Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 05.03.2016

Статья просмотрена: 851 раз

Библиографическое описание:

Ислямова, У. С. Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста / У. С. Ислямова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 684-686. — URL: https://moluch.ru/archive/109/23768/ (дата обращения: 28.04.2024).



 

The article deals with a practical approach to promote valeological culture age children through specially organized system of targeted complementary activities carried out with the children, their parents and the staff of the kindergarten.

Keywords: valeological culture, preschool age, healthy lifestyle.

 

Изложение основного материала. Современные реалии, неукоснительно ведущие к глобализации научных открытий, росту тенденций информатизации общества, динамичность, нестабильность, неоднозначность данных процессов, а также сложная экологическая обстановка ведут к внутренним и внешним переменам человечества, характеризующимся физическими, психическими, нравственными и культурными изменениями, начиная с дошкольного возраста и продолжающимся всю сознательную жизнь.

Старший дошкольный возраст сензитивен в формировании валеологической культуры, поэтому столь важно привить ребенку любовь к ведению здорового образа жизни, к чувствам гармонии с собой и миром, являющуюся гарантом устойчивого физического и психического развития его самого и последующих поколений.

Пребывание ребенка в детском саду способствует формированию элементарных валеологических познаний, ведь в процессе образовательной деятельности по рекомендациям Федеральных государственных стандартов, различных инструкций, разрабатываемым современным методикам, педагогическая деятельность современных дошкольных образовательных учреждений направлена на поиск новых форм и способов обучения детей, где одной из наиглавнейших воспитательных задач выступает сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Однако, при мощной поддержке государства и социальной значимости ведения здорового образа жизни, имеющейся методической литературы по работе с детьми старшего дошкольного возраста на сегодняшний день недостаточно, плохо прослеживается преемственность в работе специалистов всех уровней образовательного процесса в данном направлении, отсутствует системность и целостность подхода к проблемам здоровьесбережения.

Работа ученых-педагогов над классическими вопросами, касающимися старшего дошкольного возраста и работа ученых, занимающихся валеологией, подлежит систематизации и требует тесного плодотворного сотрудничества.

И. И. Брехман, С. В. Попов акцентируют свои труды на здоровье, как совокупности компонентов:

  1.                Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
  2.                Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
  3.                Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
  4.                Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной среды жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе[2].

Академик Н. М. Амосов считает, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем, что предполагает под собой определенную модель поведения дошкольника по ведению здорового образа жизни [1]. В.Деркунская и Н.Поведенок выделили задачи воспитания валеологической культуры дошкольников, способствующие формированию данной модели:

  1.                Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
  2.                Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье.
  3.                Становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасности поведения [3].

Кроме ранее перечисленных работ, можно выделить труды Ю. Ф. Змановского, В. В. Кабанова, В. И. Сыренского, А. Г. Татарниковой в вопросах формирования здорового образа жизни, С. А. Козлова в вопросах, касающихся представлений дошкольников о себе, как о представлениях людского рода, В. Г. Алямовской — в раскрытии основ безопасности детей дошкольного возраста. Однако в образовательном процессе дошкольных учреждений данный опыт пока не внедрен, отдельные элементы эпизодического характера не приносят ожидаемых результатов в здоровьеукреплении и здоровьесбережении детей.

Способствование формированию валеологической культуры у старших дошкольников достаточно трудоемкий и целостный процесс, представляющий собой систему целенаправленных мероприятий, приводящих к овладению суммой определённых знаний по валеологии и изучению разных приёмов работы с детьми, а так же пропаганды валеологических знаний среди родителей. Понятие «система» органично подчеркивает всю специфику и сложность данной работы, предполагает, что данный процесс не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и семьи.

В зависимости от образа жизни семьи, общества, в которых растет ребенок, от принятых норм и правил поведения напрямую зависит и здоровье ребенка. Привычка заботится о себе, бережно хранить резервы своего организма, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой должно быть заложено в дошкольном возрасте, наряду с другими базовыми направлениями развития. Аксиоматично, что понимание старшими дошкольниками значимости и ценности здоровья в детстве, поможет стремлению вести здоровый образ жизни в будущем. Поэтому в практической деятельности образовательного учреждения, кроме организации деятельности на основе обязательных программ, рекомендуемых ФГОС, должны внедряться основы углубленного изучения теории и практики валеологического воспитания.

Научиться рассуждать о здоровье ребенок должен не со слов взрослых, а на основе собственного (можно сказать, элементарного) опыта. Накопление элементарных навыков, связанных с вопросами личной гигиены, основ безопасной жизнедеятельности, необходимых медицинских познаний, составляющих базис в формировании здорового образа жизни, должны вестись систематически, день за днем, в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Семья в данном случае, не может выступать простым созерцателем и должна быть непременно подключена к пропаганде валеологической культуры. Важность такого сотрудничества логически вытекает из основного требования в данной работе — не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей, способствовать его повышению, путём чётко продуманной системы работы, включающей, физкультурно- оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов и, самое главное, при тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и родителей.

Валеологическое образование позволяет и предусматривает обновление педагогических технологий. Осознание детьми, что здоровье находится в их руках, требующее бережного отношения, являющееся таким же широким понятием, как счастье, красота, успешность — вот конечный результат, к которому необходимо стремиться.

Об эффективности работы по системе формирования валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста можно судить по различным показателям, основными из которых являются:

                    Снижение заболеваемости.

                    Рост уровня физического и психического здоровья.

                    Повышение двигательной активности детей.

                    Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.

                    Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.

                    Общая подготовленность к обучению в школе.

                    Сотрудничество детского сада с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.

Результативность системной работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста наглядно представлена с помощью таблицы, включающей единство компонентов валеологического воспитания.

Результативность валеологического воспитания в работе

с детьми

с родителями

с педагогами

1) Сформированные навыки здорового образа жизни.

2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.

3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.

4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения

1)Сформированная активная родительская позиция.

2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ

.

1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.

2) Повышение профессионального уровня педагогов.

3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.

 

 

Таким образом, с практической точки зрения, подход по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста целесообразнее проводить в виде специально организованной системы целенаправленных взаимодополняющих мероприятий, проводимых с детьми, их родителями и коллективом дошкольного образовательного учреждения. Рассматриваемая система работы должна включать, физкультурно- оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов и, самое главное, проходить при тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и родителей.

 

Литература:

 

  1.                Амосов Н. М. Моя система здоровья. — К.: Здоровье 2007.- 56 с.
  2.                Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — М.: Наука, 2010. — 208 с.
  3.                Деркунская, В. Как воспитать ребенка валеологически культурным? [Текст] / В. Деркунская, Н. Поведенок, Н. Тимофеева // Дошкольное воспитание. 2004. № 11. с. 12–15
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, культура детей, ребенок, тесное сотрудничество, формирование, гигиенический режим, детский сад, дошкольное учреждение.


Ключевые слова

здоровый образ жизни, старший дошкольный возраст, валеологическая культура

Похожие статьи

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский сад, здоровье, игра, родитель, дошкольный возраст.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Цель: Осуществлять воспитательно-образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе, направленную на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование у них основ здорового образа жизни.

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы).

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей...

Обзор основных ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ с семьей. Анализ литературы.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Педагогические условия формирования здорового образа...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]: Организация взаимодействия ДОО и семьи.

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

Библиографическое описание: Токарева Е. А., Токарев А. А., Иванова В. В. Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию представлений...

Поэтому одной из основных задач дошкольного образования является формирования здорового образа жизни ребенка. Дошкольный возраст считается наиболее сенситивным для физического и умственного развития ребенка.

Дидактическая игра как средство формирования у детей...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста наряду с другими задачами включает формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Похожие статьи

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский сад, здоровье, игра, родитель, дошкольный возраст.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Цель: Осуществлять воспитательно-образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе, направленную на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование у них основ здорового образа жизни.

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы).

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей...

Обзор основных ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ с семьей. Анализ литературы.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Педагогические условия формирования здорового образа...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]: Организация взаимодействия ДОО и семьи.

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

Библиографическое описание: Токарева Е. А., Токарев А. А., Иванова В. В. Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию представлений...

Поэтому одной из основных задач дошкольного образования является формирования здорового образа жизни ребенка. Дошкольный возраст считается наиболее сенситивным для физического и умственного развития ребенка.

Дидактическая игра как средство формирования у детей...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста наряду с другими задачами включает формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Задать вопрос