Самосовершенствование личности — цель эстетического воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 16.02.2016

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Мирзахолов, Х. Т. Самосовершенствование личности — цель эстетического воспитания / Х. Т. Мирзахолов, Б. Р. Абдурахмонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 720-722. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26145/ (дата обращения: 16.12.2024).



Эстетическая культура — главный резерв национальной культуры в целом. Именно через сохранение национального искусства происходит самоидентификация нации. У каждой национальной эстетической культуры свой идеал. Эстетический идеал узбекского народа в этической нравственной направленности музыкального произведения, его сверхзадача — облагородить слушателя, подвинуть на совершенствование: "Целью развлечений является побуждение человека к труду. А искомое ими заключается, следовательно, не в том, чтобы доставить ему наслаждение, но содействовать обретению им того, что ведет к достижению предельного счастья. В этом отношении различные виды развлечений могут иметь определенное предназначение в человеческой деятельности" [1].

На наш взгляд, это объясняется направленностью мусульманской философской школы на человека, на его воспитание и перевоспитание, на его совершенствование. Классическим образцом этического трактата является работа Кайковуса "Кобус-намэ". В ней есть специальная глава по эстетическому музыкальному воспитанию. Некоторые советы, данные в этой главе, поражают своей современностью. Приведем некоторые из них. "Когда разучиваешь песнопение, соблюдай вкус, не пой газели и тарана без размера и не пой так, что бы пение шло само по себе, а музыка — сама по себе… Ты должен знать, что в какое время петь. Если бы даже ты был несравненным мастером своего дела, все же смотри на вкусы твоих слушателей" [2].

Для совершенствования современного процесса эстетического воспитания, на наш взгляд, необходимо шире привлекать материал и трактаты мыслителей Центральной Азии. Кроме "Кобус-намэ" Кайковуса имеется целый ряд аналогических произведений, или в произведениях есть главы о музыке: "Жемчужина короны" Махмуда ибн-Масуд аш-Ширази, "Драгоценности наук" Мухаммеда аль-Мули, "Трактат о музыке" Джами, "Научные и практические правила музыки" Аль-Хусейни, "Исследование о слушании [музыки]", "Трактат о музыке" Дервиш Али, "Трактат о музыке" Кавкаби и др.

Источник сохранения национальной эстетической культуры это кладовая традиций, это культивирование традиции. Хочется привести здесь слова Чингиза Айтматова об узбекской культуре: "то, что сделала многовековая узбекская культура для народов Средней Азии, можно сравнить с влиянием Византии на Русь" [3]. В этом отношение сохранение записей макомов, их, в хорошем смысле, пропаганда, исследование и популяризация, — все это служит укреплению национальной музыкальной культуры.

Рождается ли человек с эстетической культурой? Откуда вечное стремление к красоте? Некоторые считают, что оно заложено в человеке от рождения. Вряд ли такое мнение можно назвать научным. Например, Аль-Фараби различает два пути формирования музыкального вкуса: "Что касается второй формы, то она возникает у человека в том случае, когда он от природы или благодаря привычке наделен способностью отличать хорошие мелодии от плохих, благозвучные от неблагозвучных, гармоничные звуки от негармоничных, знает, как их следует расположить, чтобы из них сложилась законченная мелодия. Поэтому ему необходимо обладать сильным слуховым восприятием и прирожденной способностью, при которой он воспринимал бы звучности и представлял себе естественное для человека, с тем чтобы он не одобрил и не нашел приятным неестественное для человека, пренебрегая тем, что для него естественно. Это относится также и к тому исполнителю, который обладает обычной, естественной для человека потенцией слуха и воображения. А что касается степени его познания и воображения мелодий, то необходимым и достаточным в этой форме является то, о чем еще не было сказано" [4]. Более того, Аль-Фараби четко утверждает: "невероятно и невозможно, чтобы существовал человек с врожденным предрасположением к определенным действиям, который не был бы способен совершать действия, противоположные этим" [5]. Восточные перипатетики указали, как формируется стремление к красоте, которое зависит от эстетического опыта человека и от уровня эстетического воспитания в данном социуме, при этом они выявили взаимосвязь чувства прекрасного и счастья, то есть взаимосвязь моральных и эстетических ценностей: "Только тогда, когда нам присуще прекрасное, а прекрасное присуще нам только благодаря искусству философии, то из этого необходимо следует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья" [6].

Показателем эстетической культуры гражданина является эстетический вкус. Он во многом предопределяется общественным вкусом. Эстетический вкус по форме национален. Восточные перипатетики, Аль-Фараби и Ибн Сина, уделяли много внимания проблеме эстетической культуры, точнее эстетического воспитания, привития художественного (музыкального) вкуса. А начало формирования музыкального вкуса — умение различать предназначение музыки. Этому, например Аль-Фараби учил так: "Услаждающие мелодии используются для успокоения и полного отдыха. Возбуждающие употребляются тогда, когда с помощью них хотят вызвать действия, производимые определенными переживаниями, или достичь настроения, сопутствующего тем или иным переживаниям. А мелодии, сообщающие образы, применяются при введении поэтических речей (ал-акауйл аш-ши`риййа) и разновидностей риторической прозы (ал-хутабиййа). В своем воздействии они следуют за поэтическими речами" [7].

Человеку свойственно усвоение определенных общественных и национальных ценностей и норм, на которые он ориентируется в своем выборе. Эстетические ценности и нормы усваиваются личностью и становятся компонентами мировоззрения человека. Каналами усвоения эстетических ценностей и норм, общение с людьми, все виды деятельности, но прежде всего — образование.

Привитие эстетических ценностей и норм национальной культуры отдельной личности возможно на основе процесса грамотной передачи специфики эстетического освоения и воспроизведения действительности, присущей именно данной национальной культуре. Например, общеизвестно, что макомы звучат в стиле монодии: "Монодии не обучали, к ней приобщали духовно, что могло быть реализовано только в живом контакте, при котором происходил процесс перетекания энергии из уст в уста, от сердца к сердцу, как единственный способ введения в состояние" [8]. Это невозможно без глубокого проникновения в мир национальной музыки. Личность может усвоить суррогаты собственно — национальной и мировой культур.

В силу интенсивного проникновения культур происходит унификация образа жизни, стиля одежды, музыкального искусства и т. д. Унификация представляет не меньшую угрозу для национальной самобытности, чем ассимиляция. Она лучше замаскирована под эстетическую новизну. Она является следствием глобализации, которая набирает темпы.

Необходимо укреплять эстетический вкус каждого гражданина, профилактику "всеядности" в эпоху унификации и вестернизации, которые являются следствиями глобализации. Личность сама определяет соотношение национальных и мировых эстетических ценностей и норм, которые она выбирает как приоритеты, но общество, сообщество может влиять на процесс формирования ценностного набора личности.

Глобализация порождает и позитивные следствия. На наш взгляд, происходит конвергенция национальных культур, их сближение, нарастание однородных элементов. Западные композиторы и исполнители проявляют большой интерес к восточной музыке, в том числе и к узбекской национальной музыке. Об этом свидетельствует популярность музыкальных фестивалей "Шарк таронаси" в Самарканде. Возрождение духовных ценностей означает уважительное отношение к особенностям культуры, психологии, менталитета народов.

Литература:

  1. Даукеева С. Философия музыки Абу Насра Мухаммада Аль-Фараби. Алма-Аты: Фонд Сороса-Казахстан, 2002. — C. 244.
  2. Кайковус Каспий. Кобуснома. — Тошкент: Укитувчи, 1967. — Б. 114-116.
  3. Айтматов Ч. Перестройка, гласность — древо выживания. // Правда, 1988, 13 февр.
  4. Ал Фараби. Китаб ал-мусика ал-каббир // Критическое издание и предисловие Г. А. М. Хашаба, комментарии М. А. ал-Хифтий. — Каир, 1967. — С. 56.
  5. Аль-Фараби Абу Наср. Афоризмы государственного деятеля // Социально-этические трактаты. — Алма — Ата: Наука, 1973. — С. 185
  6. Аль Фараби. Социально-этические трактаты. — Алма-Ата: Наука, 1973. — С. 35.
  7. Ал Фараби. Китаб ал-мусика ал-каббир // Критическое издание и предисловие Г. А. М. Хашаба, комментарии М. А. ал-Хифтий. — Каир, 1967. — С. 67.
  8. Фархадова С.Т. Муга — монодия как тип мышления. — Баку: Елм, 2001. — С. 102.
Основные термины (генерируются автоматически): национальная культура, эстетическая культура, эстетический вкус, эстетическое воспитание, музыка, музыкальный вкус, национальная эстетическая культура, норма, следствие глобализации, ценность.


Задать вопрос