Автор: Севостьянова Елена Олеговна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (11) ноябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Севостьянова Е. О. Психологическая хКонкурентные позицииарактеристика личности дошкольника в аспекте социально-личностного развития // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 252-256.

Обобщая определения понятия «личность», можно сказать, что под личностью традиционно понимается синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида. Эта структура определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.  [12, с. 388] 

Нами личность рассматривается как социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно - потребностных отношений, опосредствующих взаимодействия субъекта и объекта.

Сущность личности характеризуется объектом и субъектом общественно-исторического процесса, субъектом познания, общения и деятельности. Она проявляется в позиции, взаимоотношениях человека с  людьми, раскрывается в жизненных целях, мотивах и способах поведения. [28, с. 165] 

В психологии личности определяется детерминант, движущие силы и структура: 1) биоцентрический (акцент на преобладание биологических начал); 2)социоцентрический (детерминация личностных образований внешними социальными факторами); 3) интерактивный (детерминация  взаимодействующими внутренними и внешними факторами и собственной активностью субъекта). [19, с. 59] 

Общим во всех теориях личности является направленность - сложное личностное образование, определяющее все поведение. Психологи рассматривают личность как особую самоуправляемую систему, осуществляющую ряд специфических функций: согласование побуждений; вызов, задержка процессов, действий, поступков; переключение психической деятельности; ускорение или замедление психической деятельности; контроль за ходом деятельности путем сличения намеченной программы с осуществляемыми действиями; координация действий [13, с. 78] 

Для реализации функций, личность должна иметь структуру. Это - совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность. [21, с. 95] 

По мнению З.Фрейда, личность состоит из трех основных систем: ид -  врожденные состояния и инстинкты человека, являющиеся источником психической энергии; эго  - исполнительный орган личности, выступающий посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды, осуществляющий сохранение и воспроизводство организма; суперэго - развивающая система личности, осуществляющая функции совести как морального самоконтроля и репрезентирующая традиционные ценности и идеалы общества.  Личность, функционируя как единое целое, включает в себя ид (биологическая составляющая), эго (психологическая составляющая),  суперэго (социальная составляющая). [31, с. 210] 

Согласно К. Юнгу, личность состоит из  дифференцированных систем: эго (сознательный ум, центр сознания); личное бессознательное (индивидуальные переживания, подавленные и вытесненные из сферы сознания) и его комплексы («ядро» личного бессознательного, организованная группа чувств и инстинктов); коллективное бессознательное (ведущая система, выступающая в качестве хранилища скрытых воспоминаний, унаследованных от предков); архетипы коллективного бессознательного (универсальные мыслительные формы или идеи, составляющие содержание коллективного бессознательного); установки (интроверсия и экстраверсия); функции (мышление, чувство, ощущение и интуиция); самость (центр всей личности). [34, с. 79] 

Э.Фромм структуру личности определяет как экзистенциальные потребности – это установление связей, в преодолении, в корнях, в идентичности, в системе взглядов и преданности. [32, с. 415] 

По мнению А.Н.Леонтьева, личность возникает лишь в человеческом обществе, а человек начинает свою историю как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями. Поэтому в ее структуру, по мнению автора, не следует включать биологически обусловленные предпосылки человека (темперамент и характер, способности и знания). [16, с. 173] 

В структуру личности входят следующие свойства: определенный комплекс коррелируемых свойств индивида, таких как поло - возрастные, нейродинамические, конституционно-биохимические; динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам; статус и социальные функции - роли; мотивация поведения; ценностные ориентации; структура и динамика отношений. [3, с. 84] 

В структуре личности выделяются мотивационный, интеллектуальный и деятельностный компоненты: Мотивационный компонент направленности личности  - избирательное отношение к действительности. Он включает разные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Одни компоненты доминируют и имеют ведущее значение, а другие выполняют опорную роль. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Интеллектуальный компонент определяет возможности личности и включает систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Деятельностный компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде. [16, с. 189] 

В процессе формирования личности можно выделить два этапа. Первый относится к дошкольному возрасту. Он характеризуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первых подчинений непосредственных побуждений социальным нормам. В дошкольный период ребёнок учится преодолевать собственные непосредственные побуждения. Мотивы социально значимы. [7, с. 48]  

Лабиринт

На втором этапе развивается способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов, целей и принципов. Данный этап предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности [7, с. 52].

Д.Б. Эльконин разделил психическое развитие человека на эпохи, состоящие из закономерно связанных между собой двух периодов. Начальный период каждой эпохи характеризуется усвоением задач и развитием мотивационно-потребностной стороны деятельности, а следующий период – усвоением способов деятельности. Каждому периоду соответствует ведущая деятельность: непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года), предметно-манипулятивная деятельность (от 1 года до 3 лет), сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет), учеба (от 7 до 12 лет) интимно-личное общение (от 12 до 15 лет), учебно-профессиональная деятельность (от 15 до 17 лет). [33, с.13] 

Л.Ф.Обухова под развитием личности понимает регуляторные и относительно стойкие изменения в организме, мыслительных процессах, эмоциях, формах социального взаимодействия. [22, с. 442] 

По А. В. Петровскому, в качестве предпосылок развития личности выступают потребности, вступающие в противоречие с реальными возможностями их удовлетворения. Развитие личности представлено как процесс вхождения человека в новую социальную общность. [25, с. 496] 

 А. Н. Леонтьев выдвинул предположение об иерархии соподчиненния друг другу мотивов деятельности человека впервые появляющихся в дошкольном возрасте. По выражению А.Н.Леонтьева, - это возраст первоначального фактического складывания личности [17, с. 228] 

Л.И. Божович сформулировала ряд положений, относящихся к центральным психологическим образованиям личности ребенка от 1 года до 17 лет.  Новообразованием первого года являются «мотивирующие представления», превращающие его в субъект деятельности. Образованием в 3 года является «система Я» и «Я сам». У семилетнего ребенка личностное образование сложившаяся внутренняя позиция, связанная с переживанием себя в качестве социального индивида». [18, с. 134]

 На протяжении дошкольного периода развивается новый социализированный уровень психофизиологических функций в индивидной системе с новыми свойствами (произвольность, вербальность, опосредованность) и складываются сложные психические образования. Формирование обусловлено включением ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Происходят качественные изменения поведения: из непосредственного оно становится опосредованным нормами и правилами.

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Ребенок вступает во взаимодействие с окружающей действительностью, овладевая достижениями человечества. [6, с. 437] 

Взрослые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации. Они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития, определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника. В дошкольном возрасте, считает В.С. [20, с. 318], ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко пользуется идентификацией и обособлением.

Характерную особенность дошкольного детства составляют высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта. Ребенок начинает воспринимать мир через систему мер и ценностей, принятых в обществе, [29, с. 19], и у него формируется «правильное видение мира», закладываются основы детского мировоззрения. [8, с. 452] 

В данном возрасте складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Его волнуют вопросы личностных взаимоотношений, связей и процессов в мире  людей. Он учится руководствоваться общественными интересами. Появляется игра по правилам. Нравственные чувства постепенно превращаются в устойчивые образования личности.

Эволюция учений о детском развитии шла по пути осмысления влияния социума на развитие ребенка. Ранние теории  рассматривали развитие детей в системе отношений «ребенок - предмет». Современные теории рассматривают психическое развитие детей в системе отношений «ребенок - общество».

Детство понимается как период социокультурной подготовки человека к взрослой жизни полноправного члена общества. Приобщение ребёнка к социальной действительности способствует зарождению общественной и нравственной направленности детской личности. Это период первоначального фактического складывания личности, развития личностных механизмов поведения. [18, с. 130]

Лабиринт

На данном этапе происходит постепенная перестройка сознания ребёнка, что зависит от социальной ситуации развития. Она является основным условием личностного развития, которая по словам Л.С.Выготского, выражается в отношении ребенка к окружающей его социальной действительности. [9, с. 500]

В исследованиях А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского, Р.В.Овчаровой, Л.Ф.Обуховой, О.А. Шаграевой и др. отмечается, что социальная ситуация развития - это система отношений ребенка и социальной среды, определяющая содержание, направление процесса развития и формирование его новообразований, которые, в свою очередь, совершенствуют нравственное развитие. Социальная ситуация развития способствует приобретению ребенком из социальной действительности новых свойств личности. [23, с. 37]

Для того, чтобы ребенок стал человеком, он должен расти среди людей и получать человеческое воспитание. [1, с. 15]

Л.С.Выготский утверждал, что условия жизни не влияют на непосредственное психическое развитие ребенка, так как в одинаковых условиях могут формироваться противоположные особенности психики. Итог будет зависеть от взаимоотношений ребенка с окружающей средой. [9, с. 489]

Решающую роль в психическом развитии ребенка имеют деятельность и общение с окружающими людьми. [2, с. 702]

Д.И. Фельдштейн в  концепции социального развития личности ребенка отмечал, что важнейшим критерием критерием социализированности личности выступает степень ее независимости, а не степень ее приспособленчества, конформизма. [30, с. 672]

Основными механизмами социального развития детей дошкольного возраста являются: социальный опыт, социальная ориентация, рефлекторная регуляция, подражание, эмоциональная идентификация, нормативная регуляция, индуктивная регуляция, культуротворчество, контроль, рефлексия, оценка. [18, с. 126]

Процесс развития ребенка связан с его ведущей деятельностью и специально организованным процессом воспитания и обучения. Дошкольник - субъект развития способностей, нравственных качеств, эмоций. Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

В старшем дошкольном возрасте преобразуется характер взаимодействия со сверстниками.  У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера по игре и деятельности. Он способен к выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию целостного  образа. [4, с. 376]

С понятием «развитие личности» связано понятие «социализация». В процессе социализации психофизиологические задатки человека превращаются в социально значимые свойства личности. В процессе социализации формируется личность человека как носителя общественных отношений, что является важным методологическим моментом. Люди являются элементами множества социальных систем, каждая из которых оказывает на них систематизированное воздействие. К главным социогенным слагаемым личности можно отнести: социальные роли личности; субъективное «Я»; отраженное «Я». [5, с. 151]

Термин «социализация» введен американским социологом Ф.Г.Гиддингсоном в 1887 в книге «Теория социализации», где он определяет сущность этого процесса как «развитие социальной природы и характера индивида», как «подготовку человеческого материала к социальной жизни». Одну из первых попыток дать развернутую характеристику социализации осуществил Г. Тард. Социализацией он обозначал включение индивида в нацию, народ, достижение сходства в языке, образовании, воспитании с другими индивидами, составляющими общество. Согласно Э. Дюркгейму, общество выживает с помощью общепризнанных норм и ценностей, которые усваиваются в процессе социализации. Г.Спенсер считал, что человек становится социальным существом благодаря прохождению социальных институтов: домашних, политических, церковных. [14, с. 207]

Швейцарский психолог Ж.Пиаже сформулировал концепцию когнитивного развития как ряд последовательных стадий социализации личности: до 2 лет – сенсомоторная;  2–7 лет – преоперациональная;  7–11 лет – конкретно-операциональная; после 12 лет – формально-операциональная. [26, с. 659]

 Л.С.Выготский определил социализацию как преобразование интерпсихического в интрапсихическое в ходе общения и совместной деятельности. И.С.Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность». [9, с. 499]

Лабиринт

Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. [10, с. 85]

А.В.Петровский термин «социализация» объясняет как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидов социального опыта». [15, с. 332]

Социализация - это приобретение в процессе воспитания социально - значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные ее свойства. [27, с. 303]

 Концепция Д.И.Фельдштейна определяет социализацию как «сложный процесс социализации - индивидуализации, объективно задаваемой социальной действительностью, социальными задачами, требованиями общества», который «выступает одновременно и как процесс имманентного саморазвития психики и личности ребенка». [30, с. 670]

Ведущими феноменами социализации являются: усвое­ние стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации. Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные образовательные учреждения, школа, неформальные объединения, производственные коллективы. Такие институты представ­ляют собой общности людей, в которых протекает процесс со­циализации человека.

К психологическим механизмам социализации относятся: имитация; идентификация; стыд; чувство вины. Наряду с психологическими механизмами можно выделить социально-психологические:  подражание; внушение; социальная фасилитация; конформность. Существуют социологические механизмы социализации: традиционный - усвоение человеком норм, эталонов поведения, стереотипов, характерных  для его ближайшего окружения микросоциума; институциональный - функционирует при взаимодействии человека с институтами общества и социальными организациями; стилизованный - действует в рамках определённой профессиональной, возрастной, социальной субкультуры; межличностный - функционирует при взаимодействии человека с субъективно значимыми для него лицами. [6, с. 431]

Выделяются стадии социализации: первичная – адаптация, усвоение социального опыта, приспособление, подражание; индивидуализации - выделение себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения; интеграции - появление желания найти свое место в обществе; трудовая  - усвоение социального опыта и воспроизведение его за счет активного воздействия на среду через собственную деятельность; послетрудовая - воспроизводство социального опыта в процессе передачи его новым поколениям. В рамках изучения социализации большое внимание уделяется периоду детства. [11, с. 316]

Социализация - процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Индивид становится личностью и приобретает необходимые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Факторами социализации  выступают: мегафакторы – космос, планета, мир, которые через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей нашей планеты; макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию людей, живущих в определённых странах; мезофакторы – большие социальные группы, выделяемые по типу поселения; по субкультуре; микрофакторы – семья, группы сверстников, общественные, государственные, религиозные и другие организации. [17, с. 216]

Социально-личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Качества и свойства личности приобретает в процессе формирования и воспитания. Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации, только включаясь в процесс социальной практики.

Старший дошкольный возраст - важнейший период в становлении детской личности. В этот период формируются начальные звенья самосознания. Дошкольник овладевает нормативной деятельностью и поведением, первыми этическими понятиями. Интенсивно формируется нравственность личности. [24, с. 448]

Обостренная  чувствительность  к нравственно - психологическим нормам и правилам поведения является важной особенностью психического  развития  старшего дошкольника. У ребенка складывается определенная нравственная позиция, возникает стремление к признанию и одобрению со стороны взрослых и сверстников, возникает целеустремленность, потребность в достижении успехов, чувства уверенности в себе, самостоятельности. [23, с. 34]

Процесс социализации старших дошкольников сопровождается появлением личностных новообразований, составляющих комплекс готовности к школьному обучению: новые формы памяти, внимания, восприятия, представлений, произвольная регуляция эмоциональной сферы и другие психофизиологические образования.

Статус личности, ее социальные роли, потребности и мотивы, установки и ценностные ориентации переходят в систему устойчивых свойств личности, выражающих его отношение к людям и самому себе.

Лабиринт

 

Библиографический список

1.      Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире [Текст] /В.В. Абраменкова // Вопр. психологии. - 2002. - № 1

2.      Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1997

3.      Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977

4.      Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001

5.      Бехтерев, В.М. Личность и условия её развития и здоровья [Текст] / В.М. Бехтерев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликова. - СПБ: Питер, 2001

6.      Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1996  

7.      Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1978. № 4.  

8.      Выготский Л.С. Педагогическая психология.-М.:1991

9.      Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АПН, 1960

10.  Давыдов,   В.В.   Деятельность   ребёнка   должна   быть   желанной   и радостной   [Текст] / В.В. Давыдов // Дошк. воспитание. - 1998.- № 5.  

11.  Запорожец, А.В. Психология развития ребенка / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1986

Лабиринт

12.  Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Философия и культура. М.:1991.

13.  Ковалев А. Г. Психология личности. – Л.: ЛГУ, 1963

14.  К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности [Текст]: сб. науч. тр.. - Вып. 1 /под ред. В.С. Мухиной. -М.: МГПИ им. В.И. Ленина, - 1979.

15.  Краткий психологический словарь. под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского М.: Прогресс, 1985

16.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975

17.  Леонтьев, А.Н. Основные процессы психической жизни // Леонтьев А.Н. Философия психологии. МГУ, 1994

18.  Мельникова, Н.В. Социализация детских чувств [Текст] / Н.В. Мельникова, Р.И. Канунников //Новейшие психологические технологии и методики воспитания, обучения и развития личности: материалы Рос. научно- практ. конф. - Екатеринбург, 2004  

19.  Мотков О.И. Интегральная модель личности/Ежегодник Росс. психол. общества. Мат-лы конф. 120 лет РПО. Том 3. М., 2005  

20.  Мухина В.С, Счастная Т.М. Проблема активности личности в советской психологии // Формирование социальной активности личности в условиях развитого социализма. СНГ. - М.: 1983

21.  Накайн С.  «Особенности развивающейся личности». М.: 2006

22.  Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова // Учебник.- М.: Педагогическое общество России,  1999  

23.  Обухова, Л.Ф. Пути научного изучения психики ребёнка в XX веке. [Текст]: дисс. в виде науч. докл. на соиск. учён, степени докт. психол. наук.-М.: 1996

24.  Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования.- М.: ТЦ Сфера, 2001

Лабиринт

25.  Петровский, А.В. Основы теоретической психологии. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский   – М.: АСАДЕМА,- 2001  

26.  Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969  

27.  Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология.-М.:Высш. Школа, 1977

28.  Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995

29.  Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития [Текст] /Д.И. Фельдштейн // Вопр. психологии. - 1998. - № 1.  

30.  Фельдштейн, Д.И. Психология взросления [Текст] / Д.И. Фельдштейн. -М.: 2004.  

31.  Фрейд, 3. Я и Оно [Текст]: [пер. с нем.] /З.Фрейд // Хрестоматия по истории психологии. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1980  

32.  Фромм, Э. Психоанализ и этика [Текст]: [пер. с англ.] /Э. Фромм. - М.: Республика, 1993  

33.  Эльконин, Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития [Текст] / Б. Д. Эльконин // Вопр. психол. - 1992. - № 3 -4.  

34.  Юнг, К.Г. Становление личности [Текст] / К.Г. Юнг //Психология личности в трудах зарубежных психологов: хрестоматичя. - СПб.: Питер, 2000  

 

 

 

Лабиринт

 

Основные термины (генерируются автоматически): развития личности, свойств личности, фактического складывания личности, личности ребенка, активности личности, социальной активности личности, формирования личности, Развитие личности, структуру личности, свойства личности, детской личности, социального опыта, структуре личности, развития личности ребенка, стадий социализации личности, процессе формирования личности, образованиям личности ребенка, процессе социализации, позицииарактеристика личности дошкольника, предпосылок развития личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос