Дорожно-транспортный травматизм в социальном аспекте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Каратаева Л. А., Абророва Б. Т., Тохирова М. Т. Дорожно-транспортный травматизм в социальном аспекте // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 278-280. — URL https://moluch.ru/archive/108/26210/ (дата обращения: 23.07.2018).



Сегодня во всем мире в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибает более 1,2 миллиона человек, а число получивших травмы на автомобильных дорогах может достигать 50 миллионов человек в год. Дорожно-транспортный травматизм занимает десятое место среди основных причин смертности в мире. В результате дорожно-транспортных происшествий; 90 % этих смертей приходится на страны с низким и средним уровнем доходов. Более 50 % случаев смертей в результате дорожно-транспортного травматизма в мире приходится на долю молодежи и взрослых в возрасте 15–44 лет. Таким образом, из всех остальных причин смерти дорожно-транспортный травматизм вносит наибольший вклад в показатель «потерянные годы потенциальной жизни» (YPLL).

Многие из людей этого возраста экономически активны и, следовательно, дорожно-транспортный травматизм приводит к значительным экономическим издержкам для семей и общества в целом. Травмы и инвалидность в результате дорожных аварий ложатся тяжелым бременем не только на бюджет сектора здравоохранения, но и на национальную экономику в целом, ежегодно поглощая от 1 до 2 % валового национального продукта. [1]

Согласно проведенным оценкам, глобальные экономические издержки, связанные с дорожно-транспортным травматизмом, составляют 518 миллиардов долларов США в год (Научно-исследовательская лаборатория транспорта Соединенного Королевства). В странах с низким уровнем доходов рассчитанные затраты составляют 65 миллиардов долларов США, превышая ежегодный объем помощи, который они получают на развитие. [2,3]

Эти затраты включают непосредственные затраты на медицинское обслуживание, а также косвенные и долгосрочные затраты, например в связи с потерянной производительностью. Влияние дорожно-транспортного травматизма на экономику особенно разрушительно в странах, борющихся с бедностью и общими проблемами развития, поскольку травматизму такого рода в наибольшей степени подвержена экономически активная часть населения.

Любая система дорожного движения очень сложна и опасна для человека. К элементам системы относятся автотранспортные средства, дороги и участники дорожного движения, а также физическая, социальная и экономическая среда. Создание менее опасной системы дорожного движения требует системного подхода — понимания системы в целом и взаимодействия между ее элементами, а также выявления потенциальных возможностей для вмешательств. В частности, для этого необходимо понимать, что человеческое тело весьма уязвимо, а люди могут совершать ошибки. Безопасная система дорожного транспорта — это система, которая учитывает уязвимость человека и его способность совершать ошибки и может компенсировать эти факторы.

Вмешательства, позволяющие снизить риск дорожно-транспортного травматизма и смертей на дорогах, могут быть направлены на все указанные выше элементы транспортной системы. В странах с высоким уровнем доходов владельцы и водители автотранспортных средств составляют значительное большинство участников дорожного движения, и на них приходится большинство смертельных случаев в результате дорожно-транспортных происшествий. Однако даже в этих странах пешеходы, велосипедисты, водители мопедов и мотоциклисты подвергаются значительно большей опасности погибнуть (из расчета на километр пути).

Как уже говорилось выше, более 50 % случаев смерти в мире и 60 % от общего числа утраченных лет здоровой жизни (DALYs) в результате дорожно-транспортного травматизма, приходится на долю людей в возрасте 15–44 лет.

Самые высокие показатели смертности в странах с высоким уровнем доходов наблюдаются в возрастной группе 15–29 лет, в то время как в странах с низким и средним уровнем доходов — среди людей 60 лет и старше. В этих странах показатели смертности среди детей в результате дорожно-транспортных происшествий также выше, чем в странах с высоким уровнем доходов.

Существует множество различных рисков, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, и они могут наблюдаться одновременно.

На индивидуальном уровне к факторам риска относятся принадлежность к мужскому полу, молодой возраст и такое поведение, как употребление алкоголя и наркотиков, превышение скорости, неиспользование защитных шлемов или ремней безопасности. Использование устройств, отвлекающих водителей, например мобильных телефонов, также увеличивает опасность возникновения дорожно-транспортного происшествия, а их использование одновременно с превышением скорости или в состоянии алкогольного или наркотического опьянения еще больше повышает риск.

Физиологические причины, например нарушение сна, употребление некоторых лекарственных препаратов и преклонный возраст могут также негативно влиять на способность человека адекватно вести себя в транспортном потоке. Кроме того, свой вклад в увеличение риска возникновения дорожно-транспортного происшествия вносят такие условия, как, например, плохая видимость, не позволяющая увидеть пешеходов, и нехватка опыта у водителя.

Что касается непосредственно транспортного средства, то отсутствие элементов безопасности, например ремней безопасности или подушек безопасности, пригодность автомобиля к эксплуатации, плохая освещенность автомобиля, размер транспортного средства и высота его центра тяжести, также связаны с увеличением риска возникновения аварии. Крупногабаритные транспортные средства представляют большую опасность для пешеходов и для транспортных средств меньшего размера.

Внешние условия, например использование камер контроля скорости, дорожные пробки, расположение дорожных знаков, защитные ограждения и средства, регулирующие движение, также вносят свой вклад в изменение степени риска.

Дорожно-транспортный травматизм можно предсказать и предотвратить. На основе данных, полученных в некоторых странах с высоким уровнем моторизации, можно сделать вывод, что интегрированный системный подход к дорожной безопасности обеспечивает снижение числа смертей и серьезных травм в результате дорожно-транспортных происшествий. В отличие от подходов, направленных исключительно на изменение поведения участников дорожного движения, этот подход рассматривает все факторы — окружающую среду, транспортное средство и действия участников дорожного движения — на всех стадиях (до аварии, во время аварии, после аварии).

Несмотря на большие успехи в предупреждении дорожно-транспортного травматизма, все еще существуют большие пробелы в знаниях относящихся к этой проблеме. Вот почему необходимо расширять исследования, в основе которых лежат местные проблемы и приоритеты, и эти исследования должны сопровождаться усилиями по привлечению финансовых средств для осуществления мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

Обнаруженные пробелы в знаниях могут помочь в определении направления исследований, но это во многом зависит от местных обстоятельств и приоритетов. Для более точной оценки эффективности профилактических мер необходима хорошая база данных. Отсутствие информационных систем делает невозможным донесение истинной сущности проблемы до лиц, принимающих решения, и сообщества в целом. Таким образом, создание точных и надежных информационных систем является первым этапом эффективной профилактики. Хотя имеется определенный объем информации, которая дает представление о ситуации по многим направлениям, этих знаний недостаточно, и при этом мало усилий прилагается для проведения качественного анализа.

Литература:

  1. Всемирный доклад о предупреждении дорожно- транспортного травматизма / М.: Весь Мир, 2004. — 280 с.
  2. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2004 год. Изменить ход истории / ВОЗ, Женева
  3. Михайлова, Ю. В. Медико-социальные последствия дорожно-транспортного травматизма/ Ю. В. Михайлова [и др.] — М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2007. — 216 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожно-транспортный травматизм, дорожное движение, транспортное средство, высокий уровень доходов, уровень доходов, ремень безопасности, превышение скорости, YPLL, дорожно-транспортное происшествие, доллар США.


Похожие статьи

К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий...

К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий, днях недели и времени суток. Авторы: Есипова Александра Анатольевна, Лисовая Анастасия Алексеевна. Рубрика: Спецвыпуск.

Проблемы роста числа аварий с участием общественного...

1) водитель, который превышает скорость из-за отклонения движения по расписанию. Превышение скорости — это еще одна частая причина ДТП.

При анализе дорожно-транспортного происшествия используются методы

К вопросу о применении логистических решений при устранении...

Дорожно-транспортных происшествий с каждым годом становится все больше и больше.

Проблемы мониторинга дорожно-транспортного травматизма в регионе.

Анализ дорожно-транспортных происшествий на перекрестках г. Бузулук.

Ключевые слова: безопасность, дорожно-транспортные...

Рассматриваются виды дорожно-транспортных происшествий, их причины.

Травматизм от ДТП имеет существенные последствия и для страны, поскольку нарастающая демографическая проблема представляет прямую угрозу безопасности и жизнедеятельности не только...

Техническое состояние транспортных средств и его влияние на...

В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на транспортный процесс, произведен анализ неисправностей, оказывающих влияние на уровень дорожной безопасности транспортных средств.

Беспилотный автомобиль, регистрирующий правонарушения на...

Анализируя безопасность на дорогах при эксплуатации беспилотников с различными системами управления, предлагается обеспечивать снижение риска дорожно-транспортных происшествий. Ключевые слова: беспилотный автомобиль, дороги, безопасность.

Проблемы мониторинга дорожно-транспортного травматизма...

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, дорожно-транспортный травматизм, смертность, показатель аварийности, коэффициент тяжести последствий ДТП.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения...

Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства трудоспособного населения.

Также, считаем целесообразным к мероприятиям, повышающим уровень безопасности дорожного движения отнести

Пути повышения безопасности дорожного движения

— управление транспортными средствами предприятий; — моделирование, прогнозирование и оптимизация движения транспортных потоков

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения.

К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий...

К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий, днях недели и времени суток. Авторы: Есипова Александра Анатольевна, Лисовая Анастасия Алексеевна. Рубрика: Спецвыпуск.

Проблемы роста числа аварий с участием общественного...

1) водитель, который превышает скорость из-за отклонения движения по расписанию. Превышение скорости — это еще одна частая причина ДТП.

При анализе дорожно-транспортного происшествия используются методы

К вопросу о применении логистических решений при устранении...

Дорожно-транспортных происшествий с каждым годом становится все больше и больше.

Проблемы мониторинга дорожно-транспортного травматизма в регионе.

Анализ дорожно-транспортных происшествий на перекрестках г. Бузулук.

Ключевые слова: безопасность, дорожно-транспортные...

Рассматриваются виды дорожно-транспортных происшествий, их причины.

Травматизм от ДТП имеет существенные последствия и для страны, поскольку нарастающая демографическая проблема представляет прямую угрозу безопасности и жизнедеятельности не только...

Техническое состояние транспортных средств и его влияние на...

В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на транспортный процесс, произведен анализ неисправностей, оказывающих влияние на уровень дорожной безопасности транспортных средств.

Беспилотный автомобиль, регистрирующий правонарушения на...

Анализируя безопасность на дорогах при эксплуатации беспилотников с различными системами управления, предлагается обеспечивать снижение риска дорожно-транспортных происшествий. Ключевые слова: беспилотный автомобиль, дороги, безопасность.

Проблемы мониторинга дорожно-транспортного травматизма...

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, дорожно-транспортный травматизм, смертность, показатель аварийности, коэффициент тяжести последствий ДТП.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения...

Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства трудоспособного населения.

Также, считаем целесообразным к мероприятиям, повышающим уровень безопасности дорожного движения отнести

Пути повышения безопасности дорожного движения

— управление транспортными средствами предприятий; — моделирование, прогнозирование и оптимизация движения транспортных потоков

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий...

К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий, днях недели и времени суток. Авторы: Есипова Александра Анатольевна, Лисовая Анастасия Алексеевна. Рубрика: Спецвыпуск.

Проблемы роста числа аварий с участием общественного...

1) водитель, который превышает скорость из-за отклонения движения по расписанию. Превышение скорости — это еще одна частая причина ДТП.

При анализе дорожно-транспортного происшествия используются методы

К вопросу о применении логистических решений при устранении...

Дорожно-транспортных происшествий с каждым годом становится все больше и больше.

Проблемы мониторинга дорожно-транспортного травматизма в регионе.

Анализ дорожно-транспортных происшествий на перекрестках г. Бузулук.

Ключевые слова: безопасность, дорожно-транспортные...

Рассматриваются виды дорожно-транспортных происшествий, их причины.

Травматизм от ДТП имеет существенные последствия и для страны, поскольку нарастающая демографическая проблема представляет прямую угрозу безопасности и жизнедеятельности не только...

Техническое состояние транспортных средств и его влияние на...

В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на транспортный процесс, произведен анализ неисправностей, оказывающих влияние на уровень дорожной безопасности транспортных средств.

Беспилотный автомобиль, регистрирующий правонарушения на...

Анализируя безопасность на дорогах при эксплуатации беспилотников с различными системами управления, предлагается обеспечивать снижение риска дорожно-транспортных происшествий. Ключевые слова: беспилотный автомобиль, дороги, безопасность.

Проблемы мониторинга дорожно-транспортного травматизма...

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, дорожно-транспортный травматизм, смертность, показатель аварийности, коэффициент тяжести последствий ДТП.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения...

Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства трудоспособного населения.

Также, считаем целесообразным к мероприятиям, повышающим уровень безопасности дорожного движения отнести

Пути повышения безопасности дорожного движения

— управление транспортными средствами предприятий; — моделирование, прогнозирование и оптимизация движения транспортных потоков

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения.

К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий...

К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий, днях недели и времени суток. Авторы: Есипова Александра Анатольевна, Лисовая Анастасия Алексеевна. Рубрика: Спецвыпуск.

Проблемы роста числа аварий с участием общественного...

1) водитель, который превышает скорость из-за отклонения движения по расписанию. Превышение скорости — это еще одна частая причина ДТП.

При анализе дорожно-транспортного происшествия используются методы

К вопросу о применении логистических решений при устранении...

Дорожно-транспортных происшествий с каждым годом становится все больше и больше.

Проблемы мониторинга дорожно-транспортного травматизма в регионе.

Анализ дорожно-транспортных происшествий на перекрестках г. Бузулук.

Ключевые слова: безопасность, дорожно-транспортные...

Рассматриваются виды дорожно-транспортных происшествий, их причины.

Травматизм от ДТП имеет существенные последствия и для страны, поскольку нарастающая демографическая проблема представляет прямую угрозу безопасности и жизнедеятельности не только...

Техническое состояние транспортных средств и его влияние на...

В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на транспортный процесс, произведен анализ неисправностей, оказывающих влияние на уровень дорожной безопасности транспортных средств.

Беспилотный автомобиль, регистрирующий правонарушения на...

Анализируя безопасность на дорогах при эксплуатации беспилотников с различными системами управления, предлагается обеспечивать снижение риска дорожно-транспортных происшествий. Ключевые слова: беспилотный автомобиль, дороги, безопасность.

Проблемы мониторинга дорожно-транспортного травматизма...

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, дорожно-транспортный травматизм, смертность, показатель аварийности, коэффициент тяжести последствий ДТП.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения...

Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства трудоспособного населения.

Также, считаем целесообразным к мероприятиям, повышающим уровень безопасности дорожного движения отнести

Пути повышения безопасности дорожного движения

— управление транспортными средствами предприятий; — моделирование, прогнозирование и оптимизация движения транспортных потоков

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения.

Задать вопрос