Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Билялова Н. А., Молоканова Н. В., Просвирова Е. А. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 12-17. — URL https://moluch.ru/archive/181/46658/ (дата обращения: 23.10.2019).



В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены формы и методы работы в Лекотеке и Службе ранней помощи.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный Государственный Стандарт (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) направлены на «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования», «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». Один из основных принципов ФГОС ДО — индивидуализация образования, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ [2,3].

Каждый ребёнок индивидуален и каждый является личностью. Для ребёнка с ОВЗ, как и для всякого ребёнка, важно, чтобы родители приняли и полюбили его таким, какой он есть. Каждый ребёнок хочет быть со своими родителями, братьями и сёстрами в родной семье. Он хочет открывать для себя мир, играть, учиться, становиться самостоятельней. Когда родители узнают о том, что у их ребёнка ограничены возможности здоровья, их жизнь резко меняется. Появляется потребность в информации и услугах.

С чего начать?

Где просить помощи и понимания?

Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты. Развитие и становление системы поддержки детей раннего возраста в мировой практике насчитывает уже не одно десятилетие. В Российской Федерации создание такой системы в государственном масштабе находится в стадии становления. Социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения. Работа с такими детьми и их семьями – дело очень сложное. Это связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сотрудничества с семьей или другими взрослыми, ответственными за уход и воспитание. Без этого взаимодействия успеха добиться практически невозможно.

В нашем дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) для обеспечения своевременной и комплексной помощи детям в возрасте от 0 до 7 лет и их семьям организованы консультативный пункт (КП), Служба ранней помощи (СРП) и Лекотека.

С 2013 г. в детском саду действует проект по формированию инклюзивного образования «Радость – это быть вместе!». В 2014 г. организована Лекотека для детей с ОВЗ, посещающих и не посещающих данное ДОУ, по обращениям родителей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. Лекотека оказывает психолого-педагогическую помощь семьям, воспитывающим детей от 2 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья, обучение и социальную адаптацию, имеющих и не имеющих статус ребёнка – инвалида. В настоящее время Лекотеку посещают 10 воспитанников детского сада.

Модель построения помощи семье.

Служба ранней помощи создана для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения.

Целью деятельности СРП является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основными задачами Службы являются:

- проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

- оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

На практике в нашем ДОУ прослеживается следующий алгоритм оказания помощи:

- родители по интересующему вопросу обращаются в консультативный пункт или в службу ранней помощи;

- приглашаются на встречу со специалистами (обычно первичный приём осуществляет старший воспитатель или руководитель Лекотеки);

- назначается встреча с педагогом – психологом или учителем – логопедом, либо приглашаются на консилиум специалистов;

- проводится обследование ребёнка;

- проводится консультирование родителей;

- предлагается посещение Лекотеки.

В основном все дети, посещающие СРП после зачисляются в Лекотеку, многие из них начинают посещать соответствующую возрастную группу ДОУ.

Что такое Лекотека? Одной из задач современной системы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии является поиск наиболее эффективных форм коррекционного воздействия. Одной из форм такой помощи является Лекотека, созданная на базе нашего дошкольного учреждения.

Термин «лекотека» состоит из шведского слова «leko» – игрушка и греческого слова «tek» – собрание, коллекция.

Основной метод педагогического воздействия в Лекотеке – ИГРА, рассматриваемая как деятельность, приносящая ребенку удовольствие и создающая условия для его комплексного развития. Специалисты ведут игровые сеансы с ребенком. Игровой сеанс – основная форма работы в Лекотеке. Команда специалистов Лекотеки: старший воспитатель, руководитель Лекотеки, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования (изобразительная деятельность).

Одним из основных направлений деятельности Лекотеки является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Появление ребенка с проблемами в развитии для любой семьи – сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в квалифицированной помощи, в объективной информации, в психологической поддержке.

В Лекотеке реализуются следующие направления:

- профилактика и укрепление здоровья ребенка;

- развитие двигательной сферы;

- развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы;

- развитие и коррекция коммуникативно-речевой и социальной сферы;

- развитие и коррекция познавательной сферы;

- абилитация ребенка через игровые, художественно-эстетические, музыкально-ритмические техники;

- повышение педагогической компетентности членов семьи, участвующих в воспитании ребенка с ОВЗ;

- психолого-педагогическая помощь в проектировании условий воспитания в семье.

Режим и интенсивность посещения Лекотеки детьми и их родителями:

- Лекотека работает ежедневно, для каждого ребёнка составлен индивидуальный график;

- в условиях Лекотеки предусматривается гибкий режим посещения;

- состав и наполняемость подгруппы определяются исходя из направлений и форм работы, её содержания. При этом учитывается совместимость детей, общность или специфичность педагогических задач;

- психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляется на основе гибких индивидуальных маршрутов, рассмотренных и утвержденных на консилиуме (ПМПк).

- индивидуальная или подгрупповая работа с ребенком проводится в присутствии родителей, но может проводиться и без родителей.

- продолжительность индивидуального занятия с ребенком рассчитывается согласно СанПиН и в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Основные задачи, которые Лекотека решает, осуществляя работу с родителями, это:

- помощь в ориентировке родителей в ситуации развития своего ребенка;

- содействие в формировании активной позиции родителей относительно ребенка;

- поддержание позитивного стиля взаимодействия взрослых с ребенком;

- повышение педагогической компетентности членов семьи;

- психолого-педагогическая помощь в проектировании условий воспитания в семье.

Умение наладить доверительные отношения с родителями – путь успешного взаимодействия специалистов Лекотеки с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание грамотной помощи ребенку с проблемами в развитии, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в коррекционных мероприятиях. Главное условие – взаимодействие, сотрудничество семьи и специалистов. Все взаимодействие происходит в игровой и дружественной форме с возможностями продолжить развитие в домашних условиях, т.е. сплачивает семью, улучшает семейный климат.

Специалистами и администрацией ДОУ разработана, утверждена и ведётся следующая документация: приказ о создании Лекотеки, положение «О Лекотеке», индивидуальное расписание игровых сеансов, график работы специалистов, журнал учета движения детей в Лекотеке, табель учета посещаемости детей Лекотеки.

На каждого ребёнка заводится папка, в которой находятся следующие документы: заявление родителя, договор, регистрационный лист, согласие на обработку персональных данных, история развития ребенка до поступления в Лекотеку (медицинский и социальный анамнез), индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, итоговое заключение и рекомендации специалистов Лекотеки по дальнейшему развитию ребенка, карта индивидуального маршрута ребёнка с ОВЗ, планы индивидуальной работы с ребенком и семьей по направлениям работы специалистов.

Формы организации работы с родителями и детьми, используемые специалистами Лекотеки.

Игровой сеанс (ИС) – это форма работы специалиста с ребенком и его родителем, или другим членом семьи, преимущественно занимающимся воспитанием ребенка. На ИС могут также присутствовать другие члены семьи и лица, принимающие участие в воспитании ребенка.

В структуру ИС входят:

- наблюдение за свободной игрой и взаимодействием детей с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния;

- инициация и сопровождение совместной игры детей между собой с целью решения задач индивидуального образовательного маршрута ребёнка;

- сопровождение параллельной игры детей и их родителей с целью обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка;

- нормализации детско-родительских отношений, преодоления поведенческих проблем ребенка;

- совместная (структурированная и неструктурированная) игра специалиста с детьми и родителями, с целью решения задач индивидуального образовательного маршрута;

- обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка;

- беседа с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому и другое.

Виды ИС:

- ребёнок – мама (член семьи) – специалист;

- ребёнок – мама (член семьи) – два специалиста (учитель – логопед, музыкальный руководитель или педагог – психолог и педагог дополнительного образования);

- в паре с ребёнком с нормативным развитием, с братом или сестрой;

- групповой ИС, для двух и более детей и их родителей, для отдельной семьи ребёнка.

В нашем ДОУ создаются специальные условия для развития детей с разными образовательными потребностями и для взаимодействия с их родителями.

У нас создан и оснащён кабинет инклюзивного образования. Он необходим и используется:

- для проведения индивидуальных встреч с родителями;

- для индивидуальных консультаций;

- для систематизированного хранения документации: программы, журналы, карты ребёнка и так далее;

- для хранения игрушек, игр, дидактических пособий и методических материалов;

- для библиотеки для родителей и педагогов (в электронном и печатном виде), по просьбе родителей специалисты сбрасывают необходимый материал на электронный носитель.

Педагоги, работающие с детьми в Лекотеке, составляют для родителей методические рекомендации по использованию дидактических игр и пособий, разработаны буклеты, памятки.

Для проведения индивидуальных или тематических встреч с родителями, консилиумов, игровых тренингов, совместного участия в вебинарах используется методический кабинет.

Для проведения сеансов с учителем – логопедом и педагогом – психологом оборудован кабинет педагога – психолога и учителя – логопеда. Кабинет оснащён необходимыми пособиями, играми и оборудованием для эффективной работы с детьми, родителями и педагогами. Техническое оснащение кабинета:

- магнитофон, ноутбук, проектор, интерактивная приставка MimioTeach, документ – камера MimioView, видеокамера, фотоаппарат, микрофон.

Родители, присутствуя на сеансах с использованием интерактивной доски, видят возможности своего ребёнка, проявления интереса к познавательной деятельности, что возможно не проявлялось в домашних условиях.

Дети очень любят манипулировать, играть с предметами. Поэтому специалисты предлагают в рекомендациях для родителей игры с предметами, которые окружают ребенка в быту. Например, игры с прищепками, мыльные пузыри. Игры с водой, «сухой бассейн» и «сухой дождик» помогают расслабиться и снять напряжение.

Для развития сенсорной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью мы предлагаем картотеку дидактических игр: на развитие восприятия формы, различение цвета, формирование целостного восприятия, развитие тактильно-зрительного восприятия, развитие слухового восприятия, развитие пространственной и временной ориентировки. Специалистами подобрано оборудование для упражнений в сенсомоторном развитии: бусы деревянные крупные, шнуровки, вкладывающиеся коробочки, вкладыши, пирамидки, матрёшки, клубочки, «Тактильные дощечки», сенсорные книжки; оборудование для упражнения с сыпучими материалами. Специалисты показывают возможности дидактического материала «Блоки Дьенеша» и «Счетные палочки Кюизенера», которые очень эффективны в работе над развитием сенсомоторной сферы. Для закрепления материала все игры после ИС даются родителям домой. Во время ИС с педагогом-психологом родители знакомятся с пальчиковыми играми, игровым массажем шариком су-джок и эластичным кольцом, с играми на развитие зрительно-моторной координации. Полученный на занятиях опыт используют родителями с детьми дома.

В ДОУ оформлена комната со специально организованной средой «Фиолетовый лес», оборудованная развивающими играми Воскобовича В. В. В ней специалисты проводят ИС совместно с родителями, объясняя и показывая возможности и эффективность этих развивающих игр.

Для ИС, проводимых инструктором по физической культуре, в ДОУ оборудован зал по лечебной физической культуре (ЛФК): батут, сухой бассейн, массажные дорожки и мячики, фитболы, детские тренажёры («Степпер», «Беговая дорожка», «Бегущий по волнам», «Гребной тренажёр», «Велосипед»).

Во время проведения ИС педагог дополнительного образования знакомит родителей с нетрадиционными техниками. Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Педагог дополнительного образования знакомит родителей с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики, с пальчиковой гимнастикой, которые можно использовать в домашних условиях. На сеансах в изостудии родители знакомятся с большим числом разнообразных сенсорных игр. Например: сенсорная игра «Смешивание красок» – рисование на мокрой бумаге акварельной краской. Сеансы в изостудии приносят ребенку радость, снимают психо-эмоциональное напряжение. Очень важно, что ребенок чувствует свой успех, а родитель видит способы создания успешности своего ребенка.

Участие родителей в творческой деятельности вместе с детьми укрепляет эмоциональную связь и стимулирует становление более прочных, зрелых детско-родительских отношений. На занятии создаётся атмосфера комфорта и взаимоуважения.

Участие детей в выставках детского творчества и выставках совместного творчества, организация в ДОУ персональных выставках, оформление стен рисунками детей – радует детей и их родителей, позволяют увидеть своего ребёнка с другой стороны, демонстрирует всему саду успешность детей с ОВЗ в продуктивных видах деятельности.

А какую радость приносит ребёнку и его семье первые успехи в конкурсах детского творчества! Возможность выйти на сцену, получить награду, позволяет им чувствовать себя со всеми единым целым, быть такими как все.

В качестве формы профилактики социальной дезадаптации семей с особым ребенком мы понимаем и их участие в совместных праздниках, организуемых в ДОУ. С этой же целью мы приглашаем детей, не посещающих ДОУ, и их родителей на ставшие традиционными для нашего ДОУ развлечения: «День доброты», посвящённый Дню инвалида и «Лучики добра» (День человека с синдромом Дауна), на традиционный праздник для жителей микрорайона «Яблочно – Медовый Спас», Всемирный День соседа, акцию «Обнимем детский сад вместе!», концерт «Свободный микрофон» и другие.

Силами педагогов и детей проводим показ театральных спектаклей, на которых дети, не посещающие ДОУ, присутствуют вместе с родителями. По нашим наблюдениям, участие в таких мероприятиях, прежде всего, помогает преодолеть дефицит возможностей совместного досуга, неизбежно возникающий в семьях, воспитывающих ребенка с особенностями развития, когда большую часть времени родители озабочены решением коррекционных задач; у родителей появляется возможность пережить новые эмоции вместе со своими детьми, это открывает новые грани детско-родительских отношений.

Помимо этого, посещение таких мероприятий становится неким тренингом родительского умения помочь ребенку регулировать свое поведение в ситуации повышенного возбуждения, в публичных местах. Также можно отметить полезный эффект от знакомства родителей с подобным опытом других семей, когда иллюзия уникальности и неразрешимости ситуаций, связанных с проблемным поведением своего ребенка уступает место желанию конструктивно с ними справляться.

Специалисты Лекотеки и Консультативного пункта ведут работу по повышению педагогической компетенции членов семей: индивидуальные консультации, тематические и проблемные круглые столы, мастер – классы, игровые тренинги.

На тематических встречах и круглых столах с родителями обсуждаем вопросы:

- Какие изменения произошли, с ребёнком?

- А что так и не изменилось?

- Какие изменения в себе как родителях / бабушке / дедушке почувствовали за время общения со специалистами?

- Каких следующих шагов в развитии ожидаете от ребенка в ближайшем будущем?

- Каким видите свое участие в этих изменениях?

Такие встречи также позволяют обозреть успехи за год, одновременно коснувшись темы нереализованных ожиданий. Проговаривая произошедшие за год изменения в развитии ребёнка, родитель имеет возможность еще раз сфокусироваться на переменах, произошедших в ребенке, на своей роли в этих переменах, отрефлексировать изменения в отношениях с ребенком. Специалисты и педагоги ДОУ получают информацию о качестве и успешности оказываемой помощи, с точки зрения того запроса, который был изначально поставлен семьёй.

Администрацией ДОУ организуются встречи с родителями с участием специалистов ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда», специалистов ООО Центра «Нейро», ВОБОО «Общество помощи им. Л. С. Выготского».

Педагоги ДОУ систематически повышают профессиональную компетентность, участвуя в мероприятиях разного уровня по обмену опытом работы:

- представление опыта работы по проекту «Радость – это быть вместе!» на областном научно – практическом семинаре «Организация образовательной деятельности детей с ОВЗ», проводимым комитетом образования и науки Волгоградской области и ГАУ ДПО «ВГАПО»;

- выступление «Организация инклюзивной практики в МБДОУ д/с № 85» на курсах № 302 ГАУ ДПО «ВГАПО»;

- проведение мастер – класса «Развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами арт – терапии» на курсах № 302 ГАУ ДПО «ВГАПО»;

- выступление с презентацией на V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития службы социально-психологического сопровождения образования: реализация ФГОС и профессионального стандарта педагога – психолога»;

- организация и проведение областного семинара – практикума «Формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении»;

- опыт организации и деятельности Лекотеки был представлен на семинарах – практикумах городского сетевого взаимодействия педагогов, на городских методических объединениях старших воспитателей, музыкальных руководителей;

- стендовый доклад по инклюзивному образованию был представлен на городской августовской конференции педагогических работников г. Волжского;

- на региональном этапе международной ярмарки социально-педагогических инноваций представлен стендовый доклад «Использование результативных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами в проекте по формированию модели инклюзивного образования «Радость – это быть вместе!».

Результаты профессиональной деятельности педагогов опубликованы в печатных изданиях: в сборнике по материалам Регионального этапа международной ярмарки социально-педагогических инноваций, в сборниках по материалам IV и V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития службы социально-психологического сопровождения образования: реализация ФГОС и профессионального стандарта педагога-психолога» и в спецвыпуске «Методическая копилка педагогов дошкольных образовательных учреждений города Волжского» международного научного журнала «Молодой учёный» [1, с. 94].

Участвуя в конкурсах профессионального мастерства наши специалисты стали победителями и призёрами:

- победитель Регионального этапа международной ярмарки социально – педагогических инноваций (2016 г.);

- победители Регионального этапа международной ярмарки социально – педагогических инноваций (2017 г.);

- III место во II открытом фестивале презентаций педагогических проектов «Создание благоприятного образовательного пространства для учащихся с ОВЗ (2015 г.);

- III место в III открытом фестивале презентаций педагогических проектов «Создание благоприятного образовательного пространства для учащихся с ОВЗ (2016 г.);

- победитель II и III городского открытого конкурса профессионального мастерства «Ярмарка социально – педагогических идей» (2015 г. и 2016 г.);

- призёр III городского открытого конкурса профессионального мастерства «Ярмарка социально – педагогических идей» (2016 г.).

Выводы:

В результате нашей работы родители убеждаются, что их активное участие в развитии ребёнка ведёт к успеху; у них формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Тесное сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Решаются такие важные задачи, как:

- улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, улучшение социального самочувствия и психологического климата в таких семьях;

- преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, образование новых социальных связей, получение социальных навыков, социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;

- формирование у семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми мотивации к взаимодействию и взаимной поддержке.

Литература:

  1. Молоканова Н. В., Билялова Н. А., Конькова И. Н., Гоношилова В. В. Реализация принципов индивидуализации в процессе инклюзивного образования в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 94-99.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; // URL: http://www.consultant.ru
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru
  4. Грозная Н. С. Инклюзивное дошкольное образование. Синдром Дауна XXI век. – 2010. – № 1. – С. 25 – 35.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, III, ограниченная возможность здоровья, семья, Развитие, психолого-педагогическая помощь, ранняя помощь, риск нарушения, член семьи.


Похожие статьи

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень.

Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями...

Библиографическое описание: Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст]

Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях структурного подразделения "Центр игровой поддержки ребенка". Факторы, влияющие на особенности реагирования ребенка на развод родителей.

Программа психолого-педагогического сопровождения...

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому важно исследовать и оказывать помощь не только детям и подросткам с ОВЗ, но и их родителям.

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными...

Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий семей, находящихся в жизненно трудной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека.

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

ребенок, родитель, семья, инклюзивное образование, возможность, член семьи, развитие ребенка, Россия, интеллектуальное развитие, воспитание.

Дети группы риска и их психологические особенности

Так группой риска он считает многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей — инвалидов; детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить причины попадания детей в группу риска.

Особенности процесса психотерапии семей с детьми, имеющими...

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) часто изначально негативно воспринимается семьей. В период беременности к рождению ребенка «готовятся», с ним связано много мечтаний о том, какой счастливой станет семья, строятся планы на будущее.

Анализ результативности программы психолого-педагогического...

Помощь семье и детям является актуальной проблемой

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи является приоритетной задачей в устройстве детей, так как адекватно решает проблему снижения количества детей-сирот.

Похожие статьи

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень.

Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями...

Библиографическое описание: Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст]

Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях структурного подразделения "Центр игровой поддержки ребенка". Факторы, влияющие на особенности реагирования ребенка на развод родителей.

Программа психолого-педагогического сопровождения...

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому важно исследовать и оказывать помощь не только детям и подросткам с ОВЗ, но и их родителям.

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными...

Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий семей, находящихся в жизненно трудной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека.

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

ребенок, родитель, семья, инклюзивное образование, возможность, член семьи, развитие ребенка, Россия, интеллектуальное развитие, воспитание.

Дети группы риска и их психологические особенности

Так группой риска он считает многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей — инвалидов; детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить причины попадания детей в группу риска.

Особенности процесса психотерапии семей с детьми, имеющими...

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) часто изначально негативно воспринимается семьей. В период беременности к рождению ребенка «готовятся», с ним связано много мечтаний о том, какой счастливой станет семья, строятся планы на будущее.

Анализ результативности программы психолого-педагогического...

Помощь семье и детям является актуальной проблемой

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи является приоритетной задачей в устройстве детей, так как адекватно решает проблему снижения количества детей-сирот.

Задать вопрос