Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 13.02.2017

Статья просмотрена: 355 раз

Библиографическое описание:

Блинова Г. В. Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 409-411. — URL https://moluch.ru/archive/140/39387/ (дата обращения: 22.06.2018).



За многовековую историю развития человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет социальный институт воспитания и обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения — два важных, взаимно дополняющих института социализации детей. Их воспитательные и образовательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в жизни ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение общения, навыки организовывать и разнообразить собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Без активного участия родителей в образовательном и воспитательном процессе гармоничное развитие дошкольника вряд ли возможно.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, которая предполагает гуманизацию педагогического процесса. Целью этого процесса теперь признается не просто воспитание члена общества, а свободное и полное развитие личности. Большее внимание уделяется взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, эффективные, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий.

Чтобы помочь родителям овладеть наукой и искусством воспитания, педагоги дошкольных учреждений стремятся к установлению единства и взаимодействия воспитательных воздействий на ребенка в семье и детском саду, осуществляют педагогическое просвещение родителей, оказывают им практическую помощь.

Ведущее значение общественного воспитания обусловлено тем, что воспитание ребенка осуществляется в коллективе детей, где он приобретает первые навыки общественного поведения; оно носит обоснованный научно характер, проходит в специально созданной педагогической среде и осуществляется профессионально подготовленными специалистами.

Признавая роль общественного воспитания ведущей, нельзя умалять огромного значения семьи в формировании личности ребенка. Семья — малая социальная группа — для ребенка является первой школой жизни. Родители — первые учителя и воспитатели. Они имеют исключительную, большую силу воздействия на формирующуюся личность ребенка. Основой влияния родителей на ребенка является их бескорыстная любовь к нему и забота. На это ребенок отвечает чувством привязанности, признанием превосходства и авторитета родителей, быть на них похожим, подражать во всем. Сила влияния семьи в том, что ребенок податлив воспитательным воздействиям, она обусловлена его подражательностью.

Успех сотрудничества педагогов и семьи зависит от взаимных установок семьи и дошкольного учреждения. Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия, для того чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой. Наиболее оптимальным и эффективным сотрудничество будет тогда, когда обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Понятия «сотрудничество», «взаимодействие» — это новизна отношений. Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог, искать позитивные способы и формы общения необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам. Взаимодействие — способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

Практически потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны: и дошкольное учреждение, и семья, но, к сожалению, мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обращаются к педагогу с вопросами, касающимися каких-либо текущих событий, а педагогов семья интересует как источник знаний о ребенке: соблюдается ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоятельности и т. д.

Чтобы сделать процесс взаимодействия шире и практичнее детский сад должен стать открытой образовательной системой, т. е. с одной стороны, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным со стороны педагогов, а с другой вовлечь родителей в образовательно-воспитательную работу дошкольного учреждения:

− приобщить родителей к педагогическому процессу;

− расширить сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

− приглашать родителей на занятиях в удобное для них время;

− создать условия для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

− изготовить информационно-педагогические материалы;

− разработать разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

− проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

− уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Концептуальной основой педагогической модели взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации, коммуникативным способностям, к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Это невозможно без решения следующих задач:

− создать удобную развивающую среду-пространство самореализации ребенка;

− помочь ребёнку накопить необходимый опыт, знания и умения для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;

− сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка, его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;

− стимулировать дошкольника включиться в процесс двигательной активности и физического развития, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать комфортные условия для внутренней активности личности;

− направлять совместную работу родителей и всего педагогического коллектива на развитие и закаливание организма ребенка;

− формировать свойство систем в результате реакций, компенсирующих влияние внешнего воздействия, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

В педагогическом процессе используются технологии с одной стороны обеспечивающие решение задач сохранения здоровья учащихся, а с другой, способствующие эффективной реализации образовательных и воспитательных задач. Это и есть организация образования бережного отношения к своему здоровью.

Проанализировав содержание и различные трактовки понятия «педагогическая технология», мы сформулировали определение педагогической технологии взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни — это элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно обеспечивающего становление, поддержание, укрепление и наращивание здоровья в единстве всех его составляющих в ходе взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях со стороны всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, родителей. В данном понимании педагогическая технология взаимодействия по формированию основ здорового образа жизни складывается из логически фиксированной последовательности определенных и строго установленных действий, образующих технологический процесс, гарантированно и надежно обеспечивающий достижение ожидаемого результата.

Специфика этой технологии определена тем, что обеспечивается становление здоровья человека, гармоничное, сбалансированное функционирование его организма во взаимодействии с окружающей средой, а она способствует становлению личности в целом, полноценно готовой к выживанию и самореализации в жизни.

Включая детей в реальную деятельность по укреплению и сохранению их собственного здоровья, мы говорим о сберегающей здоровье деятельности самого ребенка.

Представленная модель взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни — это целенаправленное, планомерное, последовательное взаимодействие, которое включает три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.

Алгоритм взаимодействия:

  1. Перестройка мышления на здоровый образ жизни, овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни, пополнение запаса теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии, теории и методике физического воспитания предполагает самосовершенствование педагогов.
  2. Работа с родителями включает проведение ряда доступных и интересных мероприятий: теоретических и практических семинаров по вопросам оздоровления, двигательной активности, закаливанию, релаксации, здоровому питанию, практических занятий, семейных соревнований, совместных походов, дней открытых дверей и др.
  3. Работа по сбережению здоровья со старшими дошкольниками направлена на формирование адекватных представлений о строении собственного тела, на осознание ценности своей жизни и жизни другого человека, формирование потребности в физическом совершенствовании, здоровом образе жизни, на привитие гигиенических навыков, умение предвидеть возможные опасные последствия своих поступков для жизни, воспитание уважения к жизни другого человека, формирование оптимистического мироощущения, умения сочувствовать, сопереживать.

Таким образом, педагогическая модель взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни, которая включает опережающую подготовку педагогов, тесное сотрудничество с родителями по вопросам сбережения здоровья и формирование навыков здорового образа жизни у детей, направлена на обеспечение физического, нравственного и психического здоровья ребенка. А это является современными требованиями личностного развития.

Надо признать — человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе нравственного и эмоционального воздействия на растущего человека соответствовало бы воспитанию семейному. Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, семейное воспитание имеет ряд преимуществ: оно основано на авторитете родителей, любовь к ним обеспечивает полноту чувств ребенка; оно воздействует непосредственно на данную личность; дает тепло и внимание; семья как маленькая социальная группа передает разносторонний опыт подрастающему поколению, является важнейшей ступенью социализации ребенка.

Естественно, и дошкольное учреждение, и семья стремятся к достижению взаимопонимания и полноценного взаимодействия. К сожалению, случаются со стороны педагогов проявления доминирования, нетерпимости, непонимания в общении с детьми и родителями. В свою очередь многие родители не совсем правильно осознают свою личную и гражданскую ответственность за развитие, воспитание и обучение детей, материальный аспект у них доминирует, воспитание возлагают на педагогов.

У родителей и педагогов одна цель — благо детей, здоровое детство, их полноценное и гармоничное развитие.

И только дополняя и поддерживая, совместными усилиями, семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов.

Литература:

  1. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование. Система работы.
  2. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы. Москва 2004 г.
  3. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек. Москва 2004 г.
  4. Нищева Н. В. О здоровье дошкольников родителям и педагогам. С.-Петербург 2006 г.
  5. Сизова Н.О Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет).
  6. Шарыгина Т. А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. Москва 2007 г.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, родитель, семья, ребенок, формирование основ, педагогический процесс, детский сад, педагог, двигательная активность.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос