О подходах к оценке эффективности функционирования системы материального обеспечения, на примере определении вероятного расхода горючего при планировании обеспечения объединенной группировки войск в вооруженном конфликте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 25.02.2016

Статья просмотрена: 515 раз

Библиографическое описание:

Сахибгареев, М. А. О подходах к оценке эффективности функционирования системы материального обеспечения, на примере определении вероятного расхода горючего при планировании обеспечения объединенной группировки войск в вооруженном конфликте / М. А. Сахибгареев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 409-413. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26441/ (дата обращения: 17.12.2024).

 

Актуальностью определения расхода горючего при планировании специальных операции (далее — СО), за счет рационального и экономного расходования, позволяет установить определенную тенденцию к снижению расхода горючего, следовательно, задействовать меньшее количество автомобильных средств транспортирования и повысить эффективность всей системы материального обеспечения на всех этапах проведения операции.

Расход горючего в объединенной группировке войск (сил) (далее — ОГВ (с)) в вооруженном конфликте (далее — ВК) может производиться двумя методами: по напряженности работы машин и по среднесуточному расходу. Эти методы базируется на основных эксплуатационных нормах расхода горючего и коэффициентах, учитывающих увеличение расхода горючего в зависимости от характера местности, климатических условий района, характера выполняемых боевых задач в операции, а также от статистических данных по расходу горючего войсками в различных условиях обстановки.

Разнородный состав ОГВ (с) и выполнение каждой силовой структурой своих специфичных и присущих только ей боевых задач не позволяет эффективно использовать известные методики для определения потребности в горючем на различных этапах операции. Следовательно, необходим такой метод определения расхода горючего, который при минимальной информации позволит добиться максимальной объективности и достоверности в расчетах. Это сложная и важная задача, поскольку от точности определения потребности в горючем, будет во многом зависеть выполнение войсками поставленных перед ними боевых задач.

Общий расход горючего ОГВ (с) в СО по разрешению ВК (Р общ.) будет складываться из расхода в период переброски войск для создания группировки и расхода на каждом последующем этапе операции (Рп, + Р1,... Р6). Общий расход горючего ОГВ (с) в ВК можно выразить следующей математической зависимостью:

, запр. (1)

где: Рn — расход горючего в период переброски войск в район ВК, запр;

Рi- расход горючего на i- ом этапе операции, запр.

Расход горючего на этапах СО характеризуется сложностью и спецификой задач решаемых силовыми структурами. Однако отдельные силовые структуры на всех этапах СО имеют постоянные боевые задачи, поэтому они имеют равномерный расход горючего. Другие силовые структуры имеют относительное изменение боевых задач, и, соответственно, у них будут изменяться показатели расхода горючего. Постоянно новые задачи на каждом этапе СО имеет оперативная группировка вооруженных сил (далее-ВС) и соответственно, она будет иметь разный расход горючего.

Среднесуточный расход горючего войсками при разрешении ВК в Чеченской республике, установленный в результате исследования может быть применен и для других подобных районов ВК. Такой расход горючего является наибольшим по сравнению с его расходом для других местностей, но с учетом коэффициентов их снижения.

Переброска войск в состав ОГВ (с) осуществляется железнодорожным, воздушным транспортом и своим ходом. Расход горючего ОГВ (с) не является постоянной величиной. В каждом конкретном случае он будет зависеть от протяженности маршрутов и способов переброски войск, привлекаемой техники, времени нахождения в районах ожидания (сосредоточения), дорожных и других условий.

Расход горючего колесной и гусеничной техники при переброске своим ходом может быть определен по следующей зависимости:

Pn запр. (2)

где: Рi — расход горючего на i- ой суточном переходе маршрута, запр;

Гi — протяженность марша, определенная по карте, км;

Зхi- среднесуточный запас хода для автомобилей и гусеничной техники i-ой марки, км;

Квспi — коэффициент вспомогательных элементом марша;

Кудi — коэффициент условий движения.

Применяемая методика определения расхода горючего построена на общепринятых расчетах и применяется для всех районов нашей страны. Тем не менее, множество специфических факторов возможных районов ВК окажут определенное влияние на величину расхода горючего. Так, при проведении марша в горной местности расход горючего окажется выше, чем на среднепересеченной местности в 1,5–1,8 раза. Это связано с неблагоприятными дорожными и климатическими условиями, пониженным атмосферным давлением и другими факторами. Например, каждые 1000 м подъема в горах снижают мощность двигателей в среднем на 12–13 %, а их эффективность уменьшается на 14–15 %. При этом, наиболее интенсивно расходуется горючее у карбюраторных двигателей. По опыту действий войск в Афганистане, автомобиль ЗИЛ — 130, расходовал горючее в горах интенсивнее и он увеличивался на 25–30 % больше по сравнению с основными эксплуатационными нормами для равнинной местности.

Для учета особенностей эксплуатации колесной и гусеничной техники в различной местности введены коэффициенты условий движения (Куд) и вспомогательным элементов марша (Квсп). Их значения в значительной степени определяется физико — географическими особенностями возможных районов ВК.

 

Таблица 1

Значения коэффициентов условий движения (Куд) приведены

Виды боевых задач

Гусеничные машины

Колесные машины

Западный регион

Другие регионы

Западный регион

Другие регионы

Наступление, встречный бой

1,2

1,4

1,7

2,1

Марш

1,2

1,4

1,3

1,7

Оборона

1,2

1,4

1,5

1,7

Примечание: зимой Куд. увеличивается на 0.1.

 

Коэффициент вспомогательных элементов марша имеет различные значения, в зависимости от характера местности. Он определяет отношение действительного пробега колесной и гусеничной техники (П) к величине марша, измеренной по карте (Г):

, (3)

 

Таблица 2

Значение коэффициента вспомогательных элементов марша

Характер местности

Масштаб карты

1:200000

1:100000

1:50000

Равнинная (слабо пересеченная)

1,05

1,0

1,0

Холмистая (средне пересеченная)

1,15

1,1

1,05

Горная (сильно пересеченная)

1,25

1,2

1,15

 

Величина расхода авиационного горючего (далее-АГ) самолетами военно-транспортной авиации при переброске войск и запасов материальных средств, а также привлекаемой авиации Центра в состав ОГВ (с) зависит от удаленности аэродромов базирования авиации до аэродромов назначения, количества выделенных самолетов (Ni) и от эксплуатационных норм расхода АГ летательными аппаратами (Нэк).

Для определения потребности в АГ i-го типа на расход используем формулу:

(4)

где: Раг — потребность в АГ на расход, кг;

Мзi — масса заправки одного i-го самолета, кг;

Крi — коэффициент расхода горючего i-го типа;

Ni — количество самолетов i-го типа;

Потребность в АГ на расход несколькими типами самолетов определяем по формуле:

(5)

где; n — количество i –ых типов самолетов, прибывающих на один аэродром.

Величина расхода АГ вертолетами зависит от удаления аэродром базирования до аэродромов назначения вблизи района конфликта, количества привлекаемых вертолетов, времени работы вертолетов на земле.

Расход АГ вертолетами определяем по формуле:

, т (6)

где: Кi — количество вертолетов i — того типа

 — время работы вертолетов i- того типа на земле, час.

 — расход АГ за один час работы вертолетов i- того типа на земле, кг/час;

 — время работы вертолетов i- того типа в воздухе, час;

 — расход АГ за один час работы вертолетов i-того типа в воздухе, кг/час;

М- масса заправки АГ авиационных подразделений, кг

Расход флотского мазута (дизельного топлива) надводных боевых и десантных кораблей ВМФ, пограничных сторожевых кораблей, привлекаемых для переброски морского десанта в островную часть ВК, по опыту учений и выполнения служебной боевой деятельности, принимаем равным среднесуточному 0,1–0,15 заправки.

Расход автомобильного горючего группировкой ВС зависит от протяженности маршрутов выдвижения. Выдвижение войск для внутреннего блокирования г. Грозного осуществлялось по двум маршрутам, протяженность которых в среднем составила 110 км. Условия бездорожья, воздействия незаконных вооруженных формирований (далее — НВФ) и активное вмешательство местного населения в продвижение войск потребовали постоянно изменять маршруты выдвижения. С этой целью, кроме рассмотренных выше коэффициентов определяющих расход горючего, с началом боевых действий используется также коэффициент маневрирования машин. Наивысшее значение коэффициента относится к горным условиям.

 

Таблица 3

Значение коэффициента маневрирования машин (Км)

Виды боевых задач

Гусеничные машины

Колесные машины

Наступление, на подготовленную оборону противника

2,5–3,0

1,6–1,8

Наступление, на оборону противника подготовленную в ходе развития боевых действий (овладение штурмом)

1,8–2,0

1,5–1,7

Маневренные боевые действия (овладение территорией)

2,0–2,5

1,5–1,8

Преследование (выдвижение)

1,4–1,6

1,3–1,5

 

Анализ зависимостей (2), (3) позволяет установить, что основными параметрами определяющими расход автомобильного горючего предопределен коэффициентами: Куд, Квсп, Км. Приведенные коэффициенты зависят от характера местности и вида боевой задачи. Приведенный среднесуточный расход ОГВ (с) при проведении СО принят для района с горным характером местности и является наиболее высоким.

Следовательно, для определения среднесуточного расхода ОГВ (с) при проведении СО в другой местности необходимо данные коэффициенты привести к коэффициентами в другой местности.

 

Таблица 4

Коэффициент условий движения (Куд) может бьпь равен:

Виды боевых задач

Гусеничные машины

Колесные машины

Западный регион

Западный регион

Наступление, встречный бой

0,87

0,81

Маневренные боевые действия

0,87

0,81

Марш

0,87

0,76

Оборона

0,87

0,88

 

Таблица 5

Коэффициент маневрирования (Км) составит:

Виды боевых задач

Гусеничные машины

Колесные машины

равнина

холмистая местность

равнина

холмистая местность

Выдвижение

0,88

0,93

0,88

0,93

Овладение городом с ходу

0,83

0,93

0,88

0,94

Овладение городом штурмом

0,8

0,72

0,83

0,89

Овладение территорией

0,8

0,72

0,83

0,89

 

Таблица 6

Коэффициент вспомогательных элементов (Квсп) может быть равен:

Характер местности

Масштаб карты

1:200000

1:100000

1:50000

Равнинная

0,84

0,83

0,84

Холмистая

0,72

0,72

0,94

 

Произведение коэффициентов позволит определить обобщенный коэффициент для перерасчета среднесуточного расхода горючего, ОГВ (с) в горной местности для равнинной и холмистой местности.

 

Таблица 7

Значение обобщенного коэффициента для Западного региона

Виды боевых задач

Гусеничные машины

Колесные машины

равнина

холмистая местность

равнина

холмистая местность

Марш

0,73

0,8

0,64

0,69

Выдвижение

0,65

0,75

0,6

0,68

Овладение городом с ходу

0,6

0,76

0,6

0,69

Овладение городом штурмом

0,59

0,74

0,56

0,66

Овладение территорией

0,59

0,74

0,56

0,66

 

Проведенный анализ среднесуточного расхода горючего, ОГВ (с) действующей в СО в Западном регионе позволяет установить снижение потребности, в сравнении с горным районом; для равнинной местности — на 30–44 %, для холмистой местности — на 26–34 %.

При определении расхода автомобильного горючего для самоходных артиллерийских установок (далее-САУ) и других видов боевой техники следует учитывать специфику их использования при ведении боевых действий. Так как функционирование систем обеспечения стрельбы возможно при работающем двигателе. Что приводит к дополнительному расходу горючего. С целью более точного определения возможного расхода горючего для боевой техники, работа вооружения которой связана с дополнительным расходом горючего целесообразно в существующие методики вводить добавочный коэффициент (Крв) учитывающий работу вооружения боевой техники как в движении, так и на месте.

Анализ показывает, что величина коэффициента (Крв) прежде всего зависит от интенсивности боевых действий (t бд) в час и времени (t п) в часах, в течении которого боевая техника будет осуществлять смену огневых позиций (далее-ОП), маневр, а также находится в районе или на ОП с неработающим двигателем. Эта зависимость может быть выражена как:

Крв, т (8)

где: Ni — норма расхода горючего при работе i-того вида боевой техники на месте и в движении, л/час;

Мi — масса заправки i-того вида боевой техники, л.

Автомобильное горючее, кроме автомобильной техники, используется также подвижными электростанциями и различными вспомогательными двигателями для агрегатов связи, командных пунктов и других целей. Расход горючего таким двигателем составляет в среднем от 1,2 до 16 литров в час. Что по расходу может равняться расходу малотоннажного автомобиля. Определение потребности ОГВ (с) в горючем на расход для автономных двигателей можно производить по зависимости:

запр. (9)

где: Рдв — расход i-того сорта горючего i-той маркой двигателей, запр;

 — среднее количество часов работы двигателей i-той марки в сутки, час;

 — количество двигателей i-той марки (i= 1, 2,..., m) и j-того количества групп марок j =1,2,..., n);

Ri — продолжительность работы двигателей на i — той марке топлива, час;

Анализ расхода автомобильного горючего группировкой позволил установить, что доля горючего для вооружения, электростанций и других вспомогательных двигателей составляла от массы расхода горючего колесной и гусеничной техники: по автобензину — до 0,47 заправок; по дизтопливу — 0,28 заправок.

Это необходимо учитывать при определении потребности исследуемой ОГВ (с) в горючем на СО.

Расход АГ авиацией при ведении боевых действий за день боевых действий определяется по следующей зависимости:

Рак = N*Рв, запр. (10)

где: N- боевое напряжение, вылеты;

Рв — расход АГ за один вылет, запр.;

Рв — определялся ранее и приведен в зависимостях (4), (5).

При определении возможного расхода горючего, масел и смазок необходимо исследовать также их собственные потери. Анализ естественных потерь горючего позволяет установить, что наибольший их предел возможен при действий ОГВ (с) в районах с жарким климатом. Однако, данные потери являются незначительными, даже в подобных условиях. В связи с чем, при определении потребности ОГВ (с) в горючем естественные потери горючего могут не учитываться.

Таким образом, определение расхода горючего ОГВ (с) в СО по данной методике позволяет определить потребность в горючем ОГВ (с) при проведении СО в различных районах Российской Федерации.

 

Литература:

 

  1.                Информационный сборник тыла Вооруженных Сил Российской Федерации № 122. М. Штаб тыла ВС РФ, 1995.
  2.                Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах (вторая половина ХХ-начало ХХI века), М., ВИ, 2008 год.
  3.                «О применении метода Парето-оптимальности при оценке эффективности функционирования организационных структур материально-технического обеспечения». Бычков А. В., Романчиков С. А. Журнал «Молодой ученый», № 20 (79, декабрь-1 2014 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): расход горючего, боевая техника, Западный регион, холмистая местность, вид боевых задач, горючее, гусеничная техника, расход, расход АГ, характер местности.


Похожие статьи

Применение методики прогнозирования и оценки вероятности обеспечения при планировании обеспечения войск материальными средствами

Проблематика существующих подходов к формированию информационной базы мониторинга и управления факторами рисков хозяйствующих субъектов

К вопросу об эффективном функционировании систем управления охраной труда и методик анализа рисков производственного травматизма

Выбор технических решений для формирования облика аэродромной радиолокационной станции посадки на основе анализа требований к системе

Применение методики оценки рисков в области подготовки авиационного персонала с точки зрения риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорным мероприятиям

Методические подходы к комплексной оценке формирования и эффективности использования акционерного капитала на примере отрасли черной металлургии РФ

К вопросу о необходимости создания системы оценки экономической эффективности образовательных учреждений

Изменение социально-экономических условий функционирования образовательных учреждений требует изменения подхода к оценке их экономической эффективности. Прежде всего необходимо создать систему взаимосвязанных внешних и внутренних показателей деятельн...

Анализ обеспеченности запасов источниками их формирования и оценка финансовой устойчивости предприятия по функциональному признаку

Проблемы выбора метода оценки материально-производственных запасов при их выбытии

Оценка перспективной пропускной способности участков железнодорожной сети с учетом предоставления «окон», на основе применения имитационного моделирования процессов перевозок

Похожие статьи

Применение методики прогнозирования и оценки вероятности обеспечения при планировании обеспечения войск материальными средствами

Проблематика существующих подходов к формированию информационной базы мониторинга и управления факторами рисков хозяйствующих субъектов

К вопросу об эффективном функционировании систем управления охраной труда и методик анализа рисков производственного травматизма

Выбор технических решений для формирования облика аэродромной радиолокационной станции посадки на основе анализа требований к системе

Применение методики оценки рисков в области подготовки авиационного персонала с точки зрения риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорным мероприятиям

Методические подходы к комплексной оценке формирования и эффективности использования акционерного капитала на примере отрасли черной металлургии РФ

К вопросу о необходимости создания системы оценки экономической эффективности образовательных учреждений

Изменение социально-экономических условий функционирования образовательных учреждений требует изменения подхода к оценке их экономической эффективности. Прежде всего необходимо создать систему взаимосвязанных внешних и внутренних показателей деятельн...

Анализ обеспеченности запасов источниками их формирования и оценка финансовой устойчивости предприятия по функциональному признаку

Проблемы выбора метода оценки материально-производственных запасов при их выбытии

Оценка перспективной пропускной способности участков железнодорожной сети с учетом предоставления «окон», на основе применения имитационного моделирования процессов перевозок

Задать вопрос