Среди нововведений, которые должны облегчить участь предпринимателей, налоговые каникулы, расширение списка тех, кто подпадает под льготную патентную систему налогообложения и льготы для предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения. Правительство дало больше самостоятельности регионам. К примеру, с 1 октября чиновники на местах сами стали устанавливать льготы для малого бизнеса.
В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2008 № 99-п (ред. от 20.11.2014) «О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии» планируется:
оказывать государственную поддержу по кредитным договорам, которые заключены после 01.01.2014;
увеличение размера возмещения до ставки рефинансирования ЦБ РФ;
размер оказания государственной поддержки на одного субъекта предпринимательства установить в размере до 10 млн. руб.
Для плательщиков упрощенной системы налогообложения теперь предусмотрена возможность снижения ставки с 6 до 1 %. А для тех, кто применяет единый налог на вмененный доход, ставка по решению муниципального образования может быть снижена с 15 до 7,5 %. В некоторых случаях разрешается снизить ставку даже до 0 %.
Проект закона Тюменской области «О моратории на повышение налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН» позволяет установить до 31.12.2019 ставку налога, взимаемого в связи с применением УСН, для налогоплательщиков, выбравших объектов налогообложения «доходы уменьшенные на величину расходов» в размере 5 %.
С января 2016 г. применять патентную систему налогообложения смогут те, кто занимается производством молочных продуктов, изделий из кожи, хлеба и кондитерских изделий, переводами и др.
В Тюменской области в части применения патентов по территориальному принципу, с применением коэффициента дифференциации размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от территории действия патента внесены изменения.
Они связаны со снижением размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода отдельным по видам предпринимательской деятельности:
Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству
Услуги по присмотру и уходу за детьми и больными
Услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства
Услуги по прокату
Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (за исключением услуг такси)
Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом
Услуги такси.
В этом году новые ИП, зарегистрированные с января 2015 г., были освобождены от уплаты налогов на срок до трех лет. Налоговые каникулы положены тем, кто работает в науке, производственной и социальной сфере. Правда, когда именно начнутся каникулы, решают регионы. Этими каникулами могут воспользоваться чуть более сотни ИП, в то время как в стране их миллионы.
С 1 июля в Москве вступил в силу закон о торговом сборе, под действие которого подпали 130000 торговых ИП. У закона, увеличившего нагрузку на маленькие фирмы, есть и позитивные моменты. В некоторых регионах, при условии, что фирма применяет традиционную (а не патентную) систему налогообложения, торговый сбор освобождает от уплаты имущественного налога, объясняет профессор. Если компания владеет дорогим торговым оборудованием, то на этом можно даже сэкономить.
Правительство выступило с позитивным начинанием, которое пока никак не облегчило участь предпринимателей. С 1 августа объявлен трехлетний мораторий на проверки контролирующих органов для всех предприятий, которые признаны малыми (оборот не более 60 млн. руб. в год) и если в отношении их не ведется расследование, уголовное или административное. Но количество проверок в 2015 г. По сравнению с прошлым не уменьшилось.
Несмотря на способность приспосабливаться к быстро меняющимся условиям, именно малое предприятие исчезает с рынка первым. Единственное, что может не допустить ликвидации таких предприятий — это госзаказы для малого бизнеса. Процедура проведения торгов, подписания документов и заключения сделки строго регулируется законом. Контролирующие органы — Счетная Палата и Казначейство. В особых случаях подключается ФСБ, если речь идет о вооружении. Особенности проведения закупок малым бизнесом прописаны в специальном законе РФ «О закупках». В нем говорится, что заказчики должны производить закупки у малых и средних компаний в таком объеме: с 01.01.2015 по 31.12.2016 — не меньше 18 % от общего числа договоров, с 01.01.2017 — не меньше 25 % от годового количества заказов. При этом предполагается, что участие в торгах зачастую проходит совершенно бесплатно. Но в некоторых случаях, все же предусмотрены некоторые денежные и временные затраты. Минимальные средства придется вложить в электронные торги. Как правило, речь идет об условном взносе, который не возвращается независимо от результатов торгов.
Долгожданный и полезный законопроект об увеличении доли малого и среднего бизнеса в госзакупках с нынешних 15 до 25 %, который обсуждали весь год, и вовсе заморожен. Госкомпании и нынешнее-то 15 % ограничение обходят.
73 % представителей малого, среднего и микробизнеса за последний год не пользовались льготами и другими мерами поддержки, по данным опроса 2000 руководителей предприятий, проведенного РАНХиГС. Еще 15 % не помнят, обращались ли они за помощью или нет.
Одной из основных причин, которые сдерживают развитие малого бизнеса в России, остаётся нехватка финансирования. По имеющимся оценкам потребность компаний малого бизнеса во внешнем финансировании удовлетворена примерно на 30 %.
При необходимости покупки имущества у руководителя малого предприятия и индивидуального предпринимателя (ИП) есть два основных источника привлечения внешнего финансирования: банковское кредитование и приобретение в лизинг.
Для лизингодателей предоставление имущества в лизинг малому бизнесу является более трудозатратным и менее экономически выгодным, чем лизинг в крупном и среднем бизнесе. Это связано с несколькими факторами, характеризующими специфику лизинга в малом бизнесе.
За 2010–2015 годы 1094 малым и средним предприятиям Тюменской области на развитие лизинга оборудования возмещено 1724,6 млн. рублей, в том числе 963 млн. рублей федерального бюджета. Приобретено 804 единицы спецтехники, 560 единиц транспорта и 1069 единиц оборудования — на сумму 6268,5 млн. рублей.
Предприниматели пострадали и от политических решений властей. Так, например, в Москве в 2015 г. продолжился снос ларьков, что привело даже к акциям протеста. В апреле прошла акция протеста торговцев, работающих в подземных ларьках. Ларечники протестовали против «планомерного уничтожения тысяч рабочих мест» и хотели привлечь внимание властей и общества к проблемам мелкого бизнеса.
Введение системы «Платон» крайне негативно отразилось на малом и среднем бизнесе, который не имеет такого запаса прочности, как крупные транспортные компании. Предложение транспортных услуг уже сократилось на 7–10 %, а тарифы на перевозку выросли в пределах 15 %. Больше всего пострадали те предприниматели, у кого в хозяйстве одна-две фуры.
Ухудшившиеся отношения с Турцией тоже нанесли удар по малому бизнесу. Около $4 млрд. в год, по оценке Nomura International, приносили экономике Турции российские предприниматели (малые и средние компании), закупающие в Турции одежду и другие товары для российского рынка. Это даже больше, чем годовой доход от организованных туристов из России, составляющий $2,7 млрд.
«Половина наших поставщиков тканей переполошилась и временно прекратила поставки, потом все успокоилось, — рассказывает Промптова. — Но вся эта нервотрепка уже поднадоела. Известные нам швейные фабрики говорят, что многие клиенты вроде DD-Shop, которые занимаются производством одежды, перестали планировать надолго вперед. Честно говоря, я не припомню более тяжелого года, чем этот».
2015 год был скорее негативным для малого и среднего бизнеса, считает большинство экспертов, опрошенных газетой «Ведомости». И это подтверждают разные исследования. Срок окупаемости инвестиций в малые предприятия в Москве увеличился с 1–1,8 года в 2013 г. До 4–9,4 года к маю 2015 г., говорится в исследовании консалтинговой компании «2Б диалог». В 2013 г. 0,4 руб., инвестированных, например, в автосервис, приносили 1 руб. дохода. Сейчас, чтобы получить этот же рубль, нужно инвестировать не менее 2,7–3,8 руб. В среднем обороты компаний упали как минимум на 40 %. Как результат, число малых и средних предприятий, желающих продать бизнес, может резко возрасти.
Россия в целом и Тюменская область в частности сошли с «нефтегазовой иглы», поэтому меры бюджетной поддержки будут избирательными.
Сама бюджетная поддержка сохранится, а в некоторых отношениях и усилится. Однако отныне она будет только и исключительно селективной.
В ближайшее время необходимо во всех муниципальных образованиях завершить внедрение стандарта инвестиционного климата, который должен представлять собойцелостную совокупность конкретных практик, исполняемых в ежедневном режиме.
В течение 2016 г. система «инвестиционного патронажа» должна охватить все муниципалитеты. Также подлежит повсеместному внедрению апробированная в Тюменском районе практика подготовки инвестиционного паспорта территории, содержащего реестр всех площадок, пригодных для реализации инвестиционных проектов.
Необходимо усилить персональную ответственность должностных лиц за принятие неправомерных решений в отношении предпринимателей, в особенности систематическое. Факт неправомерности устанавливается судом, конкретное решение отменяется, а принявший его чиновник как ни в чем не бывало продолжает действовать в том же духе. Работа эта будет успешной тогда, когда совершится переход от статического, рутинного управления разобщенными отраслями и отраслевыми целевыми программами к динамическому территориально-ресурсному развитию.
Литература:
- Постановление Правительства Тюменской области от 01.04.2008 № 99-п (ред. от 20.11.2014) «О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии».
- Закон Тюменской области от 06.10.2014 № 67«О внесении изменений в Закон Тюменской области «О патентной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей».
- Морозова И. М. Влияние улучшения инвестиционного климата на развитие предпринимательства в Тюменской области. Международный журнал «Наука и Мир» № 2 (30), январь 2016г.
- Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области [Электронный ресурс] — режим доступа:https://-www.incubator72.ru.
- [Электронный ресурс] — режим доступа:https://www.admtyumen.ru.