Сформирован алгоритм выбора модели развития услуг сетей автозаправочных комплексов через призму их возможностей удовлетворять общественные потребности, которые имеют структурно-пространственный и номенклатурно-ассортиментный аспекты. Проведен экономический расчет для сравнения структурно-пространственного и номенклатурно-ассортиментного вариантов развития сети автозаправочного комплекса.
Ключевые слова: автозаправочный комплекс, общественная потребность, стратегия общественной полезности, коэффициент корреляции, модель развития.
Сегодня на розничном рынке автозаправочных станций Украины активными участниками рынка услуг являются автозаправочные комплексы (АЗК), которые стремительно прогрессируют в направлении обеспечения общественной полезности для широкой прослойки населения. Основными видами услуг, кроме заправки автотранспортных средств горючим, является: техническое обслуживание и текущий ремонт автотранспортных средств; розничная торговля по продаже сопутствующих товаров: запасных частей, материалов и аксессуаров; кафе и рестораны быстрого питания; санитарные узлы; мойка автотранспортных средств; другие нетрадиционные для заправок платные и бесплатные услуги [1,2].
Следовательно, общественные потребности, которые могут обеспечить автозаправочные комплексы здесь удовлетворяются на основе номенклатурно-ассортиментного развития сети. Однако, общественные потребности удовлетворяет и структурно-пространственная модель развития услуг сети автозаправочных комплексов, поскольку место расположения автозаправочного комплекса также имеет особенное значение для водителей.
Статистика показывает, что 21 % автозаправочных станций и комплексов Украины размещены в областных центрах. 40 % — в других городах, 22 % — в сельской местности, 17 % — на автодорогах [3].
Следовательно, потенциал удовлетворять общественные нужды имеет как структурно-пространственный, так и номенклатурно-ассортиментный типы развития сетей автозаправочных станций, которые, как показали проведенные исследования, играют одинаково важную роль в реализации сетью автозаправочного комплекса стратегии общественной полезности.
Исходя из уровня декомпозиции, сети бывают трех видов:
1. С низким уровнем развития иерархии сети автозаправочных комплексов. Сюда относится простейшая модель развития сетей автозаправочных комплексов, которая является двухуровневой. Она характеризуется низкой иерархией структурных компонентов. Возможности удовлетворения этой сетью общественных потребностей, хотя и может быть достаточно широким в номенклатурном и ассортиментном измерениях, однако с позиции охвата части рынка и возможностей конкурирования с более крупными сетями их потенциал незначителен.
2. Со средним уровнем развития иерархии сети автозаправочных комплексов. Сюда относятся сети, которые активно развиваются и входят на рынок автозаправочных комплексов. Они содержат и автозаправочные станции, и автозаправочные комплексы, которые реализуют как топливо для автотранспорта, так и предоставляют незначительное количество дополнительных услуг.
3. С высоким уровнем развития иерархии сети автозаправочных комплексов. Это сеть автозаправочных комплексов, которая состоит из большого количества автозаправочных станций и комплексов, которые в свою очередь оснащены всеми возможными основными и дополнительными услугами, для обеспечения потребностей клиентов. На такие автозаправочные комплексах клиенты заезжают с целью заправить автотранспорт, приобрести сопутствующие товары или услуги.
Характер развития услуг сетей формируется под влиянием обстоятельств объективной действительности, а именно [5]:
результатов маркетинговых исследований спроса на те или другие услуги;
критериев оптимальности развития логистических сетей;
концентрации конкурентных сетей автозаправочных комплексов.
По мере изменения рыночной ситуации относительно возможностей реализации услуг, характеризующиеся высоким уровнем общественной полезности, а также под влиянием изменения финансового потенциала сети автозаправочного комплекса принимается решение о ее развития (углубления иерархизации) в том или ином направлении.
Сравним приведенные виды моделей развития услуг сетей автозаправочных комплексов, через призму их возможностей удовлетворять общественные потребности, которые можно удовлетворить с помощью структурно-пространственной или номенклатурно-ассортиментной модели развития сетевых автозаправочных комплексов.
Так в табл. 1 приведены данные для вычисления коэффициента корреляции, характеризующих тесноту связи между количеством охваченных автозаправочными комплексами локальных территорий на Западе Украины (х) и количеством созданных автозаправочных комплексов с постоянно прогрессирующими соответствующими (транспортными, информационными, гостинично-ресторанными) коммуникациями (у).
Таблица 1
Данные для вычисления коэффициента корреляции
Исходные данные |
Расчетные данные |
||||
№ АЗК |
х |
у |
х2 |
ху |
у2 |
1 |
70 |
30 |
490 |
2100 |
900 |
2 |
110 |
40 |
12100 |
4400 |
1600 |
3 |
120 |
40 |
14400 |
4800 |
1600 |
4 |
160 |
60 |
25600 |
9600 |
3600 |
5 |
220 |
80 |
48400 |
17600 |
6400 |
6 |
270 |
70 |
72900 |
18900 |
4900 |
7 |
300 |
110 |
90000 |
33000 |
12100 |
8 |
380 |
140 |
144400 |
53200 |
19600 |
9 |
450 |
180 |
202500 |
81000 |
32400 |
10 |
460 |
170 |
240600 |
78200 |
28900 |
Всего |
2540 |
920 |
851390 |
302800 |
112000 |
Используя вышеприведенные данные и формулу для вычисления линейного коэффициента корреляции получаем [4]:
(1)
где
Как видим, полученное значение лежит в пределах подтверждающих существенное влияние количества охваченных автозаправочными комплексами локальных территорий и количества созданных автозаправочных комплексов на уровень развития транспортных информационных и гостинично-ресторанных коммуникаций в пределах этих комплексов.
Исходные данные для вычисления коэффициента корреляции, характеризующие тесноту связи между количеством охваченных автозаправочными комплексами локальных территорий на Западе Украины (х) и продуктовой дифференциацией в сетях автозаправочных комплексов (в) приведены в табл. 2.
Таблица 2
Данныедля вычисления коэффициента корреляции
Исходные данные |
Расчетные данные |
||||
№ АЗК |
х |
у |
х2 |
ху |
у2 |
1 |
70 |
120 |
490 |
8400 |
14400 |
2 |
110 |
160 |
12100 |
17600 |
25600 |
3 |
120 |
160 |
14400 |
19200 |
25600 |
4 |
160 |
240 |
25600 |
38400 |
57600 |
5 |
220 |
320 |
48400 |
70400 |
102400 |
6 |
270 |
280 |
72900 |
75600 |
78400 |
7 |
300 |
440 |
90000 |
132000 |
193600 |
8 |
380 |
560 |
144400 |
212800 |
313600 |
9 |
450 |
720 |
202500 |
324000 |
518400 |
10 |
460 |
680 |
240600 |
312800 |
462400 |
Всего |
2540 |
3680 |
851390 |
1211200 |
1792000 |
Значение, полученное по результатам вычисления данных, приведенных в табл. 2 (r = 0,98) также лежит в пределах подтверждающие существенную связь между уровнем продуктовой диверсификации автозаправочных комплексов и количеством охваченных автозаправочными комплексами локальных территорий.
Для сравнения вариантов развития сетевых автозаправочного комплекса введем понятие «структурно-пространственная мощность» и «номенклатурно-ассортиментная мощность» сети автозаправочного комплекса. Под структурно-пространственной мощностью сети автозаправочного комплекса () будем понимать общую совокупность структурных подразделений автозаправочного комплекса с учетом всех уровней декомпозиции и географической диверсификации. В свою очередь, номенклатурно-ассортиментную мощность сети автозаправочного комплекса () будем рассматривать как общую совокупность ассортиментных позиций в пределах номенклатурных групп товаров и услуг, которые предлагает сеть автозаправочных комплексов.
Если рассматривать номенклатурно-ассортиментную мощность, то ее развитие может предшествовать структурно-просторовой мощность, может развиваться позже, а также может развиваться параллельно. Эта вариативность указывает на то, что формирование номенклатуры и ассортимента товаров и услуг, предлагаемых структурными компонентами как в сетях с низким развитием иерархии, так и в сетях с высоким уровнем развития иерархии зависит от уровня потенциального спроса в конкретном регионе и уровня развития инфраструктуры.
На рис. 1 приведены алгоритмы выбора модели развития сети автозаправочного комплекса с учетом его структурно-пространственной и номенклатурно-ассортиментной мощностей.
Рис. 1. Алгоритм выбора варианта модели развития услуг сети автозаправочного комплекса с учетом его структурно-пространственной и номенклатурно-ассортиментной мощностей.
Примечания: построено автором.
сеть автозаправочных комплексов с низким уровнем развития иерархии;
сеть автозаправочных комплексов с средним уровнем развития иерархии;
сеть автозаправочных комплексов с высоким уровнем развития иерархии;
Первым этапом этого алгоритма является формирование альтернативных вариантов развития сетей автозаправочного комплекса. После того, как альтернатива сформирована, оцениваются их структурно-пространственные и номенклатурно-ассортиментные мощности. Далее в пределах каждой альтернативы результаты анализа обобщаются и сравниваются между собой. И альтернатива, в которой значение оказалось максимальным, является лучшей, что указывает на целесообразность избрания этого варианта модели для развития услуг сети автозаправочного комплекса.
В других случаях необходимо основательно проанализировать причины низких мощностей построенных моделей и принять решение по обеспечению их роста.
Владельцы и руководители сетей автозаправочных комплексов реализуя стратегию общественной полезности могут применять предложенный алгоритм для экономического обоснования принятия решения по выбору той модели развития услуг, которая даст лучший ожидаемый результат.
Литература:
- Малех П. И. Развитие предприятий автомобильного транспорта: Автореф. дис... канд. экон. наук: 08.06.01 / П. И. Малех; Нац. транспорт. ун-т. — М., 2005. — 19 с.
- Методические рекомендации по определению недвижимого имущества, находящегося на земельных участках, право собственности на которые подлежит государственной регистрации, утвержденные приказом Министерства юстиции Украины от 14 апреля 2009 № 660 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: 5http: //www.drsu.gov.ua/show/1153
- Материалы официального сервера. В Украине стало меньше АЗС. [Электронный ресурс]. — Режим доступа к ресурсу: http://www.segodnya.ua/economics/avto/v-ukraine-stalo-menshe-azs-549970.html.
- Лапишко Л. М. Основы финансово-статистического анализа экономических процессов: учебник для подготовки младших специалистов / М. Л. Лапишко. — Львов: Мир, 1995. — 328 с. — ISBN 5–7773–0301–3
- Крыкавский Е. В. Концепция кластера в формировании потенциала конкурентоспособности деревообрабатывающих предприятий: монография / Е. В. Крыкавский, А. А. Похыльченко. — Львов: Издательство Львовской политехники, 2012. — 352 с.