В статье рассматривается о методах использования современных технологий, а также разбудит любовь у учеников к изобразительному искусству.
Ключевые слова: интернет, образовательные технологии, творчество, интерактивное обучение, информационных технологи, дифференцированное обучение, модульное обучение, мультимедиа, творческие способности, кругозор.
In article "Use new information communication technology in lesson graphic arts" considers about method use modern technology, as well as will wake the love beside pupil to graphic arts.
The Keywords: internet, educational technologies, creative activity, interact education, information technologists, differentiated education, module education, multimedia, creative abilities, outlook.
В последние годы на наших глазах происходит информационная революция, затронувшая все сферы социальной, научной, производственной и культурной деятельности. Интернет стал неотъемлемой частью всех областей жизни человека. Технический прогресс диктует использование новых методов и средств в образовании. Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту. Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки изобразительного искусства, открывает новые возможности.
Компьютерные и интернет-технологии дополняют диапазон используемых традиционных средств и методов педагогической работы. Они открывают новые возможности в работе преподавателя, позволяя решать различные образовательные задачи, открывая новые творческие возможности по подбору и использованию дидактического материала, расширяя виды учебной деятельности для школьников (поиск информации по предмету в Интернет и ее обработка), позволяют использовать на занятии современные технические средства: обучающие программы, тесты и пр.
При обновлении содержания образования и освоении новых форм организации учебно-воспитательного процесса качественно меняется и роль учителя как участника иной педагогической реальности: не транслятор знаний, а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью [1. с. 4]. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с учеником на одном языке.
Школа ставит основной своей задачей создание условий для формирования личности ученика, способной к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, взаимодействию и сотрудничеству, личности творческой и активной. Именно эти способности называются ключевыми в современном обществе. Многие методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность (от англ. interact — взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение [4]. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь как взаимодействие «учитель — ученик» или «учитель — группа учащихся (аудитория)». При интерактивном обучении в дополнение к этому диалог строится как взаимодействие «ученик — ученик» (работа в парах), «ученик — группа учащихся» (работа в группах), "ученик — аудитория” или «группа учащихся — аудитория» (презентация работы в группах), «ученик — компьютер», «ученик — художественное произведение» и т.д. [3]. Интерактивные технологии по В. В. Гузееву — это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой [2].
Современные компьютерные программы интерактивны, предполагая взаимодействия с пользователем, предоставляя ему возможность выбирать способы организации информационных потоков, дозировать поступающую информацию, помогая в её обработке.
Современный ребенок живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. В детской среде влияние информационных технологий на современном этапе особенно заметно. Это происходит потому, что с помощью компьютера высокая потребность детей в общении находит реализацию. Компьютерные игры имитируют общение и создают ситуацию успеха. Общение с помощью мобильных телефонов и Интернета позволяет детям формировать и поддерживать групповую целостность с ее ролевой структурой при отсутствии личных встреч. Дети легко усваивают пользовательские навыки работы с персональным компьютером, зачастую воспринимая его как увлекательную игрушку, и будут заинтересованы открывающимися перед ними изобразительными возможностями. Это не означает, что все уроки ИЗО надо проводить в компьютерном классе (мы считаем, что достаточно одного-двух в течение четверти), или что компьютерные программы сегодня способны полностью заменить в учебном процессе традиционные способы изображения действительности. Однако вряд ли кто будет отрицать, что владение технологиями электронных изображений сегодня востребовано ничуть не меньше, чем владение традиционными техниками ИЗО.
Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.
Изобразительное искусство — сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе. Задача современной школы — формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.
Педагогическая инновация — намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, «портфолио ученика», модульное обучение и т.д., а также применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как уроки ИЗО построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется часто наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны.
При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет.
Внедрение ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство. Оцифрованные фото и видеоматериалы создают базу для разработки презентаций для уроков. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и найти ответы на различные интересующие их вопросы. Уже нельзя представить современное обучение и воспитание учащихся без применения ИКТ. Известно, что компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы учителя. А также, применяемые информационные технологии достаточно эффективны, так как умело сочетаются с соответствующими педагогическими технологиями, позволяя от авторитарной школы перейти к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли педагога. Информационные технологии дают учителю возможность эмоционально и образно подать материал, а также установить отношения взаимопонимания, дают дополнительный импульс для развития школьного образования. Они помогают увеличить учебные ресурсы, предоставляют учащимся возможность обучения на более высоком уровне.
По итогами изучения темы или раздела ученики выполняют творческие задания на компьютере в виде слайдовой презентации, что предоставляет им возможность экспериментировать, с различными вариантами изображения, синтезировать разнообразные виды виртуальной информации.
Одна из задач художественного образования — разностороннее развитие личности, ее творческих способностей, навыков самообразования, создания условий для ее самореализации. Применение компьютерной технологии в преподавании изобразительного искусства раскрывает практическую значимость изучаемого материала, давая возможность детям проявить оригинальность, фантазию и творческие способности.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий: обогащению школьников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, облегчению процесса усвоения материала, возбуждению живого интереса к предмету познания и расширению общего кругозора детей.
Конечно, в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто дать каждому ученику некоторый запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности школьников. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания наших детей.
Ещё главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. В применение интерактивных технологий позволяет вести постоянный диалог ученика с учебной средой. Особые возможности интеракции в обучении изобразительному искусству заключаются в организации общения с прекрасным, сотворчества, в рефлексии художественно-эстетической деятельности.
Литература:
- Бордовская Н.В., Бродская Н.В., Дандарова И.М. и др. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е изд., стер. — М.: КноРус, 2011. — 432 с.
- Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. — М.: Сентябрь, 2006. — 192 с.
- Емелина М.В. Интерактивное обучение в системе методической работы школы. –: / http://festival.1september.ru/articles/313034/.
- Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. — 2000. — № 1. — С. 25-27.