Расчет рисков при планировании создания нового предприятия в сфере производства кондитерских изделий
Автор: Пузакова Анна Алексеевна
Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 20.08.2016
Статья просмотрена: 7784 раза
Библиографическое описание:
Пузакова, А. А. Расчет рисков при планировании создания нового предприятия в сфере производства кондитерских изделий / А. А. Пузакова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 168-173. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1209/ (дата обращения: 22.11.2024).
Огромное внимание при планировании основных мероприятий по созданию производства в сфере кондитерских изделий, необходимо уделять анализу рисков, с его помощью следует выявлять слабые и сильные стороны,прогнозировать причины возникновения рисков на предприятия, его подразделениях, деятельности персонала.
Для определения степени влияния рисков необходимо рассчитывать величину вероятности возникновения и потерь в процентах от плановой величины прибыли (таб. 1,2).
Таблица 1
Классификация рисков по величине потерь
Виды рисков |
Iq баллы |
I (в% от плановой прибыли по товару) |
Максимальные |
5 |
90 < I ≤ 100 % |
Высокие |
4 |
60 < I ≤ 90 % |
Средние |
3 |
40 < I ≤ 60 % |
Низкие |
2 |
10 < I ≤ 40 % |
Минимальные |
1 |
0 < I ≤ 10 % |
Таблица 2
Классификация рисков по вероятности возникновения
Виды рисков |
Pq баллы |
P (в% от плановой прибыли по товару) |
Почти вероятные |
5 |
90 < P < 100 % |
Весьма вероятные |
4 |
60 < P ≤ 90 % |
Вероятные |
3 |
40 < P ≤ 60 % |
Маловероятные |
2 |
10 < P ≤ 40 % |
Слабовероятные |
1 |
0 < P ≤ 10 % |
Умножая значения величин вероятности возникновения и потерь, получаем индекс риска — показатель величины вероятных потерь в баллах, который даёт возможность судить о степени воздействия и уровне риска [1].
Проанализируем по данным классификациям всевозможные риски и рассчитаем индекс риска для планируемого создаваемого производства в сфере кондитерских изделий.
Таблица 3
Оценка рисков влияния факторов создаваемого производства всфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов
№ |
Риск |
P—вероятность |
I— величина потерь |
R— индекс риска |
1 |
Ухудшение экономического состояния региона |
2 |
3 |
6 |
2 |
Несвоевременный заказ сырья |
2 |
4 |
8 |
3 |
Высокая себестоимость сырья |
2 |
4 |
8 |
4 |
Увеличение ассортимента аналогичными, ненужными моделями |
3 |
3 |
9 |
5 |
Не востребованность товара среди покупателей |
2 |
5 |
10 |
6 |
Заказ большего/меньшего количества, чем необходимо |
3 |
4 |
12 |
7 |
Срыв сроков поставки заказа |
3 |
4 |
12 |
8 |
Агрессивная политика конкурентов |
4 |
3 |
12 |
9 |
Заказ некачественного сырья |
3 |
5 |
15 |
10 |
Неосведомлённые поставщиков о приходе сырья |
3 |
5 |
15 |
11 |
Отсутствие денег для большого разового заказа |
3 |
3 |
9 |
12 |
Отсутствие сырья у поставщика |
3 |
5 |
15 |
Произведем оценку идентифицированных рисков, применив к ним выбранные критерии, получаем перечень рисков, сгруппированных по степени значимости. В нем, риски различаются на категориикритических (недопустимых), оправданных и приемлемых (рис. 1).
P -вероятность |
|
|
|
|||||
5 |
Приемлемые |
|||||||
4 |
8 |
Оправданные |
||||||
3 |
4,12 |
6, 7 |
9,10,11 |
Недопустимые |
||||
2 |
1 |
2, 3 |
5 |
|||||
1 |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I— величина потерь |
|||
Рис. 1. Ранжирование рисков
В результате ранжирования планируемого создаваемого производства в сфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов, видны риски, которые требуют особого внимания и те, обработку которых можно производить в зависимости от наличия возможностей и ресурсов.
К решению примем оправданные и недопустимые риски (таб. 4,5).
Таблица 4
Недопустимые риски для планируемого создаваемого производства всфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов
№ |
Риск |
P |
I |
R |
6 |
Заказ большего/меньшего количества чем необходимо |
3 |
4 |
12 |
7 |
Срыв сроков поставки заказа |
3 |
4 |
12 |
8 |
Агрессивная политика конкурентов |
4 |
3 |
12 |
9 |
Заказ некачественного сырья |
3 |
5 |
15 |
10 |
Неосведомление поставщиков о приходе сырья |
3 |
5 |
15 |
11 |
Отсутствие денег для большого разового заказа |
3 |
3 |
9 |
12 |
Отсутствие товара у поставщика |
3 |
5 |
15 |
Таблица 5
Оправданные риски для планируемого создаваемого производства всфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов
№ |
Риск |
P |
I |
R |
1 |
Ухудшение экономического состояния региона |
2 |
3 |
6 |
2 |
Несвоевременный заказ сырья |
2 |
4 |
8 |
3 |
Высокая себестоимость сырья |
2 |
4 |
8 |
4 |
Увеличение ассортимента аналогичными, ненужными моделями |
3 |
3 |
9 |
5 |
Невостребованность товара среди покупателей |
2 |
5 |
10 |
Поддержание актуального ассортимента товара в студии авторских тортов имеет большое значение, поскольку позволяет оценить спрос на заказы клиентов, выкладку товара на витрины, обратную связь с покупателями, все эти параметры позволяют определить причины не востребованности товара среди покупателей, появления неликвидного товара. Построим диаграмму Ишикавы (рис.2) для планируемого создаваемого производства в сфере кондитерских изделий. К рассмотрению примем проблемы, по приоритетности, главная из которых является падение спроса на товар и его не ликвидность. Эти несоответствия могут привезти к снижению удовлетворенности клиентов и снижению прибыли.
Рис. 2. Диаграмма Ишикавы
Установим причины возникновения рисков и запланируем процедуры для возможного их снижения (таб. 6).
Таблица 6
Процедуры для возможного снижения рисковдля создаваемого производства всфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов
№ |
Наименование риска |
Решение |
1 |
Срыв сроков поставки сырья |
Поиск альтернативных вариантов |
2 |
Высокая цена на сырье |
|
3 |
Отсутствие товара у поставщика |
|
4 |
Отсутствие доставки сырья |
|
Концепция решения проблемы:
|
||
5 |
Плохая выкладка товара |
Мерчандайзинг |
6 |
Отсутствие товара на витрине |
|
7 |
Отсутствие места для выкладки |
|
Концепция решения проблемы:
|
||
8 |
Большие очереди покупателей |
Обучение персонала |
9 |
Отсутствие у продавцов информации о товаре |
|
10 |
Неумение продавать нужные вещи |
|
11 |
Грубое обращение с клиентами |
|
Концепция решения проблемы:
|
||
12 |
Неосведомление старших магазина о приходе товара |
Повышение уровня организационной оставляющей работы фирмы |
13 |
Отсутствие заказов необходимого товара со склада |
|
14 |
Отсутствие актуальной информации о состоянии склада |
|
Концепция решения проблемы:
|
||
15 |
Заказ большего/меньшего количества чем необходимо |
Планирование |
16 |
Заказ некачественного товара |
|
17 |
Отсутствие денег для большого разового заказа |
|
18 |
Несвоевременный заказ сырья |
|
19 |
Увеличение ассортимента аналогичными, ненужными моделями |
|
Концепция решения проблемы:
|
||
20 |
Агрессивная политика конкурентов |
Реклама |
21 |
Ухудшение экономического состояния региона |
|
22 |
Невостребованность товара среди покупателей |
|
23 |
Лучшее предложение у конкурентов |
|
24 |
Отсутствие спроса на товар |
|
25 |
Отсутствие скидок и распродаж в конце сезона |
|
26 |
Отсутствие рекламы магазина |
|
Концепция решения проблемы:
|
||
Проанализируем возможные риски, связанные с персоналом и опишем пути их решения. (таб. 7)
Таблица 7
Оценка рисков, связанных сперсоналом
№ |
Риск |
P |
I |
R |
Решение |
1 |
Потеря конфиденциальной информации, разглашение сотрудниками коммерческой тайны |
2 |
3 |
6 |
Заключение договоров о неразглашении коммерческой тайны |
2 |
Сопротивление сотрудников изменениям |
4 |
5 |
20 |
Проведение общих собраний на тему пути развития фирмы и нововведений. Акцент на разрешение их неудобств. |
3 |
Сопротивление сотрудников обучению |
3 |
4 |
12 |
Стимулирование сотрудников, руководствуясь их саморазвитием и получением нового опыта, финансовое стимулирование за инициативу и развитие. |
5 |
Неприменение изученного на практике |
4 |
4 |
16 |
Применение санкций с сотруднику. |
6 |
Уход продавца, в которого вкладывается компания |
1 |
5 |
5 |
Разработать систему карьерного роста и повышения сотрудника. Общение с продавцом о намерениях и недовольствах. |
7 |
Некомпетентность мерчендайзера |
2 |
4 |
8 |
Четко поставить цели пред мерчандайзером, прописать все в договоре. |
В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций, хозяйственная, производственная или коммерческая деятельность невозможна без рисков. Существование рисков и неизбежные в ходе развития изменения его степени выступают постоянным и сильнодействующим фактором движения предпринимательской сферы экономики. При принятии инвестиционного решения, процесс управления и оценки рисков имеет большое значение, поскольку позволяет оценить возможные потери, запланировать процедуры для возможного их снижения, а также определить экономический эффект от управления рисками.
Литература:
- Управление финансами — [Электронный ресурс] — [http://www.content-watch.ru/text/] (дата обращения 25.07.2016).
- Айказян А., Нисевич Е. В поисках совершенства управления //Вопросы экономики. — 2013. — № 2. — С.150–156.
- Кулинина Г. В., Ковригин В. В. Анализ финансового состояния предприятия.//Консультант. — 2011. — № 3. — С. 177–206.
Похожие статьи
План мероприятий создания конкурентоспособного производства в сфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов
В данной статье рассмотрена актуальность представленной бизнес-идеи открытия, конкурентоспособного производства кондитерских изделий. Также определены основные мероприятия, требующие реализации при организации деятельности.
Похожие статьи
План мероприятий создания конкурентоспособного производства в сфере кондитерских изделий на примере студии авторских тортов
В данной статье рассмотрена актуальность представленной бизнес-идеи открытия, конкурентоспособного производства кондитерских изделий. Также определены основные мероприятия, требующие реализации при организации деятельности.