Любой молодой предприниматель, начиная свою деятельность, осознает, что ведение бизнеса — это всегда рисковое занятие. Любой новый бизнес начинается с бизнес-плана, в котором кроме всего прочего рассматриваются риски, которые могут повлиять на этот бизнес, степень их воздействия, а также методы и меры предостережения и избегания этих рисков.
Ключевые слова: риски, бизнес-план, бизнес, индивидуальный предприниматель, автозапчасти, техногенные, природные, профессиональные, финансовые и коммерческие риски, смешанные риски, предпринимательские риски, страхование.
При разработке любого бизнес-плана необходимо учитывать риски, которые могут угрожать деятельности предприятия в той или иной сфере существования.
В результате анализа многочисленных определений понятия «риск» было определено, что для рисковой ситуации могут быть характерны такие основные моменты, как:
случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике;
наличие альтернативных решений;
возможность определить вероятности исходов и ожидаемые результаты;
вероятность возникновения убытков;
вероятность получения дополнительной прибыли.
Соответственно, категорию «риск» можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с их ожидаемой величиной, ориентированной на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности.
Другими словами, риск — это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал. [1]
Для выявления влияния рисков на предприятие была составлена классификация рисков (таблица 1).
Таблица 1
Классификация предпринимательских рисков
Тип |
Вид |
Описание |
Источники возникновения рисков |
Риск, связанный с хозяйственной деятельностью |
|
Риск, связанный с личностью предпринимателя |
Предприниматель — известная личность; Предприниматель — неизвестная личность |
|
Риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды |
||
По сфере возникновения |
Внешние |
Нельзя оказать влияние, но есть возможность предвидеть |
Внутренние |
В случае неэффективной работы, ошибок, злоупотреблений |
|
По уровню принятия решений |
Макроэкономический (глобальный) |
|
Риск на уровне отдельных фирм (локальный) |
||
По длительности во времени |
Кратковременные |
Конкретный известный отрезок времени |
Постоянные |
Непрерывно угрожающие риски |
|
По степени влияния на предприятие |
Допустимый |
Полная потеря прибыли |
Критический |
Связан с опасностью потерь в размере произведенных затрат на осуществление данного вида предпринимательской деятельности или отдельной сделки |
|
Катастрофический |
Потери, приводящие к ликвидации предприятия |
|
По степени правомерности |
Правомерный (оправданный) |
|
Неправомерный (неоправданный) |
||
Рассмотрев все эти риски, можно выделить те, которые повлияют на работу будущего магазина автозапчастей, поэтому их необходимо учитывать при разработке бизнес-плана этого магазина. Риски, влияющие на работу магазина автозапчастей, были раскрыты в таблице 2.
Таблица 2
Оценка рисков будущего магазина автозапчастей
Виды риска |
Описание |
Степень воздействия |
Меры по снижению риска |
Техногенные риски |
Короткое замыкание |
9 |
Предохранители на розетках и счетчике |
Природные риски |
Сильный ветер |
6 |
Укрепление крыши, вывески |
Смешанные риски |
Потеря денежных счетов; порча или потеря имущества |
5 |
Страхование бизнеса |
Предпринимательские риски |
Отсутствие или недостаточное |
9 |
Поддержание высокого уровня качества товара, постоянного внедрения скидок |
наличие спроса |
для постоянных клиентов и расширение списка ассортимента, активная рекламная деятельность |
||
Профессиональные риски |
Вероятность повреждения здоровья сотрудника |
4 |
Повышение прозрачности деятельности сотрудников магазина, и слежение за выполнением ими их профессиональных |
обязанностей. Система бонусов и поощрений за успешную деятельность |
|||
Финансовые и коммерческие риски |
Ненадежные поставщики |
6 |
Подписание долгосрочных договоров с поставщиками, постоянное отслеживание экономической ситуации и успешное ведение рекламной компании |
Итого |
39 |
Выше среднего |
На будущий магазин автозапчастей будут влиять такие риски, как: техногенные, природные, смешанные, предпринимательские, профессиональные и финансовые. Самое высокое влияние будут иметь техногенные и предпринимательские риски. Степень воздействия всех выбранных рисков на предприятия составляет 39 из 60, а это значит, что возможность ликвидации предприятия выше среднего, следовательно, нужно быть внимательными и застраховать свой бизнес, то есть оформить страховой полис.
Техногенный риск — выражает вероятность аварии или катастрофы при эксплуатации машин, механизмов, реализации технологических процессов, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. [2]
Под предпринимательским риском понимается опасность потенциально возможной потери ресурсов, возникающей при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией. [3]
Под финансовыми рисками понимается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, а именно снижения прибыли, доходов, потери капитала в ситуации неопределенности условий финансовой деятельности организации.
Финансовые риски подразделяются на три вида:
а) риски, связанные с покупательной способностью денег;
б) риски, связанные с вложением капитала;
в) риски, связанные с формой организации хозяйственной деятельности организации.
К рискам, возникающим в работе магазинов автозапчастей относятся чаще всего риски из последней группы. [4]
Из первой группы, на магазины автозапчастей могут повлиять дефляционные риски. Это риски того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.
Самым существенным риском выделяет дефицит автозапчастей. Большое количество длительных и дружеских договоров с поставщиками и производителями помогут максимально снизить вероятность наступления этого риска, а так же заключать выгодные договора, минимизируя сроки и стоимость.
На 10 открывшихся приходится 6 закрывающихся магазинов автозапчастей. В связи с этим было проведено исследование, выявляющее, из-за чего чаще всего ликвидируются такие магазины.
Рис. 1. Факторы, из-за которых ликвидируются новые салоны красоты
Страхование магазина является важным — особенно для торговых компаний малого бизнеса, собирающихся брать кредит под залог своей недвижимости или товарно-материальных ценностей.
В результате проведенного исследования,. были получены данные из нескольких страховых компаний. Стало ясно, что чаще всего страхуют предприниматели малого бизнеса. имеющие магазины розничной торговли:
а) здание, помещение;
б) складское/магазинное оборудование, техника, оргтехника;
в) товарно-материальные ценности;
г) витрины, вывески;
д) риск убытков от перерыва в работе;
е) риск фатальных ошибок персонала, приводящих к крупным повреждениям.
Почти всегда страхователи выбирают первые три пункта, реже первые пять.
Магазин автозапчастей следует страховать по первому, третьему, четвертому и шестому пунктам. По последнему пункту страхуют реже всего, поэтому, если случится пожар по вине персонала, то страховые компании отказывают в выплате страховой суммы.
Список основных рисков для торгового имущества мало зависит от его категории:
пожары (в том числе повреждения от дыма, копоти, средств пожаротушения);
хищения;
залив водой вследствие поломки водных коммуникаций;
прочие противоправные действия третьих лиц;
природные стихийные явления;
наезд транспортного средства или падение летательного аппарата.
Специалисты страховых компаний советуют начинающим страхователям не спешить с оформлением «самого простого и самого дешевого» полиса на весь свой товарный ряд, а потратить некоторое время на выяснение нюансов и приобрести полисы с разными рисками для каждой группы товара. При наступлении страхового случая урегулировать убытки договора, подробно расписанного на каждый тип товара, можно намного быстрее и эффективнее. [5]
Литература:
- Предпринимательские риски. Center-YF. http://center-yf.ru/data/ip/Predprinimatelsk ie-riski.php.
- Финансовые риски. Бизнес, инвестиции, право. http://www.bibliotekar.ru/finance-7/35.htm.
- Как страховать склад или магазин. Finforum. http://finforum.org/page/index. html/_/bank-sektor/kak-zastrahovat-sklad-ili-magazin-r44056.