Библиографическое описание:

Шатрова Н. В., Болобонкина Т. А., Минаев В. В. Проблемы мониторинга дорожно-транспортного травматизма в регионе // Молодой ученый. — 2016. — №22.2. — С. 26-28.



В статье рассмотрена проблема мониторинга дорожно-транспортного травматизма в Рязанской области, представлены статистические данные по проблеме, освещены основные подходы по улучшению сложившейся ситуации.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, дорожно-транспортный травматизм, смертность, показатель аварийности, коэффициент тяжести последствий ДТП.

Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций период с 2011 по 2020 годы провозглашен Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Общая цель Десятилетия в соответствии с Глобальным планом состоит в стабилизации и сокращении к 2020 году уровня случаев смерти в результате ДТП [1].

В Российской Федерации данная проблема носит традиционно острый характер. В связи с этим в нашем государстве действует Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». Целью данной программы является сокращение случаев смерти в результате ДТП, в том числе детей, к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82 %) по сравнению с 2012 годом. Для мониторинга ситуации выбраны следующие показатели:

— число лиц, погибших в ДТП;

— число детей, погибших в ДТП;

— социальный риск (число лиц, погибших в ДТП, на 100 тыс. населения);

— транспортный риск (число лиц, погибших в ДТП, на 10 тыс. транспортных средств).

Таким образом, основное внимание уделяется мониторингу смертности в результате ДТП.

Стоит отметить, что в нашей стране несколько лет назад завершилась другая Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», цель которой «сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в 1,5 раза в 2012 году по сравнению с 2004 годом», не достигнута [2].

В то же время в Рязанской области недавно завершилась реализация долгосрочной целевой программы «Совершенствование медицинской помощи пострадавшим при ДТП на территории Рязанской области 2010–2014 годы». Снижение смертельных исходов в результате ДТП, из расчёта на 100 тыс. населения, с начала реализации программы, составило 6 %. Тяжесть последствий при ДТП (количество погибших на 100 пострадавших) снизилось с 13,2 до 9,45. Но уже в 2015 году смертность в результате ДТП в Рязанской области увеличилась на 7 %, что говорит о том, что принятые меры оказались недостаточными, и требуется поиск новых подходов для решения этой проблемы. Следует отметить, что представленные Росстатом данные охватывают только население, зарегистрированное на территории Рязанской области, что несколько искажает фактическую информацию.

Наиболее опасными в плане объема и тяжести ДТП в Рязанском регионе являются федеральные трассы М-5 «Урал» и М-6 «Каспий» [3]. Значительную часть транспортного потока по данным транспортным артериям составляет транзитный транспорт, который также вносит свой вклад в аварийность на территории Рязанской области, что не всегда отражается в итоговой статистике. Анализ сведений медицинских организаций, в том числе бюро судебно-медицинской экспертизы, демонстрирует, что снижение смертности за указанный период является более существенным и составляет от 16,2 % до 25,8 %. Но и эти показатели не достигают целевых 30 % [3].

Следовательно, существует необходимость пересмотра перечня индикаторов, используемых в мониторинге дорожно-транспортного травматизма. Возникла необходимость совершенствования нормативной базы в области безопасности дорожного движения (приведение в соответствие понятийного аппарата) [1]. Следует обратить большее внимание на показатели аварийности, характеризующие безопасность движения в виде абсолютного числа дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых или в виде отношения количества ДТП к числу транспортных средств, численности населения или пробегу автомобилей за определенный промежуток времени [5]. Смертность в результате ДТП, как один из важных показателей, необходимо рассматривать не изолированно, а в совокупности с другими показателями аварийности, находить между ними корреляцию. Также при анализе дорожно-транспортного травматизма стоит учитывать и коэффициент тяжести последствий ДТП — количество погибших на 100 пострадавших. Подобная статистика активно ведется органами ГИБДД МВД России, и более активное межведомственное взаимодействие несомненно приведет к результату.

Литература:

  1. Махова О. А. Смертность населения России в ДТП: статистика, проблемы и пути решения: [Электронный ресурс]. Круглый стол «Инновационные технологии социальной политики в интересах семьи и детства».1999–2016. Федеральная служба государственной статистики.
  2. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/konferenz/mahova_prez.pdf (Дата обращения 26.05.2016).
  3. Итоги выполнения ФЦП: [Электронный ресурс] // 2016 © ФКУ «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». URL: http://www.fcp-pbdd.ru/execution_control/The_results/ (Дата обращения 26.05.2016).
  4. Шатрова Н. В., Царьков С. Н. Показатели смертности в результате дорожно-транспортных происшествий как индикатор эффективности реализации региональной программы по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим. / Новые технологии в скорой и неотложной медицинской помощи, Москва, НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, 2016, С. 26–27
  5. ОДМ 218.4.005–2010 Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах. [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/1200084056
Основные термины (генерируются автоматически): результате ДТП, безопасности дорожного движения, Рязанской области, тяжести последствий ДТП, дорожно-транспортного травматизма, «Повышение безопасности дорожного, территории Рязанской области, результате дорожно-транспортных происшествий, мониторинга дорожно-транспортного травматизма, отношения количества ДТП, коэффициент тяжести последствий, тяжести ДТП, Федеральная целевая программа, число лиц, целевая программа «Повышение, программа «Повышение безопасности, Электронный ресурс, количество погибших, медицинской помощи пострадавшим, Шатрова Н.

Ключевые слова

смертность, дорожно-транспортные происшествия, дорожно-транспортный травматизм, показатель аварийности, коэффициент тяжести последствий ДТП

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос