Автор: Гаджиева Умажат Басировна

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)

Дата публикации: 03.02.2014

Статья просмотрена: 2400 раз

Библиографическое описание:

Гаджиева У. Б. Формирование и развитие личности в контексте социализации [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 24-26.

Аннотация: статья посвящена основным аспектам развития личности, а именно социализации и воспитанию. Так как человек существо социальное, то с первых дней своего существования он окружен себе подобными и включен в разного рода социальные взаимодействия

Ключевые слова: развитие, формирование, воспитание, личность, социализация, социальная активность, общественные отношения, природа человека, творчество, активная жизненная позиция, ответственность, самосознание, инициативность

 Формирование личности происходит в конкретной общественной среде. В каждую эпоху складывается свой тип личности. Возрастающая экономическая самостоятельность в обществе, демократизация повышают спрос на "продуктивные личности" [1, с.56], с их внутренней, глубоко осознаваемой нравственной активностью, позволяющей конструктивно преодолевать противоречие между старым и новым, прошлым и будущим. Такая личность способна к самоконтролю, самодисциплине, естественному проявлению чувств, общественных качеств (ответственнос­ти, инициативности, долга). Исходя из уровня материальных и духовных предпосылок, личность достигает оптимальной реализации своей природы. "Входя в жизнь" человек застает орудия, предметы, всю культуру, созданную опредмеченной деятельностью прошлых поколений, что и составляет объективные условия его будущей деятельности. В рамках этих условий приобретают объективность те разнообразные связи и отношения, образующиеся и существующие в человеческой деятельности. Философская наука дает свое понимание социальной активности, которая объясняется как идейно-нравственная категория, связанная с потребностями личности и ее направленностью на их удовлетворение. В этих целях выдвигается задача подготовки личности ребенка с раннего возраста к жизни в обществе с осознанием своего "Я", с пониманием отношений "общество и Я", "Я" в обществе[2, с.64]. Социализация как естественный процесс начинается с рождения ребенка в результате активного взаимодействия с окружающей действительностью. Вне активности субъекта ни его познание, ни деятельность не могут осуществляться. Поэтому необходимо, чтобы с самого начала жизни такая активность приобретала у детей выраженный социальный характер [7, с.42].

Проблема социальной активности становится все более зримой по мере преодоления технократических подходов к решению социальных проблем. Признание получили в этом плане исследования Л.П. Буевой, Э.В. Ильенкова, И.С.Кона, В.И.Толстых, В.П. Тугаринова, Т.Я. Ярошевского, В.Д.Семенова, А.В. Мудрика, Н.Д.Никандрова и др. На их основе развернуты конкретные философско-социологические исследования.

Вопрос активности личности человека рассматривается в ранних работах К.Маркса, его мысли о том, что сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Человек здесь предстает как продукт или объект общественных отношений, т.е. он такой, какова окружающая его социальная среда. В тезисе К. Маркса зафиксирован материалистический подход к теории личности, развиваемый многими философами (И. Гольбах, Д. Дидро, К. Гельвеций). Утверждалось, что человек при рождении подобен чистой доске (Д.Локк), на которой в последующем оставляет свой след среда. При таком подходе человек отождествляется с наличными социальными отношениями. Но при этом затушевывается активная, деятельная сущность человека, игнорируется влияние биологического фактора.

Другая позиция – биологизация общественной жизни, попытки распространить на развитие общества биологические законы. Такова позиция социального дарвинизма, органической школы Г.Спенсера и других, а также ряда современных авторов-последователей З.Фрейда, К.Лоренца и др. К ним примыкает и современный бихевиоризм, стирающий грань между поведением животных и человека. Так, с позиций американского психолога Б.Скиннера, наука о поведении человека выступает как "часть биологии". Эти концепции не могут быть преодолены путем их соединения. Человек, будучи общественным существом, является частью природы и биологическим существом. Поэтому нередко говорят о "биосоциальной природе" человека [3, с. 26].

Биологическое преломляется через социальное, подчиняется социальному. Основной путь к пониманию природы человека – это его история. Человек, изменяя в процессе труда внешнюю природу, "в то же время изменяет свою собственную природу".

Высшим проявлением социальной активности является творчество, всегда имеющее личностное изменение. Высшие достижения культуры персонифицированы, связаны в нашем сознании с личностью творца, что особенно отчетливо обнаруживается в литературно-художественных произведениях, в научных исследованиях изобретательской деятельности, художественно-изобразительной деятельности. Все сказанное выводит на проблему социализации. Сегодня проблема социальной активности рассматривается в более широком контексте, как проявление человеческой природы, как его сущностная сила [5, с. 23]. Это значит, что социальная активность выступает в качестве феномена всей человеческой культуры. Изучение социальной активности личности на уровне философского анализа, как способа жизнедеятельности, рассматривается с позиций внешнего и внутреннего проявления. Прежние подходы к критерию оценки социальной активности в современной ситуации представляются несколько ограниченными. Активная жизненная позиция в условиях административно-бюрократической системы означала активное исполнение всех предписаний сверху и полное подавление всего, что не соответствует этим предписаниям. Отсюда и цель на воспитание "сознательности", а это неизбежно вело к изменению чувства ответственности, самосознания. Абсолютным критерием, всесторонне отражающим степень развития общества, является сам человек . Первоначально условия жизнедеятельности человека определяют формирование и развитие личностных качеств, потребностей, интересов, целей, поскольку они складываются под влиянием окружающего: идет процесс социализации (В.М.Соколов, А. Бердников, Ф. Светлов, А. Н.Красин, С.С.Батенин и др.). Но человеческое сознание не просто отражает внешнюю реальность, а отражает ее, преломляя через собственную психику, интеллект, личный опыт, систему ценностей и идеалов и здесь источник противоречия между личностью и средой, ее потребностями и возможностями. В определении потребностей и интересов личности воспитание играет важную роль. Поэтому ведущим направлением системы воспитания должно стать формирование самосознания, ответственности, инициативности. В связи с этим интересен определенный вклад дагестанских ученых (Р.М.Магомедов, А.Г.Булатова, Б.М.Багандов, З.Г.Гасанов, М.М.Эльдаров, З.Я.Якубов и др.).

Народная педагогика Дагестана, как неотъемлемая часть педагогического наследия, во все времена служила целям передачи молодому поколению производственного, морального и социального опыта старших поколений. Вытекая из разнообразной повседневной деятельности горского труженика, народная педагогика осуществляла преемственную связь поколений и являлась важным звеном в едином диалектическом процессе развития человека [6, с.34]. Проблема социальной активности сегодня усугубляется тем, что внутренние условия активности потеряли свое приоритетное значение в деятельности, которую длительно ориентировали на внешние установки. Человек перестал быть субъектом своей деятельности. Поэтому сегодня создаются внешние условия, способствующие росту внутренней активности людей.

Таким образом, внешние социально-экономические, политические и другие условия существенно влияют на формирование потребностей и интересов личности, а они в свою очередь, определяют мотивационную основу и сферу социализации личности. Современная ситуация в мире свидетельствует о непреходящем значении общечеловеческих ценностей, отражающих непосредственно нравственную сущность любой человеческой деятельности. Систему общечеловеческих ценностей индивидуальное сознание воспринимает через понятные и доступные человеку в повседневной жизни морально-нравственные нормы. Деформация последних может привести к искаженному пониманию первых. Нравственные мотивы активности играют ведущую роль в определении личностью целей и средств. В выборе целей определяющую роль играют внутренние условия (потребности, интересы, идеалы, ценности), а на выбор средств оказывают существенное влияние внешние условия бытия личности (материальные, правовые, политические и т.д), и только устойчивая нравственная мотивация деятельности личности будет способствовать адекватному разрешению возникающих здесь противоречий.

Говоря о человеческой активности, мы видим, что она исследуется либо как компонент образа жизни или отдельных социальных групп, или как составная часть в структуре социальных резервов производства. Он обусловлен объективной тенденцией усиленного влияния человеческой деятельности на все сферы жизни общества, а так же теми противоречиям в виде отставания труда человека от потребностей общества.

Сейчас проблемы формирования личностных качеств в профессионально-производственной культуре решаются в контексте совершенствования всех производительных сил, перехода к новому типу производства, этики и эстетики труда вообще, в совокупности с задачами воспитания полноценного человека. Личностное богатство, заложенное, прежде всего в производственно-профессиональной культуре, с ее ведущим компонентом квалификацией, в управленческой деятельности, где проявляются и формируются многие гражданские устои, в том числе и такое ведущее качество, как ответственность – вот важные факторы, где находятся пути преодоления еще имеющейся инерции в формировании активности.

Особенность развития инициативности, ответственности определяется зависимостью личности от существующих отношений. При определенной ситуации, при наличии нерешенных социально-экономических проблем возникает социальная пассивность. Преодоление ее во многом зависит от положительных мотивов включенности человека в деятельность. Позитивные мотивы и осознание значимости своего труда зависят от степени развития личностных качеств, от ее основополагающего качества – мировоззрения. Обобщающим выражением и решающей предпосылкой повышения активности личности выступает формирование заинтересованного подхода к делу, воспитание чувства ответственности, долга. В силу определенных исторических причин обнаруживается диспропорция между развитием составных частей профессионально—производственной культуры. Эта неравномерность снижает активность.

Исследования социальной активности, с какой бы стороны оно ни велось – внешней или внутренней – предполагает обращение к деятельности. В современном мире проблема деятельности встает особенно остро. Среди всех видов деятельности, по мнению М.С.Кагана [4, с. 120], художественная является основополагающей. С самых ранних лет ребенок, знакомясь с гармонией звуков и слов, выразительностью красок и форм, стремится применить их в жизни – в меру возрастных и индивидуальных возможностей. Таким образом, социализация в каждую историческую эпоху своеобразна. В нашу эпоху – это поворот от развития послушной личности к активной.

Вследствие этого и обозначаются проблемы изучения социализации и социальной активности личности с детства, в соответствии с природными задатками индивида.

Литература:

1.                 Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. (Личность как объект и субъект общественных отношений).- М.: МГУ, 1984

2.                 Арефьева Г.С. Социальная активность. – М.: Политиздат, 1974г.

3.                 Глезерман К. К вопросу о понятии «общественное бытие». – «Вопросы философии». 1960, №5

4.                 Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988.

5.                 Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М.: Педагогика, 1988.

6.                 Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: (содержание, формы и методы воспитания) / НИИ шк. им. А.А. Тахо-Годи. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.

7.                 Мудрик А.В. Социализация //Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. – М.: Большая российская энциклопедия, 1999

Основные термины (генерируются автоматически): социальной активности, активности личности, социальной активности личности, Проблема социальной активности, социализации личности, активности личности человека, человеческой деятельности, интересов личности, личностных качеств, повышения активности личности, исследованию социализации личности, сферу социализации личности, Народная педагогика Дагестана, аспектам развития личности, понимание социальной активности, интересов личности воспитание, мотивация деятельности личности, проявлением социальной активности, проблема социальной активности, сущность человека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос