По данным Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике, численность населения республики в 2009 г. составляла -1238,5 тыс., на начало 2014 г. -1346,5 тыс. чел., следовательно, наблюдается, положительное сальдо естественного прироста населения. За этот период также увеличилась доля городского и сельского населения. Например, если в 2009 г. численность городского населения составляла 436 тыс. человек, то на начало 2014 г. — 463 тыс. человек — увеличилось на 9,4 % и сельское население к началу 2014 г. тоже увеличилось до 9,1 % по сравнению с 2009 годом [9,10].
Данные таблицы показывают, что в ЧР идет увеличение численности населения, которое связано с благополучным социально-экономическим развитием республики (рис.1).
Рис. 1. Динамика численности населения Чеченской Республики (на начало соответствующего года).
В территориальном аспекте население ЧР сильно дифференцировано по административным районам, которые значительно отличаются друг от друга и по плотности населения. Наибольшим удельным весом населения в общей численности жителей республики выделяются предгорные и центральные районы: Гудермесский, Курчалоевский, Урус-Мартановский и Шалинский (в среднем 12–14 %). Довольно высока доля населения Грозненского и Ачхой-Мартановского района (6–9 %). Минимальной концентрацией населения отличаются южные горные районы республики: Итум-Калинский, Шатойский и Шаройский (от 0,2 до 1,3 %). Наиболее густо заселенный район — Курчалоевский (свыше 278 чел. км²), также выделяются Урус-Мартановский, Гудермесский, Шалинский районы с несколько меньшими показателями плотности, но значительно более высокими по сравнению с другими районами республики (170–190 чел. км²). Южные районы республики являются слабо заселенными, самые низкие показатели плотности населения отмечаются в Шатойском, Итум-Калинском, Шаройском районах, где плотность населения составляет от 7 до 34,7 чел. км². Максимальный показатель плотности населения в районе превышает минимальный более чем в 100 раз.
Таким образом, территорию ЧР можно разделить на три зоны по степени концентрации и плотности населения.
Центральная и предгорная зона с максимальным удельным весом населения в районах (8–14 %) и максимальной плотностью населения (более 100 чел. км²) с наиболее высокой степенью концентрации населения в Грозненском, Урус-Мартановском, Шалинском районах, Гудермесский, Курчалоевский.
Зона средних значений показателей (доля населения районов в общей численности населения составляет в среднем 4,6 %, плотность населения колеблется в пределах 20–100 чел. км². Это зона как бы кольцом опоясывает центральную, плотно заселенную территорию и включает северо-восточные и юго-восточные районы республики.
Зона слабо заселенных районов, к которой относятся южные горные районы республики — Итум-Калинский, Шатойский, Шаройский, где удельный вес населения районов составляет в среднем всего 0,7 % от численности населения республики, а плотность населения — менее 20 чел. км²., а также северо-восточный Шелковской район, удельный вес населения которого составляет 4,1 % от общей численности населения, но плотность населения невысока ввиду более обширной по сравнению другими районами площади территории.
По данным Комитета государственной статистики ЧР, в 2012 г. число родившихся составило 35,9 тыс. чел., а число умерших — 5,4 тыс. чел., соответственно естественный прирост составил 30,4 % [6].
Однако, если рассматривать смертность по отдельным возрастным группам, то большинство умерших приходится на детей в возрасте до 1 года и лиц старше 60 лет. Именно эти две группы населения в целом определяют общий уровень смертности населения республики. Уровень смертности грудных детей в ЧР — один из самых высоких, составляет 0,6 тыс. чел. на 2012 г. Процент мертворожденных детей в республике в 2 раза превышает общероссийские показатели, а в Грозном он выше почти в 5 раз. В районах ЧР, где шли интенсивные боевые действия, зафиксированы случаи рождения детей с генетическими отклонениями. За январь — апрель 2013 г. в республике родилось 11,3 тыс. детей, что на 0,3 % больше соответствующего периода прошлого года.
Обращает на себя внимание существовавший ранее, а теперь еще более увеличившийся уровень смертности лиц в трудоспособном возрасте. Тем не менее, несмотря на снижение коэффициента рождаемости и некоторое повышение уровня смертности, эти показатели остаются соответственно относительно высоким и низким и свидетельствуют о достаточно высоком уровне естественного прироста населения Чеченской Республики.
В территориальном аспекте только территория г. Грозного — это полностью урбанизированный район республики, где доля городского населения составляет 100 %. Практически все районы ЧР — это районы с сельским населением, в которых уровень урбанизации едва достигает 9 %.
Наиболее урбанизированными территориями в республике являются три района: Урус-Мартановский, Шалинский, Гудермесский, расположенные в предгорной части республики, доля городского населения в этих районах отмечается на уровне 40–50 %. Здесь сосредоточены все 3 города республики с численностью населения более 50 тыс. чел. Среди остальных районов только Надтеречный район отличается небольшой долей городского населения с поселком городского типа Знаменское.
Анализ территориальной дифференциации районов ЧР по количеству населенных пунктов в зависимости от их размера (численности проживающего населения) выявил следующие особенности. Северные районы и особенно центр республики отличаются крупными и средними размерами населенных пунктов (от 1000 до 5000 чел. и более), тогда как для южных, горных районов характерны небольшие поселения с численностью проживающего в них населения 200–500 чел. и менее 200 чел.
Наибольшее количество крупных населенных пунктов с численностью населения свыше 5000 чел. (их доля составляет в большинстве районов более 50 % всех населенных пунктов) сосредоточено в центральной части республики, в районах, расположенных от западных до восточных границ. Лишь к северо-востоку от этой полосы в Грозненском и Гудермесском районах удельный вес крупных населенных пунктов снижается до 20–25 % и до 10–15 % в более северных Наурском и Шелковском районах. Южнее от выделенной зоны населенные пункты с численностью населения свыше 5000 чел. не встречаются.
В большинстве районов республики, за исключением самых южных, получили распространение населенные пункты с численностью населения в среднем 3000 чел. Менее значителен в районах удельный вес населенных пунктов с численностью 500–1000 чел. В районах южной части республики размеры населенных пунктов уменьшаются до 200–500 чел. и составляют основную долю в общем количестве населенных пунктов. В самом же южном Шаройском районе преобладают только небольшие по численности поселения до 200 чел., что обусловлено горным характером рельефа.
Что касается распределения населения в районах по поселениям разной людности, то республику можно разделить как бы на две зоны. В центральных и северных районах сосредоточено более половины численности населения. В большинстве районов до 80 % и даже до 100 % (Сунженский район) проживает в крупных населенных пунктах с численностью свыше 5000 чел. Также большая доля населения (30–40 %) сосредоточена в чуть меньших по размерам населенных пунктах (1000–5000 чел.), особенно в северных и восточных районах зоны. В меньшей по территории южной половине республики выделяются две подзоны. Это восточная (Веденский, Ножай-Юртовский районы), где 70 % населения проживает в населенных пунктах средних размеров с численностью 1000–5000 чел. и 20–25 % в населенных пунктах с численностью 500–1000 чел. И вторая подзона — южная, включает Итум-Калинский, Шатойский, Шаройский районы, население которых проживает в небольших поселениях численностью до 1000 чел. (в среднем 200–500 чел.). Население же самого южного Шаройского района проживает только в населенных пунктах малой людности (менее 200 чел.).
Анализ данных о концентрации населения в административном центре своего района показал, что от 30 до 55 % населения сосредоточено в административных центрах районов центральной полосы республики от Сунженского до Гудермесского. В большинстве районов республики в административном центре сосредоточено 10–20 % населения, в Шаройском — около 7 % и только в районном центре Веденского района проживает до 5 % населения [4,6].
Расселение населения ЧР обусловлено рядом факторов, среди которых значение имеют природные условия и ресурсы, исторический процесс заселения и хозяйственного освоения территории, развитие экономического (промышленного, сельскохозяйственного, транспортного) потенциала.
Одна из важнейших черт расселения в республике — историческая обусловленность преимущественного сосредоточения как городского, так и сельского населения в низкогорье и среднегорье — основных территориях хозяйственного освоения. Доминирующее положение в урбанистической структуре занимает республиканский центр — г. Грозный с окружающим его сельскими поселениями и представляющий собой моноцентрическую городскую агломерацию. В Чеченской Республике, как и в большинстве северокавказских республик, особенностью урбанистической структуры является практически отсутствие категории крупнейших и средних городов, преимущественное развитие малых городов и поселков городского типа [1].
Территориальные различия в характере заселенности выражаются не только в плотности населения, но и в соотношении городских и сельских поселений, размерах и характере размещения поселений, их густоте и особенностях расположения, формах ареалов расселения. В ЧР можно выделить два типа расселения, соответствующих, прежде всего, укрупненным ландшафтным зонам — предгорно-равнинной и горной. Это предгорно-равнинный тип расселения — наиболее плотный по заселенности с концентрацией наиболее крупных городских поселений, включая столицу республики, с развитой сетью крупных сельских поселений. Предгорный тип расселения приурочен к центральным и северным районам республики. Здесь выделяются и отдельные крупные ареалы повышенной плотности населения. Высокогорный тип расселения характеризуется крайне редкой заселенностью территории, распространением очаговых форм расселения. Предельные отметки проживания постоянного населения достигают высоты 2000–3000 м. Этот тип расселения характерен для южных районов республики с абсолютным преобладанием сельских поселений небольших по людности размеров с единичными поселками городского типа [2,7].
Территориальные различия в расселении, наряду с другими факторами, в том числе экономическими, оказывают влияние на формирование и динамику трудовых ресурсов.
При характеристике трудовых ресурсов помимо численности населения значение имеют складывающиеся структурные характеристики, в частности возрастно-половая структура населения. Возрастная структура населения республики характеризуется относительно невысокой долей трудоспособного населения (59,3 %), высоким удельным весом населения моложе трудоспособного возраста (32,9 %) и невысоким удельным весом населения старше трудоспособного возраста (7,8 %), что характерно для относительно молодой возрастной структуры населения.
Удельный вес трудоспособного населения в ЧР в 2013 г. стал меньше, чем в 1998 г. (53,3 %). За этот период более существенно изменилось соотношение групп населения в возрасте моложе трудоспособного и старше трудоспособного: в сторону уменьшения и увеличения соответственно.
В ЧР самый высокий процент населения молодых возрастов среди всех северокавказских республик, где этот показатель колеблется в пределах 20–30 % (в Дагестане 31,5 %). Несмотря на довольно высокую долю молодых возрастов в населении республики, наметилась тенденция уменьшения их численности, что со временем будет влиять на снижение демографического потенциала в целом. Молодые должны пополнять состав трудоспособного населения, а их численность за последние пять лет уменьшилась в 1,3 раза. Если такая направленность демографического процесса в ближайшей перспективе сохранится, то выбывающие из производства группы не будут полностью замещаться молодежью, вступающей в трудоспособный возраст [8].
Одной из характеристик возрастной структуры населения служит показатель демографической нагрузки — количество лиц дотрудоспособного и старше трудоспособного возраста в расчете на одного трудоспособного. На сегодня в ЧР демографическая нагрузка составляет 0,75. Однако, в отличие от абсолютного большинства других субъектов Российской Федерации, трудоспособное и экономически активное население в ЧР не имеет мест приложения труда. Уровень общей безработицы превышает 75 %. В связи с этим, целесообразно произвести расчёт экономико-демографической нагрузки в ЧР, определив количество иждивенцев — лиц моложе трудоспособного и старше трудоспособного возраста, приходящихся на одного занятого. Экономико-демографическая нагрузка на одного занятого в республике составляет 2,8 человек [5].
Изменение демографической ситуации диктуется необходимостью создания нормальных условий формирования трудовых ресурсов региона. Однако население и его важнейшая часть — трудовой потенциал обладают большой инертностью демографических процессов и ограниченностью возможностей внешнего воздействия на них. Поэтому количественные и качественные характеристики трудового потенциала и его структура через 15–20 лет будут во многом зависеть от современного состояния рождаемости и уровня смертности, направленности и интенсивности процессов миграции [3,5].
В итоге анализа, очевиден крайне низкий уровень среднедушевых доходов населения ЧР, как показателя его благосостояния и качественного воспроизводства. Необходимы меры по поэтапному, неуклонному росту реальных доходов, уровня и качества жизни населения республики. Таким образом, анализ естественного и механического движения населения, демографической основы воспроизводства трудового потенциала, сложившейся половозрастной структуры населения свидетельствует о неблагоприятной в целом демографической ситуации в ЧР.
Литература:
- Бураев Р. А. Закономерности расселения на Северном Кавказе//Проблемы горного хозяйства и расселения. — М., 1988
- Мукаева Л. А. Трудовые ресурсы Чеченской Республики: факторы формирования и особенности использования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук / Ростовский государственный университет. Ростов-на-Дону, 2004.
- Мукаева Л. А. Территориальная дифференциация уровня безработицы в Чеченской Республике. Проблемы региональной экологии. 2013. № 6. С. 183–186.
- Мукаева Л. А. Историко-географические факторы и предпосылки формирования трудовых ресурсов предгорных районов Чеченской Республики. Научное мнение. 2015. № 5–3. С. 50–53.
- Мукаева Л. А., Батыжева Л. Ш., Солтахмадова Л. Т. Ретроспективный анализ динамики численности населения Чеченской Республики. Вестник Чеченского государственного университета. 2015. № 1. С. 183–186.
- Отчет Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики за 2013 год.
- Рашидов М. У., Гакаев Р. А. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2007. Т. 2. № 3 (9). С. 146–149.
- Регионы России. Статистический ежегодник. Т. 2.М.: Госкомстат РФ. 2001
- Чеченская Республика в цифрах. Краткий стат. сб. — Грозный, — 2011. — 174 с.
- Чеченская Республика в цифрах. Краткий стат. сб. — Грозный, — 2013. –240 с.