Библиографическое описание:

Коноплёва Л. С., Коноплёв Н. Н. Риски современного процесса социализации личности на постсоветском пространстве в аспекте психологии [Текст] // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 25-31.



Проблема процесса социализации личности на пост советском пространстве в том, что коммунистическая модель образования государства оказалась не жизнеспособной. В связи с политическими реформами, направленные на либерализацию и свободу в гражданском обществе, соответственно изменились и цели государства. При коммунизме девизом было: «Грабить и распределять», в рыночной свободной экономике девизом государства становится: «Созидание и Творчество», где государство помогает личности само реализоваться, поэтому назрела необходимость реформирование процесса социализации личности.

В коммунистической модели готовились винтики для государства, а в новой, возрождающейся Российской Федерации, естественно, нужны свободные и творческие личности. Свободная творческая личность является гарантом свободы и независимости государства как субъекта хозяйственной деятельности. Иначе говоря, современному Российскому государству нужна новая система процесса социализации личности с теми целями и задачами, которые ставят перед собой новая Российская идея построения личностно-ориентированного гражданского общества, где государство нацелено на помощь в самореализации личности.

В связи с процессами глобализации, как в политических, так и в экономических общественных структурах, возникает новая социальная реальность, как ключевая детерминанта социализации современной молодёжи.

Ведущие компании мира работают с рисками, причём, проблема есть свершившийся риск. Создание рисков и управление ими является источником прибыли [3].

Социализация — совокупность взаимосвязанных процессов, усвоение и воспроизводство индивидом социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития свойств личности. Понятие социализации ввёл американский социолог Гиддинкс в конце 19 века. Процесс социализации можно рассматривать как адаптацию к социальной среде индивида.

С точки зрения психоанализа социализация рассматривается как становление внутренней активности личности за счёт сублимации. Акцент делается на мотивационно-потребностной сфере, что является регулятором поведения.

Альтернативный подход — когнитивная концепция. Жан Пиаже процесс социализации связывает с развитием ума и мышления. Чем больше знаний, тем адекватней человек воспринимает себя в мире. Существуют два механизма социализации: внешний (воздействие среды) и внутренний (стремление изнутри). Внутренний механизм выражается в подражании и идентификации, внешний — в руководстве и наставлении (образование и воспитание).

Выготский Л. С. представляет механизм социализации следующим образом: человеку при рождении изначально закладывается генетическая программа, транслируемая каждому индивиду, и выражается в потребности стать личностью (социальная потребность). При этом вводится понятие интериоризации (восприятие, усвоение) и экстериоризация (переработанный опыт восприятия и усвоения возвращается в социум в процессе деятельности).

Предполагается, что при нарушении восприятия культурно-генетического кода (например, пьющие родители) возникает асоциальное поведение личности. Гуманитарное образование позволяет восстанавливать генетический код развития личности.

О воспитании классик мировой психологии Л. С. Выготский высказывался следующим образом: воспитывать — значит всемерно содействовать в организации жизни подрастающего поколения, нельзя воспитывать, нужно создавать условия для воспитания [1].

Факторы социализации можно разделить по двум причинным условиям: 1. Целенаправленная социализация осуществляется социальными институтами. 2. Случайные, стихийные влияния включают в себя общение человека, например, в компании сверстников и т. д.

Новые требования к процессу социализации личности с учётом перехода к свободной модели государства можно выразить в противопоставлении коммунистической и рыночной культур в аспекте воспитываемых типов личностей.

На постсоветском пространстве существует особый тип личности, сформированной идеологией коммунистов — «гомо советикус». Сознание «гомо советикуса» воспитывала советская педагогика с её общественным типом образования. В понятии тип образования указывается доминирующий признак, отражающий социальные ориентиры, запрос общества. В настоящий момент существует два типа образования: 1) общественно-ориентированный; 2) личностно-ориентированный. Общественно-ориентированный тип характеризуется признаком внешнего воздействия на учащегося. В основе личностно-ориентированного образования лежит иной доминирующий признак, как обеспечение саморазвития личности, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. В соответствии с указанными выше подходами человек понимается как: 1. «Человек — глина». Это образ формирующей педагогики. Человек в данном случае как бы не имеет своей изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы с ним. 2. «Человек — семя», имеющее генетическую программу развития. Общественно-ориентированное образование идеологизировало сознание (кодировало) в соответствие с политическими идеями коммунизма. Большую роль в воспитании предпринимательской способности детей играют родители. Е. С. Рапацевич в современной энциклопедии по педагогике даёт следующие рекомендации родителям: не выдавайте свои интересы и цели за интересы и цели ребенка; приучайте его самого принимать решения, доверяйте и не заставляйте делать так, как вам хочется; дайте детям возможность добиваться успеха, а потом признайте его и похвалите их усилия; независимость также можно воспитывать, поощряя подростка выражать свои взгляды; если вы хотите, чтобы ваши дети были независимы, учите их работать, состязаться друг с другом и добиваться поставленных целей; привлекайте детей к ведению семейного бюджета; детям следует учиться проводить время, полагаясь на собственное воображение и активность [5].

В рыночной культуре возрастает спрос на высоко — квалифицированный труд. Между профессиями стираются границы. Рынок персонализирует человека. Знакомство трансформирует в рекомендацию. В клановой организационной культуре на первом месте личные отношения по вертикали и горизонтали, поэтому конкурентоспособность организации, как субъекта хозяйствования мирового экономического пространства снижается. Коллектив проигрывает команде, т. к. в команде главенствуют служебные отношения с персональной ответственностью. Предпринимательству невозможно научить, потому что связь между деловыми качествами предпринимателя и его образованием отсутствует. В начале какое — либо дела, приходит понимание, что полученные ранее знания практически бесполезны. Главные качества предпринимателя выражаются в таких выражениях, как умение бать самим собой. Принимать самостоятельно решения в условиях неопределённости. Вера в реализацию своих идей. Не браться за работу в ущерб своим морально-этическим и экономическим интересами. Умение предвидеть результат своим действиям. Способность эффективно управлять социально-психологическими рисками в принятии как стратегических, так и тактических решений в процессе ведения бизнеса. В подборе кадров более полагаться на интуицию, чутьё. При управлении персоналом отдаёт предпочтение служебным отношениям, соблюдает субординацию и требует от подчинённых приоритета служебных, а не личных отношений с коллегами и подчинёнными по работе.

Процесс перехода от личности «гомо-советикус» к свободной личности напрямую связан с либерализацией экономических отношений между субъектами хозяйствования. Процесс либерализации должен проходить постепенно, естественно, и связан исторически со сменой поколений. Иначе говоря, с функционированием традиционных форм субъектов хозяйствования экономики постепенно должны создаваться субъекты хозяйствования, ориентированные на культурно-исторические традиции, характерные рыночным отношениям, работе в команде и персональная ответственность, ориентированная на развитии личности человека. Самое большое влияние на государственное устройство оказывают политические процессы, проходящие в любой стране мира и приводящие к власти группу людей, объединённых одной идеей [2].

Проблема человека является стержнем проблем России. Для придания чрезвычайного значения качеству человека граждане России именуются человеческим капиталом. Мы стремимся доказать, что человеческого капитала, адекватного глобализации, в России нет, и, что хуже всего, никто в России не знает параметров имеющегося человеческого капитала и никто не хочет этого знать. Между тем параметры человеческого капитала страны более важны, чем параметры финансового капитала, и более объективны при измерении, оценке, учете, чем финансовый капитал. Объясняется это очень просто: человек является носителем картины мира, образа жизни, жизненной позиции и мировоззрения, которые могут быть более или менее адекватны глобализации. Например, если государство производит человеческий капитал с картиной мира далекого прошлого, то, естественно, такие люди не могут быть успешно адаптированы в настоящем по действующим проектам будущего. Не будет у России человеческого капитала, опережающего действующие проекты будущего, не будет страны, несмотря на несметные природные богатства, которые достанутся зарубежным переселенцам. Попытки активизировать отечественную экономику не удаются из-за дефицита трудовых ресурсов, отсутствия у собственных граждан достаточной мотивации работать и неспособности работать на современном уровне, когда удается создать мотивацию [4].

Переход от социалистического к рыночному укладу жизни объективно влечет за собой снижение степени персональной защиты личности со стороны социальных институтов государства и общества. Принцип патернализма, выступавший при социализме в качестве одного из ключевых механизмов регуляции взаимодействия в диаде «общество–личность», фактически, утратил свою актуальную значимость. Новый характер складывающихся ныне общественных отношений ориентирован на инициативу и активность самой личности, ее способность и готовность самостоятельно, то есть индивидуально принимать решения, выстраивать персональную стратегию собственной жизни. Идеал успешной личности современной молодёжи соответствует следующим представлениям: человек сделал себя сам, который устремлен рассчитывать в первую очередь на себя и который располагает для этого реальными личностными ресурсами и возможностями для их полноценной реализации [6].

Основной суммарный эффект воздействия высшего образования на ценности студентов заключается в том, чтобы обеспечить общее принятие системы стандартов и качеств, присущих выпускникам. Воздействие образовательного учреждения заключается в том, чтобы социализировать индивида, усовершенствовать, отшлифовать, «приспособить» его ценности так, чтобы он мог быть полноценным «гражданином» определённой социокультурной среды определённого государства.

Идеологическое смешивание понятия воспитания и образования приводит к зомбированию, кодированию личности. Необходимо условно разграничить эти два понятия для понимания сути процесса воспитания и образования. Познание личностью как субъекта, физического, материального мира в процессе социализации формируется образованием через интеллект (мышление, память, визуализация и т. д.). Познание и восприятие невидимого мира духовной сферы личности, включающую в себя чувство, эмоции, мораль, этику, в сумме, создающей в личности ощущение совести, проявляющейся через стыд, формируется воспитанием через интуицию (опора на себя).

Психологические качества ребёнка способного к предпринимательской деятельности: инициативность в общении; проигрыш в игре стимулирует; практичность и реалистичность в выборе увлечений и друзей; прямолинейность, откровенность, напористость в сочетании с гибкостью, умением приспособиться к обстоятельствам и людям; интерес к коммерции и торговле, к семейному бюджету, умение толково распорядиться выдаваемыми ему карманными деньгами; аналитический склад ума, способность добраться до сути проблемы и решить ее; творческий подход к делу, умение «из ничего» извлечь пользу и выгоду для себя; умение учиться на собственных ошибках. При активизации мотивов нельзя опираться на финансовые стимулы. Материальное достижение для предпринимателя является следствием, а не результатом его деятельности. Предпринимателю нравится процесс, а не результат. Предпринимателю не нужна социальная поддержка в принятии решений. Крупные компании на постсоветском пространстве заинтересованы в том, чтобы их персонал обладал качествами свободной личности, которая в своей деятельности руководствуется совестью — за этим будущее. Тот, кто живёт за страх — это прошлое. Такие люди никогда не смогут быть конкурентно способными в современном обществе. Процесс социализации личности должен реформироваться. Приоритет процесса социализации необходимо отдавать свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за них, при этом, руководствоваться своей совестью, опираться на себя. Так же как телесной оболочке нужен чистый (свободный) воздух, так же для личности нужна чистая социальная среда без кодирования и регламентирования, свобода для творчества с целью самореализации.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997.
  2. Коноплёв Н. Н., Коноплёва Л. С. Риски формирования сознания личности как субъекта рыночной экономики на постсоветском пространстве [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 9–12.
  3. Лукьянов О. В. Готовность быть: Введение в транстемпоральную психологию. — М.: Смысл, 2009. — 231 с.
  4. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: Учеб. пособие / Под науч. ред. д-ра психол. наук, проф. А. И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006. — 512 с.
  5. Рапацевич Е. С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич; под общ. ред. А. П. Астахова. — Минск: Современная школа, 2010. — 720 с.
  6. Шумская Л. И., Бабосов Е. М. Актуальные проблемы обеспечения молодежной политики союзного государства // Учёные записки. — № 2, 2011. — С. 31–34.
Основные термины (генерируются автоматически): социализации личности, процесса социализации личности, свободной личности, человеческого капитала, постсоветском пространстве, процессу социализации личности, Процесс социализации личности, самореализации личности, особый тип личности, творческие личности, Проблема процесса социализации, внутренней активности личности, асоциальное поведение личности, развития свойств личности, реформирование процесса социализации, современного процесса социализации, личности нужна чистая, качествами свободной личности, обеспечение саморазвития личности, код развития личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос