Автор: Круглова Наталья Юрьевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 16.03.2016

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Круглова Н. Ю. Современная модель психолого-педагогического консультирования с использованием компьютерных телекоммуникаций // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 62-63.



В статье изложен аналитический обзор основы работы в коррекционных группах. Представлен опыт в раках консультирования с использованием компьютерных телекоммуникаций. Результаты тестирования. Анализ результатов.

Ключевые слова: компьютерные телекоммуникации, программа SKYPE, результаты тестирования, анализ.

В настоящей сложной экономической ситуации государственная поддержка и социальная защита особенно необходима семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Всестороннее изучение особенностей каждого возраста, всех типов нормального и нарушенного развития является необходимой основой для совершенствования системы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Консультирование специалистами родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья - процесс, который проходит не всегда легко и просто. В ходе адаптации ребенка к социальным условиям у родителей возникает множество вопросов к специалистам, выявляются проблемы, которые невозможно решать самим. Таким образом, стало чрезвычайно актуальным создание широкой сети консультативной психолого – педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Встречи со специалистами службы сопровождения детей с ограниченными возможностями и их родителями не всегда удаются по разным причинам, эти родители лишены возможности консультирования. Назрела необходимость в разработке новых форм взаимодействия дошкольных и специальных (коррекционных) учреждений с семьями [1, с. 96].

В качестве новых форм взаимодействия семьи и детских учреждений, имеющих квалифицированных специалистов, а также в плане расширения консультативной психолого – педагогической помощи может быть предложено дистанционное консультирование при помощи компьютерной программы SKYPE. В рамках такого рода консультирования предполагается проведение следующей работы: психолого – педагогическое консультирование по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья; чтение лекций для родителей; проведение семинарских занятий, на которых обсуждаются проблемы, волнующие родителей; обучение родителей игровым занятиям с детьми в домашних условиях; демонстрация и разбор индивидуальных коррекционных занятий с обучающей целью [1, с. 99].

Предлагаемая модель дистанционного консультирования педагогов направлена на поиск и определение таких конкретных способов адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к определенным условиям, которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития его личности, способствовали бы нормализации и оздоровлению микросоциальной среды, в которой он растет. Даже с учетом больших компенсаторных возможностей детского возраста необходимо признать, что ответственный период развития психики детей проходит в осложненных условиях [2, с. 315].

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №193» г.о. Самара ведется кропотливая работа по взаимодействию специалистов с родителями. Поступление детей с ОВЗ сопровождается специалистами ДОУ – обследование детей, направление в группы, в соответствии с возрастом и особенностями развития. Раннее выявление нарушений в развитии позволяет провести своевременный анализ характера отклонений и оказать помощь в их коррекции. С этой целью провели диагностику выявления состояния психического развития детей. Основной контингент среди детей с ОВЗ составили дети с задержкой психического развития, легкой умственной отсталости, аутизмом и нарушениями речи. В рамках эксперимента была определена группа из семи семей, где воспитываются дети с ОВЗ (с вышеперечисленными нарушениями).

На первом этапе мы провели тестирование семей с целью определения стиля семенного воспитания и типа личности (по В.М. Миниярову), выявление родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин). Мы получили следующие результаты:

1. Стиль воспитания: рассудительный – 45,5%, сопутствующий сочувствующий – 27, 2%, попустительский – 9%.

2. Мотивы отношения родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья: для создания полноценных семейных условий – 45,5% (в т.ч. «дети должны воспитываться в семье»); помощь детям с ограниченными возможностями здоровья – 9,1%; снизить уровень агрессии по отношению к обществу – 9,1%.

Анализ результатов тестирования показал, что родителям присущ стиль отношений, который характеризуется общим эмоциональным положительным отношением к ребенку. В этих семьях преобладает рассудительный стиль воспитания, сопутствующий, сочувствующий. Педагоги проявляют заинтересованность и участие в жизни ребенка. Однако часть педагогов ведут себя авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания, считая его личностно и социально незрелым. Преобладающий стиль воспитания в этих семьях предупредительный, сопутствующий, контролирующий. Часть педагогов устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, у них отсутствует необходимая забота о детях, стиль воспитания – попустительский.

Результаты обследования помогли нам выявить трудности взаимодействия родителей с детьми с ОВЗ в семьях, проблемы в тиле воспитания. По результатам тестирования каждому педагогу даются рекомендации по психолого-педагогической коррекции взаимоотношений с детьми. По данным анкетирования, помощи от специалистов ожидают все педагоги, помощи психолога – 20%, логопеда – 40%, дефектолога – 40%. По нашим данным, педагоги сталкиваются со следующими случаями: агрессия со стороны детей с ОВЗ, неорганизованное поведение, неусидчивость; трудности в усвоении программного материала.

Подводя итоги, подчеркнем, что проведенная работа позволяет сделать выводы о том, что еще имеется много проблем, которые предстоит решать, и первоочередные из них – это: подготовка будущих педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями; психолого-педагогическое сопровождение детей; обучение специалистов, работающих в службе сопровождения специальным метода и приемам работы с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. – СПб.: Речь, 2007. С. 96 - 100.
  2. Кулганов В.А., Верещагина Н. В. Консультирование в работе детского практического психолога. Учебное пособие. - М: Детство-Пресс, 2008 . С. 306-318.
  3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Гуманит изд. центр «ВЛАДОС», 2003.С. 331–333.
  4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. Учеб. для студ. Педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 580 с.
  5. Тингей – Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям / Пер. с англ. / Под ред. Д.В. Колевова. М.: Педагогика, 1988. С. 120-127.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями здоровья, стиль воспитания, использованием компьютерных телекоммуникаций, новых форм взаимодействия, консультативной психолого, психического развития детей, развития психики детей, педагогической помощи, службы сопровождения детей, рассудительный стиль воспитания, адаптации ребенка, Консультирование специалистами родителей, дистанционного консультирования педагогов, психолого-педагогическое сопровождение детей, Семейное воспитание детей, модель психолого-педагогического консультирования, Учебное пособие, совершенствования системы воспитания, родителей игровым занятиям, педагогической помощи родителям.

Ключевые слова

анализ, компьютерные телекоммуникации, программа SKYPE, результаты тестирования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос