Сегодня в Республике Казахстан 187 миллионов гектар пастбищ, из которых используется порядка 81 миллиона гектар, при этом, из используемых пастбищ — 26 миллионов гектар деградированы — это в основном близ лежащие к населенным пунктам пастбища. Первой экологической заповедью рационального использования пастбищ является соблюдение принципа соответствия их природной емкости численности выпасающихся на них животных. Многолетние научные исследования, проведенные во второй половине 20 века учеными разных стран, показывают, что без ущерба для последующей продуктивности пастбищ можно изымать в различных природных зонах от 25 до 75 % надземной растительной массы [1, с.375, 2, с. 55, 3, с.28, 4. с7].
Работа выполнена в рамках программы грантового финансирования Комитета науки МОН РК по проекту «Оценка состояния и разработка адаптивных технологий рационального использования полупустынных пастбищных экосистем».
Для решения поставленных задач в 2015 году на пастбищах полупустынной зоны Западно-Казахстанской области (Жангалинский район) проведены учет урожайности и режимные наблюдения изменений видового состава, ценопопуляционной структуры пастбищных экосистем по сезонам года, определение кормоемкости пастбищ.
В отличие от известных шкал пастбищной дигрессии, используемая нами базируется на результатах полевых обследований фитоценоза на ведущих типах пастбищ, применительно к конкретным почвам и рельефу с учетом степени деградации.
В шкале отражены показатели ценности пастбищ, их видового состава и продуктивности при различных уровнях дигрессии под влиянием антропогенных факторов и учтены природные особенности исследуемого региона и механизм деградации, а также динамика растительного покрова под влиянием антропогенных факторов.
Шкала деградации пастбищ включает 5 стадий этого процесса, которые характеризуются следующими признаками:изменением растительности и почвы;флористическим и экобиоморфным составом;полночленностью растительного сообщества;соотношением многолетних и однолетних видов;проективным покрытием;структурой сообщества;степенью использования пастбища и его продуктивностью.
Полевые исследования, проведенные в 2015 году на пастбищах Жангалинского района позволили выделить особенности пастбищной дигрессии растительных сообществ пастбищ полупустынной зоны Западно-Казахстанской области.
На наш взгляд, количество стадий пастбищной дигрессии возрастает при наличии в коренных фитоценозах разных жизненных форм растений, разнообразии видового состава внутри отдельных жизненных форм. В растительных сообществах на средне-суглинистых почвах число стадий обычно выше, чем в фитоценозах на супесчаных почвах. Число стадий пастбищной дигрессии может снижаться в многовидовых сообществах, если доминирующие виды начальных стадий дигрессии плохо поедаются животными.
Особенности пастбищной дигрессии обусловлены различиями в видовом составе исходных растительных сообществ, сформировавшихся в условиях умеренного выпаса на разных почвах.
На оснований проведенных исследований 2015 года на светло-каштановыхпочвах выделяем 5 стадий пастбищной дигрессиив пастбищных сообществах, что связано с наличием в коренных растительных сообществах многолетних злаков:Festuca valesiaca, Stipa lessingiana, Stipa capillata.
Стадии пастбищной дигрессии растительных сообществ на светло-каштановых средне суглинистых почвах выглядит следующим образом:
1-ястадияпастбищнойдигрессии. В растительномпокровеназональныхсредне-суглинистыхпочвахприумеренномвыпасесохраняютсякоренныерастительныесообществас преобладаниеммноголетнихдерновинныхзлаков: Festuca valesiaca, Stipa lessingiana, Stipa capillata, Agropyron desertorum, Koeleria cristata.СубдоминантамиявляютсяполукустарничкиArtemisia lerchiana и Tanacetum achilleifolium.
2-ястадия пастбищной дигрессии. Усиление выпаса овец приводит к снижению обилияFestuca valesiaca: из доминантов он переходит в субдоминанты; в случае, если в исходном сообществеFestuca valesiacaприсутствовал в качестве субдоминанта, его обилие снижается до такой степени, что в название сообщества он не входит. Типчаковые сообщества сменяются тырсовоковыльными, ромашниковыми. При усиленном выпасе крупного рогатого скотаStipa capillataна этой стадии дигрессии сменяетсяFestuca valesiaca.
3-ястадия пастбищной дигрессии. Характеризуется усилением обилия Stipa capillata,эфемероида Роа bulbosa, Tanacetum achilleifoliumи Artemisia lerchiana.Растительные сообщества с доминированиемStipa capillataпри выпасе овец сохраняются на этой стадии.
4-я стадия пастбищной дигрессии.Характеризуется снижением обилия Artemisia lerchiana,которая из доминанта переходит в субдоминанты. Возрастает обилиеTanacetum achilleifolium, Роа bulbosaи Ceratocarpus arenarius.
5-ястадияпастбищнойдигрессии.В растительныхсообществахдоминируютРоаbulbosa, Ceratocarpus arenarius, Tanacetum achilleifolium.
Негативное воздействие человека на окружающую природную среду выражается не только в потере биологического разнообразия и устойчивости экосистем, но и в значительном снижении продуктивности естественных и антропогенных ландшафтов, вследствие потери плодородия почв из-за прогрессирующего развития процессов их деградации (эрозия, дефляция, дегумификация, уплотнение, засоление и другие).Природные условия территории лишь создают предпосылки для развития тех или иных негативных процессов, явлений, а реализуются эти возможности при нерациональной хозяйственной деятельности человека. Опустынивание начинается тогда, когда уровень потребления превосходит уровень производства продукции. Регулирование этих показателей возможно тремя путями: уменьшением потребления, увеличением производства продукции или получением внешней помощи. Уменьшение потребления может быть достигнуто только через регулирование роста населения, а увеличение производства продукцииулучшением деградированных земель. Внешняя помощь может оказываться местному населению только для кратковременного выживания. Таким образом, процессы опустынивания и социально-экономические условия тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга [5, с.16].
Интенсивное развитие процессов опустынивания в полупустынной зоне Западно-Казахстанской области, напрямую связано с хозяйственной деятельностью населения. Это, прежде всего, перегрузка скотом пастбищных угодий, несоблюдение оптимальных сроков выпаса, несоблюдение противоэрозионных и противодефляционных мероприятий как на богарной пашне, так и на пастбищных участках, техногенные воздействия на хрупкие аридные экосистемы и др.В период 1975–1992 гг. овцеводство становится ведущей отраслью животноводства области, в связи с высокой рентабельностью производства шерсти и низкой себестоимостью баранины. Переход в советское время к стационарным колхозно-совхозным формам организации животноводства с крупными отарами овец повлек за собой интенсификацию процессов антропогенного опустынивания. Овцеводство развивалось быстрыми темпами, используя обширные пастбищные и сенокосные угодья области. По сравнению с 1916 годом поголовье овец увеличилось в 2,5 раза, а его доля в структуре стада с 11,2 % в предреволюционные годы до 25,1 % в 1988 году. Поголовье овец наиболее высоким было в первой половине 70-х годов (в 1975 году –2849,2 тыс. голов). В 60-ые — 80-ые годы до середины 90-ых годов оно в среднем колебалась в пределах 2,0–2,8 миллиона голов [6, с.22]. Непосредственно в полупустынной зоне мы можем проследить динамику нагрузки овец на пастбища в период с 1971 по 2015 гг. и установить ее соответствие емкости пастбищ.
В результате бессистемного неурегулированного выпаса в 70 годы 20 века нагрузки скота на пастбища несколько превышали их емкость. Из-за чрезмерных пастбищных нагрузок к началу XX века большая часть песчаных степей региона превратилась в развеваемые пески, лишенные растительности. В регионе сложилась кризисная экологическая обстановка, которая проявилась в активизации эоловых процессов, приведших к антропогенному опустыниванию некогда богатых пастбищ (таблица 1).
Таблица 1
Оценка качественного использования пастбищ полупустынной зоны, 2015г
Наименование районов |
Площадь пастбищ, тыс.га |
Фактическая нагрузка на 1 га, усл.гол |
Количество овец, усл. тыс. голов |
Превышение нормы нагрузки |
Бокейурдинский |
268,9 |
0,39 |
105,5 |
-0,01 |
Жангалинский |
332,2 |
0,40 |
132,8 |
0,00 |
Казталовский |
138,4 |
1,03 |
142,7 |
+0,63 |
Каратюбинский |
219,1 |
0,31 |
68,1 |
-0,09 |
Всего |
958,6 |
0,47 |
449,1 |
-0,07 |
К началу 90-х гг. пастбищное животноводство приходит в упадок, и численность поголовья скота (прежде всего овец), как видно из таблицы 2 стала резко сокращаться. При этом фактические нагрузки скота на пастбища пришли в соответствие с их емкостью, т. е. оптимальной нормой выпаса 0,40 голов на 1 га. Показатель нагрузки скота на пастбище в настоящее время в южных районах ниже установленного территориального норматива.
Плотность населения является одним из ведущих факторов степени антропогенного воздействия на природную среду. Плотностьсельского, как и общего, населения на исследуемой территории за последние десятилетия характеризуется неуклонным ростом. В настоящее время подавляющее большинство районов по этому показателю демонстрируют умеренное и сильное опустынивание, что подтверждается и реально складывающейся в регионе ситуацией. Общее количество населенных пунктов на территории полупустынной зоны Западно-Казахстанской области в 2015 году составляло — 128. В окрестностях населенных пунктов экосистемы, как правило, нарушены в сильной и очень сильной степени.
Воздействие на природные экосистемы дорожно-транспортной сети, включающей автомобильные трассы и дороги, проявляется в виде преимущественно необратимых локально-линейных их нарушений и имеет явную тенденцию к расширению сферы своего влияния. Линии электропередачв зависимости от конструктивных их особенностей, также оказывают большее или меньшее воздействие на окружающую природу.
В условиях причиной дигрессии пастбищ также является длительная аридизация климата, что привела к изменению состава ботанических групп, доминантами растительного покрова стали ксерофитные виды. В частности на долю полыней стало приходиться 64 %.
Литература:
- Насиев Б. Н., Жиенгалиев А. Мониторинг факторов и процессов деградации почвенного покрова кормовых угодий полупустынной зоны // Опустынивание Центральной Азии: оценка, прогноз, управление: мат. междун. научн.прак. конф. / Институт географии, Назарбаев Университет. — Астана, 2014. — С. 374–378.
- Огарь Н. П. Трансформация растительного покрова Казахстана в условиях современного природопользования./ Институт ботаники и фитоинтродукции. — Алматы, 1999. — 131 с.
- Шамсутдинов З. Ш. Долголетние пастбищные агрофитоценозы в аридной зоне Узбекистана. — Ташкент: ФАН УзР, 2012. — 167 с.
- Zhang K, Zhao K. Afforestation for sand fixation in China. J. of arid environmеnt. — 2011, 16/ 1: — С. 3–10.
- Харин Н. Г. Актуальные проблемы борьбы с опустыниванием аридных территорий // Проблемы освоения пустынь. — 1995. — № 1. — С. 15–25.
- Ахмеденов К. М. Современное состояние земельных ресурсов Западно-Казахстанской области // Наука и образование. — 2010. — № 3. — С. 20–23.