Проблемы малого бизнеса в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 19.05.2016

Статья просмотрена: 12448 раз

Библиографическое описание:

Коваленко, С. В. Проблемы малого бизнеса в России / С. В. Коваленко, А. Р. Шарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 743-746. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30273/ (дата обращения: 22.12.2024).



Тема малого бизнеса очень актуальна в условиях модернизации экономики в России. Малый бизнес играет важную роль в любой стране: вызывает здоровую конкуренцию, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных предприятий.

Что же собой представляет малый бизнес?

«Принято считать, что малый бизнес — это совокупность микро предприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Согласно принятому в 2007 году Государственной Думой РФ закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» микро предприятиями признаются компании, с количеством сотрудников не более 15 человек. [1] Малые предприятия — организации с количеством сотрудников от 16 до 100 человек. Компании с количеством работающих граждан от 101 до 250 уже считаются представителями среднего бизнеса. Таким образом, малый бизнес включает в себя все компании, занимающиеся предпринимательством со штатом работников до 100 человек. Это могут быть и юридические лица и индивидуальные предприниматели». [2]

«Доля малого бизнеса в объеме ВВП в нашей стране занимает около 20 %, тогда как за рубежом 50 %. В развитых странах поддержка некрупных предприятий является крайне важной для развития экономики задачей. По статистике лишь 3,4 % малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше. Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими — ежегодно их число увеличивается на 4 %, в то время как количество ИП, прекративших свою деятельность увеличивается на 11 %. По данным ФНС на апрель 2015 года в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн человек». [3]

C:\Users\User\Desktop\первая.png

Основными причинами такого неблагоприятного стечения обстоятельств — экономические и административные преграды. Одна из них — наше часто изменяемое, непростое и обширное законодательство. При этом мы не владеем полной информацией обо всех изменениях. Можно воспользоваться услугами профессиональных юристов, но не все, в малом бизнесе, могут позволить себе это. Увы, большинство предпринимателей пытаются обойти уже установленные правила, законодательство, из чего следует плачевный итог.

Помешать развитию малого бизнеса, как и любого другого бизнеса, может множество причин. К примеру, в России достаточно часто повышаются цены на сырье. На это влияют, как нестабильная ситуация курса рубля, так и высокие ставки по кредитам.

Кроме проблемы, которую можно отнести к разряду основных экономических проблем, мы хотим выделить некоторые факторы, влияющие на желания самих людей строить, а точнее регистрировать малый бизнес вне зависимости от наличия багажа знаний в этой области, средств и свободного времени. Мы считаем, что таким фактором может быть активный заработок в интернете. Поясним: в виду того, что сейчас технологии развиваются очень быстро, люди имеют кучу возможностей, не выходя из дома и даже не вставая из-за компьютера, зарабатывать сравнительно больше, чем некоторые индивиды, занимающиеся малым бизнесом на протяжении большого отрезка времени. Почему сейчас лишь мала часть, желающих открыть бизнес, регистрируют свое предприятие, тогда, как большинство выбирают зарабатывать деньги в сети? Все дело в том, то так легче уклоняться от уплаты налогов, соответственно, меньше проблем в ведении предпринимательской деятельности.

«Последней каплей для многих предприятий стал рост отчислений в пенсионный фонд более чем в два раза. Напомним, что с 1 января 2013 года взносы в Пенсионный фонд России с ИП составляли 32 479,2 рублей независимо от получаемого дохода. Позже, в 2014 году, они были уменьшены до 20727,53 рублей. Но в результате этой меры в стране закрылось более полумиллиона предпринимателей, а новые регистрироваться не спешили.

2015 год встретил предпринимателей санкциями, снижающимся спросом на товары и услуги и ростом цен. Выросли взносы в пенсионный фонд, теперь они составляют 22261,38 рублей + 1 % с выручки, если она больше 300 тысяч рублей. Однако с 1 января вступил в силу и так называемый закон о налоговых каникулах, ФЗ № 477 от 29.12.2014 «О внесении изменений в статью 346 и главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно документу, индивидуальные предприниматели, которые открывают свое дело в производственной, социальной и научной сферах, могут быть освобождены от налогов на два налоговых периода. Кроме того, было принято Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», которое также предусматривает ряд льгот по части налогообложения для малого и среднего бизнеса. Это заметно мотивировало многих, и в результате уже с января резко стало увеличиваться число зарегистрированных ИП — на 14 % по сравнению с декабрем 2014 года». [3]

«Проблемы дальнейшего развития малого предпринимательства в России остаются в основном теми же, что были отмечены еще в материалах первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий. Важнейшие из них:

1) Недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;

2) Трудности с получением банковских кредитов;

3) Нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов;

4) Сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;

5) Ограниченные возможности получение лизинговых услуг;

6) Отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др». [4, с 119]

Как мы уже поняли, представители малого бизнеса в России в своей деятельности встречаются со значительными трудностями. Начать описание данных проблем мы хотели бы с основы, то есть — ресурсной базы. А точнее с того, что для удовлетворения потребностей предпринимателей, на сегодняшний день, этой базы не хватает ни в материально-техническом, ни в финансовом плане. Специальной техники, оборудования, предназначенного для предприятий малого бизнеса также нет. Высокими технологиями в данной отрасли пользуются, но неохотно, так как затраты на них достаточно велики. С практической стороны говорится о том, что нужно создать новый сектор широкого спектра национального хозяйства, но почти на пустом месте. Наличие такого сектора в течение нескольких лет у нас не наблюдалось. В России обеспеченное среднестатистической заработной платой население не может накопить нужное количество средств для того, чтоб открыть собственное предприятие. Воспользоваться государственным бюджетом нельзя, думаю, не стоит объяснять почему. Тогда, может, стоит обратиться к кредитным агентам? Но и тут не все гладко, как хотелось бы. Ресурсы, которые могут предложить банки и кредитные агенты слишком незначительные, то есть не имеют достаточного значения для формирования бизнеса. Также их очень трудно претворить в жизнь при существующей постоянной инфляции. Для того, чтобы хоть как-то сдвинуть данное положение вещей в поддержку общества результативного малого бизнеса с почти мертвой точки, нужно, наконец, действовать, а не говорить об этом. И воспользоваться уже имеющимися финансовыми и материально-техническими ресурсами в ближайшее время мы не можем.

Следующая проблема — законодательная база. На данный момент не доработана и даже отсутствует в некоторых очень важных положениях. Существует множество правовых документов, направленных на урегулирование малого предпринимательства. Вот некоторые из них: Гражданский кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ. Также сложность сконцентрирована на том, что:

1) Нет общей законодательной основы, объединяющей деятельность предприятий малого бизнеса в России;

2) Уже имеющиеся несогласованные установления не до конца воплощаются в действительность;

Для того, чтобы решить проблемы правовой основы малого бизнеса нужно, прежде всего, придерживаться особых законодательных мер регулирования малого предпринимательства. Как можно говорить о нормальной работе малого бизнеса в России, если в ней отсутствует: система проведения глубокого анализа деятельности таких отраслей, отчетность по показателям, дающим право данным предприятиям пользоваться льготами по налогообложению и должный учет результатов их работы.

Также важной проблемой являются кадры. Когда речь заходит о предпринимателях, мы часто слышим «прирожденный предприниматель» или «ты рожден быть предпринимателем». Так ли это? Действительно ли нужно родиться предпринимателем? Мы считаем, что на эти вопросы нельзя дать однозначного ответа. Сказать «нет» — тяжело. Но и ответить «да» — нелегче. Всему виной неопределенность и разносортность самих предпринимателей. Посмотрим правде в глаза: рожденных быть предпринимателями не так много, как хотелось бы. И даже не смотря на это, им все равно нужно накопить достаточный объем знаний для грамотного ведения своего дела.

Мы не можем обойти стороной и такую проблему, как социальная защита деятельности предпринимателя. Как известно, раньше существовала система социальных гарантий и социального обеспечения на основе распределения общественных фондов и в условиях текущего переходного отрезка времени она оказалась надломленной. А ведь необходимо просто-напросто по отношению ко всему общему построить заново эту же систему.

«Существует несколько прекрасных вариантов решения проблем, которые назрели в небольшом предпринимательстве. Основное, что потребуется, — это разработать детальный план. Эксперты в области малого бизнеса отмечают обязательное наличие в нем нескольких этапов. Это позволит правильно подготовить переход управленца от простого, рядового сотрудника к настоящему лидеру.

Данный план включает:

1) Скрупулезное изучение рыночной ситуации;

2) Формирование маркетинговой стратегии;

3) Выбор ориентира на целевую аудиторию;

4) Мониторинг затрат, вложений, кредитов;

5) Детальный анализ эффективности проделанной работы и продуцирование выводов». [5]

Для того, чтобы урезать количество проблем, связанных с действенностью руководства, эксперты в сфере малого бизнеса дают хороший совет, который заключается в том, что к этой важной ответственной роли нужно готовиться заблаговременно. «Очень важно предварительно разобраться в тонкостях маркетинга, нетворкинга, экономики. Для управленца финансовые вопросы не должны казаться «темным лесом». Также профессионалы рекомендуют опираться на целевой рыночный сегмент. Не менее важно сформировать стабильную финансовую базу. Целесообразно иметь в ресурсе столько денежных средств, чтобы их хватило как минимум на 18 месяцев беспроблемного расходования на нужды развития небольшой компании. В идеале лучше рассчитывать на 36 месяцев» [5].

Таким образом, сегодня малый бизнес в России, как показывает статистика последних лет, оказывается успешным крайне редко. Основная проблема заключается в том, что нет системности в развитии малого бизнеса в стране, в результате чего, предприниматели не чувствуют защищенности и уверенности в завтрашнем дне.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 24 июля 2007 года N 209-ФЗ
  2. Кредитный портал «КредитБизнес.ru» Режим доступа: http://www.kreditbusiness.ru/
  3. Официальный сайт «Информационное агентство Российского Имперского Союза — Ордена «Легитимист»». (Малый бизнес в России: цифры и факты.) Режим доступа: http://legitimist.ru
  4. В. Я. Горфинкель, В. А. Швандр. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ 4-е изд., 2007. — 670 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
  5. Официальный сайт «ИП.информ.Ру» (Проблемы современного малого бизнеса в России). Режим доступа: http://ipinform.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Россия, предприятие, малое предпринимательство, предприниматель, проблема, пенсионный фонд, предпринимательская деятельность, РСФСР, Уж.


Задать вопрос