среды, и «динамический», который превращается в первый тип только через длительное время.

Ни один этнос не может войти на основе собственного желания в другой этнос. Так же как этого не могут сливаться и суперэтносы. Этому мешает не согласие принимающей общности, а самосознание членов этносов и различная традиция, во всех случаях «инкорпорация» превратиться в этнический контакт. Невозможно одномоментно изменить сознание всех членов суперэтноса. Может произойти только насильственный отрыв одного из этносов от родного суперэтноса, но его вхождение в отличный суперэтнос на равных правах нереализуемо. «Слияние» суперэтносов по какому-либо унифицированному образцу может привести только к «тотальному геноциду» и переделке всех земных «вмещающих ландшафтов» в один вид [2, с. 59–61]. Именно благодаря мозаичности мировой культуры возможна необходимая для проживания на земле пластичность человечества. Как следствие общечеловеческая культура уничтожила бы народы.

Особое место в неоевразийской концепции Л. Гумилева отводится изучению пассионарности в этногенезе. Пассионарность выражается в характере людей, является проявлением человеческих страстей, в одних случаях толкая людей на преступления, в других заставляя жертвовать жизнью во имя своего народа [2, с. 60]. Количество имеющейся в этносе пассионарности, распределенное между всеми членами общества, Гумилев называл «пассионарным напряжением». Растрата пассионарности («диссипация») проявляется в возрастании инертности индивидов в обществе, пассионарность противоположна инстинкту самосохранения человека. Вычисление количества пассионарности в этносе заключается в расчете числа исторических событий на единицу времени. Утрата пассионарности идет постепенно с утратой генов пассионариев, происходит это вследствие войн, но еще быстрее во время «глубокого мира». Число пассионариев в этносе чрезвычайно мало, большинство людей «гармоничные особи», уравновешивающие интенсивное развитие этноса. Существуют также индивиды с «отрицательной» пассионарностью или субпассионарии, поступками которых управляют «импульсы» [1]. Л. Гумилев отмечает, что большинство субпассионариев являлись бандитами или людьми, стремящимся только к собственной выгоде. Следуя логике этой теории, для того чтобы этнос смог удерживать большую территорию необходимо не большое количество людей ее населяющих, а высокая пассионарность небольшой группы. Так, для удержания территории Евразии достаточно всего лишь одного небольшого народа, но с больной пассионарной энергией, которая заставила бы другие народы объединиться вокруг него в суперэтнос. Только при большой энергии государство образующего народа возможно существование единого евразийского государства. Личные качества правителя не могут переломить и нарушить ход истории, они могут только создать краткосрочные «завихрения» в процессе жизни своего этноса [2, с. 122].

Для понимания исторических стадий развития этноса, ученым была разработана «теория фаз пассионарного подъема». Так каждый этнос проходит несколько фаз становления: стадия пассионарного толчка, инкубационный период, пассионарный подъем, акматическая фаза, фаза надлома, инерционная фаза, обскурация, мемориальная фаза. Каждая фаза длится от 100 до 300 лет, каждый этнос живет не более 1300 лет. После смерти исходного этноса его дело продолжает его потомки, впитывающие культуру и достижения предка, но являясь уже совершенно другими народами. Для выживания этноса необходимо развитие «альтруэстической этики», когда интересы коллектива ставятся выше интересов личных. Естественный отбор в этносе ведет к сокращению числа «альтруистов» и возрастанию числа «эгоистов», что приводит к ослаблению и поглощению этноса соседями.

Также Гумилевым была создана «теория антисистемы». Согласно ей «этническая антисистема» основана на наличии индивидов с негативным мироощущением, которые нанося удар изнутри, стремятся к моральному разложению, уничтожению или включению собственного народа в другой суперэтнос. В зависимости от фазы развития этноса количество и эффективность деятельности людей с «негативным мироощущением» различно. Только после появления социальных институтов, обеспечивающих доведение отрицательных мыслей до масс, начинается разрушение системы.

Политические идеи евразийства, в том числе Л. Н. Гумилева, постепенно начинают реализовываться на практике. Создание таких международных организаций, как ЕАЭС, «ШОС», нового китайского «Шелкового пути», не только полностью укладывается в данную концепцию, но и черпает из нее теоретическую базу для обоснования неизбежности дальнейшей экономической и политической интеграции.

Литература:

  1. Гумилев. Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. // ДИ-ДИК. — 1997. — 640 с.
  2. Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации / Лев Гумилев. — М. АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. — 606 с.
Основные термины (генерируются автоматически): этнос, народ, географическая среда, процесс жизни, Россия, собственный ландшафт, суперэтнос, этнический контакт.


Задать вопрос