Библиографическое описание:

Есипова А. А., Лисовая А. А. К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий, днях недели и времени суток // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 76-79.

 

В данной статье путем аналитического сравнения статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях, представленных государственной автоинспекцией за первое полугодие 2016 года, выявляются характерные особенности повышенного числа ДТП в определенные временные промежутки и дни недели. Также рассматриваются несколько основных причин дорожно-транспортных происшествий, характерных для всего мира.

Ключевые слова: дорожная безопасность, конференция ООН «Рио +20», причины дорожно-транспортных происшествий.

 

В настоящее время положением, связанным с организацией дорожной безопасности, обеспокоено все мировое сообщество. В связи с этим Организация Объединенных Наций (ООН), рассматривая вопросы об аварийности и травматизме, говорит о том, что ситуация уже превратилась в «глобальный кризис». В 2012 г. в Рио де Жанейро под эгидой ООН была проведена конференция, посвященная устойчивому развитию и вопросам охраны окружающей среды «Рио +20», на которой подчеркивалась связь между безопасностью дорожного движения и устойчивым развитием. Следует отметить, что на этой конференции были представлены статистические данные по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) в каждой стране. [6]

Согласно статистике, представленной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) смерть по причине ДТП носит самый частый характер, в среднем это 1,25 млн. человек в год. Причем количество жертв напрямую зависит от уровня экономического развития той или иной страны, так например, в Африке смертность составляет 26,6%, в Америке 15,9%, а в Европе 9,3% общей смертности. Исходя из представленной информации и в виду роста транспортных средств, появилась необходимость улучшения качества культуры безопасного поведения на дороге. Для решения данного вопроса была создана программа по улучшению дорожной политики разных стран, которая была принята и подписана в Рио де Жанейро. [3]

Для Российской Федерации (РФ) данный вопрос также имеет огромное значение. Рассмотрим более подробно статистические данные [5; 7]. В данный момент на территории РФ проживает 146 544 710 человек (включая новорожденных, детей и лиц пенсионного возраста), количество автомобилей составляет примерно одну треть от данного числа (легковые автомобили - 44 млн., грузовые - 6 миллионов, зарегистрированный мототранспорт - 2 млн.). Хотелось бы отметить, что количество автомобилей с каждым годом растет, а причины дорожно-транспортных происшествий, начиная с момента появления транспортных средств, практически не изменились. Только появление «гаджетов» увеличило возможность ослабления внимания у участников дорожного движения. Осветим более подробно основные причины ДТП [1; 5; 7]:

- на первом месте причин дорожно-транспортных происшествий в России стоит банальное состояние алкогольного опьянения, несмотря на ужесточение наказания со стороны государства и многочасовой пропаганды в различных источниках средств массовой информации.

- на втором месте стоит мобильный телефон, штраф за общение по телефону за рулем составляет в нашей стране 1500 рублей. Но это не самое пугающее в данной ситуации, более уместным будет сказать, что общение по средству связи отвлекает человека от слежения за дорогой и переключает на решение обсуждаемых по телефону вопросов, что в итоге приводит к аварийной ситуации. Причем написание СМС и других текстовых сообщений увеличивает возможность аварии в 6 раз, а простой разговор даже со специализированными беспроводными устройствами, которые предлагают нам продавцы телефонов и автомобилей, увеличивают возможность аварии в 4 раза. Сигнал телефона отвлекает водителя в среднем на 4,6 секунды, чего вполне достаточно при определенных условиях.

- на третьем месте причиной попадания в аварию является лихачество, оно, как и предполагается, составляет одну треть всех смертельных исходов на дороге. С психологической точки зрения объясняется уверенностью человека в своем умении водить транспортное средство – у взрослого человека, нехватке адреналина или желании произвести впечатление у подростков - как правило, в ДТП чаще попадают лица от 15 до 44 лет, из них 77% мужского пола.

- на четвертом месте из списка глобальных причин стоит пренебрежение ремнями безопасности. Данный вопрос является достаточно спорным, т.к. существует мнение, что в случае возгорания или ДТП, могут затруднить экстренный выход из машины или же, что ремни безопасности могут травмировать человека. При резком торможении в основном страдает шейный отдел позвоночника, возможны также переломы ключицы и ожоги – о данных нюансах стараются не упоминать, т.к. плюсов от применения ремней гораздо больше. Но, сколько бы ни было мнений, статистика Всемирной Организации Здравоохранения говорит о том, что использование ремней безопасности уменьшает количество травм при лобовом или боковом столкновении в 2 раза и в 5 раз при переворачивании автомобиля.

Изучая статистические данные других стран, находящиеся в открытом доступе сети Интернет [3], можно сделать вывод о том, что именно эти четыре фактора возглавляют печальную статистику во всем мире (рис. 1).

Кроме того, количество ДТП напрямую зависит от времени года, дня недели и времени суток.

Согласно статистическим данным [5; 7] за первое полугодие 2016 года самое большое количеств дорожно-транспортных происшествий приходится на выходные дни, так наиболее опасным днем недели является суббота, на которую приходится 14346 ДТП, на втором по количеству месте находится пятница (13940), на третьем месте – воскресенье, с количеством ДТП равным 13104 (рис. 2). Представленные ранее причины позволяют провести параллель, согласно которой на субботу и воскресенье у подавляющего числа россиян приходятся выходные дни, что заранее предполагает большее количество встреч, звонков и людей в состоянии алкогольного опьянения.Рис.2 Зависимость ДТП от дня недели

Также из виду не стоит упускать людей, выезжающих на выходные из крупных городов в область, по пятницам и возвращающихся по воскресеньям. Данная категория людей конкретно не является причиной дорожно-транспортных происшествий, но в виду создания загруженности на дорогах, позволяет отследить темпы повышенной опасности с 17. 00 по 20.00, причем пик частоты ДТП приходится ровно на средину представленного времени (рис. 3). Также характерной чертой является и то, что наиболее опасными с точки зрения ДТП являются дороги регионального и межмуниципального значения. [5; 7]

Рисунок 3 – Зависимость ДТП от времени суток.

Безусловно, виновниками дорожно-транспортных происшествий в подавляющем большинстве являются водители транспортных средств, на их долю приходится 40%, следующими, согласно статистике, являются пассажиры, они виноваты в 32% случаев, а дальше, как это ни странно, виновниками 26% случаев являются пешеходы (12% данной цифры приходится на детей) и замыкают данный рейтинг велосипедисты, ДТП по причине которых происходят лишь в 2% случаев, одна треть которых приходится на детей в возрасте от 12 до 16 лет. [5; 7]

Вопрос участия детей в дорожно-транспортных происшествиях является достаточно больной темой для любого государства. Так среди попавших в ДТП детей до 16 лет приходится 10281 человек, из этого количества погибло 353 ребенка. Около 11008 пострадало ввиду ДТП, и это только показатели за первое полугодие 2016 года. 40% этих случаев приходится на детей-пассажиров (5% из которых – это нарушение водителями правил перевозки детей). 42% всех ДТП с участием детей-пешеходов и подавляющее число происходит по причине неосторожности самих детей. [5; 7]

Вопрос минимизации дорожно-транспортных происшествий будет актуален в любое время. Но благодаря всестороннему развитию и постоянной работе на государственном уровне и мировому сотрудничеству в области дорожной безопасности, количество ДТП и пострадавших при ДТП снижается. Согласно отчету ГИБДД количество ДТП снизилось на 17% по сравнению с показателем за 6 месяцев прошлого года. Количество травмированных граждан снизилось на 8,7%, при этом превысив 92,3 тысячи человек. [5]

Данная статистика отражает положительный результат программы принятой в Рио де Жанейро 5 лет назад. Но, несмотря на положительную тенденцию развития данного вопроса, количество ДТП, жертв и травмированных в результате ДТП все равно остается огромным. Для снижения этого количества необходимо соблюдать свод некоторых правил: быть наиболее бдительными с пятницы по воскресенье (рис. 2), и ежедневно с 17.00 по 20.00, а также не садиться за руль в нетрезвом состоянии, не отвлекать водителя за рулем и стараться минимизировать использование мобильного телефона. При соблюдении этих простых правил можно существенно снизить общее количество ДТП и повысить уровень личной безопасности на дороге каждого.

 

Литература:

 

  1. Аналитическая статистика: причины автомобильных аварий и ДТП. (Электронный журнал Fastmb.ru) [Электронный ресурс] // Статистика - Режим доступа: http://fastmb.ru/autonews/autonews_rus/111-statistika-prichiny-dtp.html (Дата обращения 07.10.2016)
  2. Глобальный план по обеспечению десятилетия безопасности дорожного движения. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.who.int/roadsafety/publications/global_launch_ru.pdf?ua=1(Дата обращения 10.10.2016)
  3. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2015 /Всемирная организация здравоохранения. – М.:Весь мир, 2015. – 282с.
  4. Молодцова, Е.Ю. Социальная безопасность: основные представления и подходы к обучению/ Молодцова Е.Ю., Ребко Э.М. // Современные Исследования Социальных Проблем (Электронный Научный Журнал) Выпуск № 5 / 2012 (http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-bezopasnost-osnovnye-predstavleniya-i-podhody-k-obucheniyu)
  5. Официальный сайт ГИБДД МВД России. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Статистика - Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat/ (Дата обращения 30.09.2016)
  6. Справочник по документации Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/resguide/specenv.shtml (Дата обращения 10.10.2016)
  7. Статистика ДТП в России за январь - июль 2016 года. (Электронный журнал 1GAI) [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.1gai.ru/517185-statistika-dtp-v-rossii-za-yanvar-iyul-2016-goda.html (Дата обращения 07.10.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): дорожно-транспортных происшествий, количество ДТП, Зависимость ДТП, причин дорожно-транспортных происшествий, причины дорожно-транспортных происшествий, повышенного числа ДТП, ГИБДД количество ДТП, дорожного движения, основные причины ДТП, причине ДТП, общее количество ДТП, опьянения.Рис.2 Зависимость ДТП, первое полугодие, ДТП детей, количеством ДТП равным, Статистика ДТП, пик частоты ДТП, точки зрения ДТП, результате ДТП, дорожно-транспортных происшествиях.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос