В научной статье описывается инвестиционная политика предприятия как основная из его направлений деятельности. Рассмотрены формы инвестиций, возможности их финансирования, показатели эффективности инвестиционного проекта. Рассмотрены некоторые аспекты государственного регулирования инвестиционных процессов.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный проект, эффективность, финансовый менеджмент.
Постановка проблемы исследования. Одно из приоритетных направлений финансовой деятельности предприятия является его инвестиционная активность. Инвестиционная активность хозяйствующего субъекта прямым образом влияет на его финансовые результаты. Необходимо руководству предприятия при осуществлении менеджмента разрабатывать инвестиционную политику с целью повышения инвестиционной активности и улучшения финансовых результатов.
Деятельность организации, хозяйствующего субъекта независимо от формы собственности предопределяет необходимость ее анализа с точки зрения финансов. Финансовое управление предусматривает систему мер, методов, направленных на эффективное управление финансовыми ресурсами, их эффективным привлечение и размещением. Управление финансовыми ресурсами предполагает их использование, размещение, что и подчеркивает реализацию инвестиционной деятельности предприятия.
Система финансового менеджмента включает несколько направлений: управление активами, пассивами, финансовыми рисками, капиталом, антикризисное финансовое управление при угрозе банкротства и управление инвестициями. Все перечисленные направления системы очень важны в деятельности предприятия, каждое из них отдельно влияет на его финансовые результаты. Но даже в современной мировой экономике подчеркивается важность именно инвестиций в отрасли, предприятия.
Система финансового менеджмента предполагает достижение главной цели — максимизация благосостояния собственников предприятия. [4, с.12] Именно их благосостояние подчеркивает уровень конкурентоспособности продукции, которую изготавливают. Данная цель косвенно также подчеркивает и важность ведения инвестиционной деятельности предприятия. Как это может быть взаимосвязано? Хорошие финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта подчеркивают правильность всех его политик, в том числе и инвестиционной. Инвестиционная политика направлена на реализацию системы мер, связанных непосредственно с вложениями капитала предприятия. Инвестиции можно трактовать как вложения капитала во всех его формах с целью получения дохода или решения определенной социальной задачи. [4, с.380]
Вложения капитала во всех формах реализуют посредством различных форм: реальных и финансовых. Реальные инвестиции касаются вложения капитала в производство, его развитие. Формами реальных инвестиций являются: приобретение имущественных комплексов, новое строительство, модернизация, инновационное инвестирование, прирост оборотных активов. Финансовые инвестиции предполагают вложение капитала в финансовые инструменты, активы. Формами финансовых инвестиций могут быть: вложения капитала в уставные капиталы других предприятий, вложения капитала в денежные инструменты (депозитный вклад в коммерческом банке), вложения капитала в ценные бумаги, имеющие оборот на фондовых биржах.
Реальные инвестиции по моменту принесения дохода и преодоления точки безубыточности более длительные, а финансовые инвестиции практически доход приносят быстрее инвестору. В принципе ради дохода инвестор и размещает капитал во всех формах с тем, чтобы не только развивать производство, выпускать конкурентоспособную продукцию, но и улучшать, в том числе и свое благосостояние. Это возможно путем проведения эффективного финансового менеджмента и получения по итогам определенного финансового периода дивидендов, которые собственник рассматривает как результат эффективных вложений.
Инвестор перед размещением инвестиций обязательно просчитает их эффективность, которая подтвердит получение дохода. На наш взгляд к основным показателям определения эффективности относят: чистую приведенную стоимость, индекс рентабельности, внутреннюю норму прибыли, период окупаемости. Основными из перечисленных показателей являются: чистая приведенная стоимость и внутренняя норма прибыли проекта. Чистая приведенная стоимость определяется как разность между суммой дисконтированных денежных потоков от реализации проекта и суммы инвестиционных затрат. Эта разность должна быть положительной величиной, тогда можно говорить об эффективности реализации инвестиционного проекта. Внутренняя норма прибыли рассчитывается в точке, когда чистая приведенная стоимость равна нулю и показывает насколько эффективно реализовывать инвестиционный проект. Конечно, кроме этих показателей, инвестор также рассчитывает и финансовое положение или состояние предприятия для того, чтобы определить инвестиционную привлекательность. Именно эти финансовые расчеты и являются фактическим подтверждением эффективности инвестиций. Поэтому можно отметить, что инвестор опирается на результаты финансовых расчетов при решении вопроса о размещении инвестиций. Финансовый менеджмент также основывается на финансовых расчетах и их результатах при разработке решений и их выполнении.
Вложения капитала во всех формах, прежде всего, в большинстве случаев осуществляются в денежной форме. Источниками инвестиций могут быть собственные средства, так и заемные средства, привлеченные из коммерческих банков. При выборе источника инвестор обязательно просчитывает их стоимость и выбирает наиболее дешевый. Но в большинстве случаев можно в частности отметить, что инвестор привлекает заемные средства с тем, чтобы уменьшить использование собственных средств и выводить их из оборота предприятия. Но здесь необходимы финансовые расчеты, касающиеся эффективности привлечения заемных средств. Механизмом определения такой эффективности является эффект финансового рычага. Финансовый рычаг или леверидж указывает на уровень финансового риска невозврата кредита коммерческому банку. Но стоит отметить, что в определенных экономических условиях, когда ресурсы коммерческих банков являются дорогими, то соответственно такой вариант привлечения автоматически отпадает. Например, сегодня ставка кредитования юридических лиц в нашем государстве в среднем около 12–15 %. [5, с.43]
Инвестор, взяв кредит с такой ценой должен получить рентабельность выше 12–15 % иначе не стоит и думать привлекать кредитные ресурсы. Взвесив и проанализировав сложные экономические условия в нашем государстве, риски внешнего и внутреннего характера, можно констатировать, что такая стоимость кредита для наших хозяйствующих субъектов очень дорого и невыгодно. Коммерческие банки должны стремиться к снижению или удешевлению кредитных ресурсов, а не наоборот. Ставка рефинансирования центрального банка на сегодняшний день — 3,5 %. [5, с.43]
Получается, что коммерческие банки стремятся к получению максимальной маржи и теряют из первоочередных задач — способствовать развитию отраслей промышленности государства. Поэтому инвестор в основном получается, должен рассчитывать на свои собственные ресурсы, то есть выводить их из оборота предприятия.
Не менее важное влияние оказывает на реализацию инвестиционного процесса в рамках предприятия и государственное регулирование. Государство в данной ситуации выступает как регулятор, создающий инвестиционные условия или наоборот условия, препятствующие инвестициям. Но даже в современных сложных экономических условиях проводится работа по привлечению иностранных инвестиций. Во-первых, в государстве имеется законодательная база, которая обеспечивает достаточно льготные и лояльные условия для иностранных инвесторов и, в общем, инвесторов. Здесь можно выделить:
закон «Об инвестиционной деятельности»;
закон «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики»;
закон «О налоге на доходы организаций»;
закон «О таможенном тарифе»;
закон «О государственной поддержке инновационных видов деятельности»;
закон «О государственно-частном партнерстве»;
постановление Правительства, утвердившего Положение о порядке создания и функционирования свободных экономических зон.
Во-вторых, при детальном и глубоком анализе нормативно-правовых актов, можно отметить, в частности, к налоговым преференциям можно отнести следующее: организации с иностранными инвестициями, у которых более 50 процентов выручки образуется от реализации продукции собственного производства, имеют право в течение пяти лет после получения такого первого дохода на понижение ставки налога на доходы на 10, 30 или 50 % в зависимости от сумм фактически внесенных иностранных инвестиций в уставный фонд или капитал организаций. Подобными льготами могут пользоваться и торговые предприятия, а также кредитные и страховые компании с иностранным капиталом. [2]
В области таможенных преференций можно выделить:
таможенные льготы при ввозе имущества предприятием с долей иностранных инвестиций в уставном фонде (капитале);
освобождение от уплаты таможенной пошлины. Акцизов и налога на импорт материальных ценностей и нематериальных активов, которые иностранный инвестор ввозит в ПМР в качестве имущественного вклада при формировании или увеличении уставного капитала предприятия;
освобождение от уплаты таможенной пошлины, акцизов и налога на импорт готовой продукции, сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, частей, ввозимых в ПМР предприятиями с иностранными инвестициями для собственных технологических нужд;
освобождение от уплаты таможенной пошлины, акцизов и налога на импорт личного ввозимого в ПМР имущества иностранных специалистов, занятых на предприятиях с иностранным участием;
таможенные льготы беспошлинного импортирования продукции (работ, услуг) для собственного производства и экспортирования продукции (работ, услуг) собственного производства предприятиями с долей иностранных инвестиций. [3]
Также стоит отметить и гарантии государства относительно стабильности осуществления инвестиционной деятельности, соблюдения прав и законных интересов ее субъектов:
иностранные инвестиции не могут быть реквизированы, национализированы, конфискованы или подвергнуты другим аналогичным мерам принудительного изъятия. Кроме как по закону или на основании закона и только в обстоятельствах, не терпящих отлагательства, либо в случаях угрозы для экономической и национальной безопасности государства, с предоставлением справедливой компенсации;
иностранным инвесторам после уплаты предусмотренных законодательством ПМР налогов, сборов и пошлин, а также иных обязательных платежей гарантируется право перевода за границу денежных средств в иностранной валюте;
при принятии новых законодательных актов, инвесторы вправе в течение 5 лет руководствоваться законодательством, действующим на день осуществления инвестиций. [1]
В-третьих, органы государственной власти совместно с Торгово-промышленной палатой ПМР провели три важнейших инвестиционных форума в 2009, 2010 и 2013 годах. География заинтересованных лиц, сторон и потенциальных инвесторов широка. В первом форуме принимали участие 50 иностранных организаций из 13 стран мира, на втором — 70 иностранных организаций из 18 стран мира, на последнем — 82 иностранные организации из 29 стран мира. Даже только по этим цифрам, можно отметить, что интерес к нашему государству со стороны иностранных инвесторов увеличивается, то есть инвестиционная привлекательность очевидна. [6]
Резюмируя все выше сказанное, стоит отметить, что предприятия заинтересованы в реализации качественной системы финансового менеджмента, которая включает несколько направлений, среди которых наиболее важное место занимают инвестиции. Объем и эффективность инвестиций автоматически сказывается на финансовых результатах деятельности предприятия, его конкурентоспособности. Предприятие непроводящее активную инвестиционную политику потеряет рынки, потребителей и в конченом итоге получает вместо прибыли убытки. На уровень эффективности инвестиций влияет источник финансирования и его стоимость, здесь необходим тщательный финансовый анализ для того, чтобы все-таки получить доход. И последнее, государственное регулирование инвестиционной деятельности главным образом влияет на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, именно государство создает условия реализации инвестиций, тем самым способствуя эффективной деятельности хозяйствующего субъекта и реализации эффективного финансового менеджмента.
Литература:
- Закон ПМР «Об иностранных инвестициях на территории Приднестровской Молдавской Республики» (в редакции по состоянию на 08.04.13) // http://www.vspmr.org/legislation/laws/zakonodateljnie-akti-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-promishlennosti-torgovli-privatizatsii-stroiteljstva-transporta-energetiki-i-svyazi/zakon-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-ob-inostrannih-investitsiyah-na-territorii-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki.html.
- Закон ПМР «О налоге на доходы организаций» (в редакции по состоянию на 03.12.14) // http://www.vspmr.org/legislation/laws/zakonodateljnie-akti-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-byudjetnogo-finansovogo-ekonomicheskogo-nalogovogo-zakonodateljstva/zakon-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-o-naloge-na-dohodi-organizatsiy.html.
- Закон ПМР «О таможенном тарифе» (в редакции по состоянию на 14.05.14) // http://www.vspmr.org/legislation/laws/zakonodateljnie-akti-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-byudjetnogo-finansovogo-ekonomicheskogo-nalogovogo-zakonodateljstva/zakon-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-o-tamojennom-tarife.html.
- Бланк И. А. Финансовый менеджмент: учебный курс. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2010. — 478 с.
- Основные показатели деятельности коммерческих банков ПМР // Вестник Приднестровского республиканского банка. — 2015. — № 12. — С. 43.
- Официальный сайт Торгово-промышленной палаты ПМР: URL: http://www.old.tiraspol.ru (дата обращения 17.10.2015).