Анализ цен на продукты питания в 2015 г. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 29.01.2016

Статья просмотрена: 2568 раз

Библиографическое описание:

Жилина Е. В. Анализ цен на продукты питания в 2015 г. // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 494-498. — URL https://moluch.ru/archive/107/25628/ (дата обращения: 21.10.2018).



 

Изменение цен на продукты питания оказывает существенное влияние на снижение уровня покупательской способности населения.

Динамику потребительской возможности устанавливают индексы инфляции. В связи с этим, покупательская способность связана не только с платежеспособностью населения, но, также и с валютной конвертируемостью.

По данным Росстата покупательская способность в России за 2015 г. снизилась на 20 %. Наименее доступными стали такие продукты питания как: рыба, рис, сахар, морковь, лук и многое другое.

Необходимо отметить, что рост среднемесячной номинальной заработной платы в среднем по Российской Федерации за 2015 г. составил 7 %, при этом индекс цен на продукты питания 12 %. Таким образом, рост заработной платы не способен перекрыть уровень действующей инфляции. Если говорить о многих организациях, то часть из них не проводила индексацию зарплат своим сотрудникам на протяжении уже многих лет.

Средняя заработная плата на 2015 год по России составляла 30 тыс. руб., при этом 70 % данной суммы тратится непосредственно на товары и услуги.

Рассмотрим основные причины роста цен на продукты питания: девальвация рубля; действующие санкции; ограничение импорта; ухудшение ситуации с краткосрочными кредитами, необоснованные накрутки со стороны предприятий, ослабление конкуренции и т. д.

При этом наблюдается неоднородная структура роста цен. К примеру, отпускные цены на крупы (рис, гречиха и т. д.) выросли до 10 %. В магазинах данные продукты дороже на 35 %. Это свидетельствует о существенном повышении накруток со стороны посредников. Глава Минсельхоза Николай Федоров считает, что урегулировать данный вопрос поможет изменение правового поля для участников процесса торговли.

По мнению аналитика Марии Ивановой, рост цен на продукты вызван ослаблением конкуренции. Для стабилизации ситуации правительству необходимо запустить комплекс мер направленных на развитие рыночной инфраструктуры.

Рассмотрим динамику индекса потребительских цен в таблице 1.

 

Таблица 1

Динамика индекса потребительских цен относительно декабря предыдущего года, %

1990 г.

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

115

236,10

2626,20

904,90

314,13

223,36

117,72

109,10

196,00

135,88

117,89

117,14

110,99

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

110,18

112,29

109,57

108,67

115,56

116,45

106,08

112,89

103,87

107,48

107,32

115,43

112,67

 

Из таблицы 1 видно, что индекс потребительских цен за анализируемый период составил 4148 %. Особое повышение цен произошло в период 2014–2015 гг. аналогичный уровень был зафиксирован в 2007–2008 гг. Для сравнения рассмотрим цены на продукты питания в СССР и России в таблице 2.

 

Таблица 2

Сравнение цен на продукты питания СССР и России (руб.)

Наименование

1970 г.

1975 г.

1980 г.

1985 г.

1990 г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.

Мясо (включая мясо птицы)

1,74

1,71

1,81

1,89

2,30

52,72

115,77

197,64

272,28

Колбасные изделия

2,22

2,31

2,38

2,69

2,69

77,97

142,85

235,96

310,54

Мясные консервы, условная банка

0,79

0,79

0,75

0,90

1,18

19,52

37,01

63,79

94,42

Рыба

0,71

0,70

0,75

0,77

1,05

29,54

55,76

79,22

110,65

Рыбные консервы, условная банка

0,63

0,69

0,76

0,73

1,02

21,15

30,79

51,46

70,12

Животное масло

3,43

3,45

3,42

3,42

3,50

69,12

102,42

239,55

357,54

Растительное масло

1,58

1,58

1,56

1,57

1,70

23,20

40,06

72,60

78,09

Сыр и брынза

2,16

2,20

2,26

2,34

2,82

85,17

138,72

263,20

326,89

Яйца, за десяток

1,01

1,00

1,03

1,03

1,30

16,57

24,50

38,56

58,76

Сахар

0,85

0,86

0,86

0,86

0,88

15,62

19,69

40,62

44,97

Чай

6,54

6,78

7,08

7,22

8,64

144,19

193,61

348,21

496,40

Хлеб и хлебобулочные изделия

0,23

0,25

0,26

0,27

0,31

12,19

22,24

42,60

58,75

Мука

0,31

0,32

0,34

0,35

0,46

8,08

11,91

21,45

29,46

Макаронные изделия

0,48

0,51

0,52

0,53

0,54

17,52

25,68

47,77

55,18

Картофель

0,13

0,14

0,14

0,15

0,40

6,33

9,72

28,94

26,66

Водка и ликероводочные изделия, за л

6,16

7,14

8,57

10,87

18,20

84,05

148,89

230,22

547,02

Средний рост потребительских цен, %

-

110,57

110,76

112,33

139,36

2252,51

175,05

198,39

146,70

Средний рост средней заработай платы, %

-

122,31

117,57

114,37

150,75

741,00

384,84

244,91

155,09

Соотношение темпа роста заработной платы и потребительских цен, %

-

2,111

1,633

1,165

1,289

0,298

3,795

1,473

1,180

Разница между темпом роста ЗП и потребительских цен

-

11,74

6,81

2,04

11,39

-1511,5

209,79

46,52

8,39

Средняя заработная плата

121

148

174

199

300

2223

8555

20952

32495

Итого стоимость продуктов

22,81

23,29

23,92

24,72

28,79

598,89

970,73

1771,57

2390,71

Соотношение средней заработной платы и общей стоимости продуктов

5,30

6,35

7,27

8,05

10,42

3,71

8,81

11,82

13,59

 

Если сравнить цены России и СССР то, средний процент изменения цен во времена СССР (1070–1990 гг.) составил 61 %, без учета алкогольной продукции 51 %. Аналогично рост цен за 2000–2015 гг. составил 337 %, без учета алкогольной продукции 322 %. Представим изменение динамики цен на рисунке 1.

Рис. 1. Темп роста потребительских цен, %

 

Из рисунка 1 видно, что изменение цен в советский период было равномерным и не носило резкий скачкообразный характер, относительно постсоветского периода.

Соотношение средней заработной платы к общей стоимости рассматриваемых продуктов питания на протяжении всего анализируемого периода имеет тенденцию к увеличению, т. е. относительно периода СССР, граждане Российской Федерации на среднюю заработную плату могут позволить себе купить в 8 раз больше продуктов питания.

Если рассматривать динамику роста цен относительно средней заработной платы, то из таблицы 2 видно, что на 1 % роста потребительских цен в период 1970–1990 гг. происходил рост заработной платы в среднем на 1,54 %. В период 2000–2015 гг. данный рост составил 1,68 %.

Однако начиная с 2005 г. данная тенденция имеет динамику к снижению. Происходит увеличение разрыва между ростом заработной платы и ростом цен на продукты питания. Снижение данного показателя наблюдается на протяжении всего анализируемого периода, начиная с 1970 гг., но если говорить о пороговой разнице (разница между темпом роста средней заработной платы и темпом роста потребительских цен), то в период 2005–2015 гг. она велика относительно советского периода 1980–1985 гг.

Таким образом, в 2015 г. произошел резкий скачек цен, который не смог перекрыть темп роста средней заработной платы.

Исходя из вышесказанного видно, что ситуация относительно продуктов питания и зарплат в советском периоде и нынешнем в целом не различаются. Однако именно в современный период потребители начали особо остро чувствовать рост цен. Это связано, прежде всего, с тем, что после развала СССР появились дополнительные финансовые расходы, которых не было ранее: платное образование, медицина, трудности с получением бесплатной жилищной площади, увеличение стоимости проезда и т. д. Следовательно, та сумма, которую раньше советские граждане могли направить на продукты питания в настоящее время уходит на другие немаловажные статьи затрат.

Рассмотрим изменение покупательской способности на рисунке 2.

Рис. 2. Покупательская способность, кг. картофеля в месяц

 

Как видно из рисунка 2, особое снижение уровня покупательской способности наблюдалось так же в период 1995–2000 гг. Исходя из рисунка 3 видно, что индекс покупательской способности имеет динамику к снижению с 2013 г.

Рис. 3. Индекс покупательской способности

 

ООО Производственно-торговая фирма «Башторгсервис», крупное структурное подразделение ПАО «АНК «Башнефть» провело анализ цен на продукты питания в 2015 г. в сравнении с данными БашСтат и РосСтат (табл. 3)

 

Таблица 3

Оценка цен на продукты питания

Номенклатура продуктов

ПТФ «Башторгсервис»

Башстат

Росстат

Откл в % (БТС-Башст.)

Откл в % (БТС-Росст.)

Мясо говядины, птицы

 

 

 

 

 

Говядина

270,65

313,59

313,63

15,86

15,88

Окорочка куриные

139,00

119,31

156,27

-14,16

12,43

Филе куриное

224,00

218,00

220,00

-2,68

-1,79

Средневзвешенная цена

191,93

198,46

210,26

3,40

9,55

Молоко

 

 

 

 

 

Молоко 0,9 ТФА

37,60

39,09

42,00

3,97

11,71

Кефир 3,2 0,5 л

21,40

26,62

30,37

24,42

41,95

Творог 0,2 4 %

37,90

38,00

41,00

0,28

8,19

Сыр

315,00

286,00

297,00

-9,21

-5,71

Средневзвешенная цена

102,97

97,43

102,59

-5,38

-0,37

Рыба

 

 

 

 

 

Терпуг с/г

175,00

132,62

134,41

-24,22

-23,19

Горбуша б/г

260,00

157,92

186,1

-39,26

-28,42

Минтай б/г

120,00

132,62

134,41

10,52

12,01

Пикша

199,00

132,62

134,41

-33,36

-32,46

Семга с/м лосось 4–5

579,00

442,55

521,14

-23,57

-9,99

Средневзвешенная цена

243,14

180,51

197,04

-25,76

-18,96

Овощи

 

 

 

 

 

Капуста

11,89

18,34

19,69

54,23

65,59

Картофель

19,64

17,71

20,53

-9,80

4,56

Лук репчатый

20,89

20,72

24,26

-0,81

16,14

Огурцы

35,00

29,48

49,45

-15,78

41,28

Средневзвешенная цена

21,85

21,56

28,48

-1,33

30,33

Бакалея

 

 

 

 

 

Горох

37,87

35,63

51,49

-5,92

35,95

Крупа гречка

59,90

58,65

69,08

-2,08

15,34

Маргарин столовый

76,51

85,00

84,00

11,10

9,80

Мука

26,15

31,02

32,46

18,64

24,14

Рис

60,60

56,93

66,94

-6,05

10,46

Сахар

62,95

55,05

55,29

-12,55

-12,17

Средневзвешенная цена

54,00

53,71

59,88

-0,52

10,89

Средневзвешенная цена по всем номенклатурам

122,78

110,33

119,65

-12,45

-3,13

 

Как видно из таблицы 3, средневзвешенная цена по ПТФ «Башторгсервис» составила 122,78 руб. По БашСтату средневзвешенная цена отражает 110,33 руб. (на 12,45 % ниже от фактических цен ООО ПТФ «Башторгсервис»). По РосСтату средневзвешенная цена 119,65 руб. (на 3,13 % ниже от фактический цен ООО ПТФ «Башторгсервис»).

Исходя из этого, можно говорить о том, что официальная статистика не отражает действительной ситуации на рынке продуктов питания. Еще в ноябре прошлого года Центробанк ожидал инфляцию на уровне 6,4 % в 2015 году, однако стремительное ухудшение экономической ситуации вынудило ЦБ пересмотреть данные оценки. Обновленный прогноз предполагает рост цен на 13 % в текущем году. При этом регулятор рассчитывает на снижение темпов инфляции до 2017 года. В следующем году инфляции не превысит 6,5 %, а уже через год достигнет целевого значения 4 %. Ожидаемый коэффициент инфляции на 2016 год практически совпадает с расчетами аналитиков Bank of America, которые прогнозируют рост цен на 6,3 %.

 

Литература:

 

  1.              http://www.gks.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): заработная плата, продукт питания, средневзвешенная цена, покупательская способность, рост цен, темп роста, цена, Россия, советский период, анализируемый период.


Похожие статьи

Статистический анализ индекса потребительских цен на товары...

Конечно, в условиях замедляющихся темпов роста цен на потребительском рынке повышаются требования к точности расчета индекса потребительских цен, который является одним из важнейших показателей, характеризующих...

Статистическое исследование индекса потребительских цен...

январь, цена, дефлятор ВВП, товар, потребительская корзина, минимальный набор продуктов питания, индекс, изменение стоимости, базисный период, рост цен.

Статистическое исследование цен на потребительские услуги в РФ

В период с 2005 по 2014 года объём платных потребительских услуг вырос на 5,03 миллиона рублей. По данным таблицы 1, используя цепной метод расчёта, мы выявили темп роста объёма платных услуг в России за 10 лет.

Статистическое изучение объема розничного товарооборота в РФ

Товарооборот — это объем продаж товаров торговой организацией в денежном выражении за определенный период времени.

Х3 — индексы потребительских цен на товары и услуги

Х5 — среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в РФ, в % к...

Изучение динамики потребительских цен (на примере колбасных...

Анализ динамики цен на колбасную продукцию. Период.

Основные термины (генерируются автоматически): колбасная продукция, цена, уровень инфляции, колбаса, основа средних, среднее, потребительская цена, основа средних темпов роста, динамик цен, вариационный...

Статистическое исследование цен на потребительские услуги

При фиксации цен берется цена за 100 кВт·ч. Период изучения – 10 лет (с 2005 по 2014 год). Данные об этом показатели взяты с официального сайта Федеральной службы государственной статистики [4]. На этих взятых данных проведены расчёты абсолютного прироста, темпов...

Инфляционные процессы в экономике России в период санкций

Индекс потребительских цен в 2015 году[5]. Период.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, рост цен, цена, инфляция, декабрь, месяц, повышение цен, продукт питания.

Анализ состояния общественного питания в России...

За анализируемый период произошло снижение потребительской активности, что явилось следствием снижения доходов населения.

Рис. 1. Относительный темп прироста оборота общественного питания, % к соответствующему

Анализ цен на продукты питания в 2015 г.

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей...

розничная торговля, годовое выражение, реальная заработная плата, мнение экспертов, поведение покупателей, показатель, цена, годовой рост, общий оборот, покупательское поведение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Статистический анализ индекса потребительских цен на товары...

Конечно, в условиях замедляющихся темпов роста цен на потребительском рынке повышаются требования к точности расчета индекса потребительских цен, который является одним из важнейших показателей, характеризующих...

Статистическое исследование индекса потребительских цен...

январь, цена, дефлятор ВВП, товар, потребительская корзина, минимальный набор продуктов питания, индекс, изменение стоимости, базисный период, рост цен.

Статистическое исследование цен на потребительские услуги в РФ

В период с 2005 по 2014 года объём платных потребительских услуг вырос на 5,03 миллиона рублей. По данным таблицы 1, используя цепной метод расчёта, мы выявили темп роста объёма платных услуг в России за 10 лет.

Статистическое изучение объема розничного товарооборота в РФ

Товарооборот — это объем продаж товаров торговой организацией в денежном выражении за определенный период времени.

Х3 — индексы потребительских цен на товары и услуги

Х5 — среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в РФ, в % к...

Изучение динамики потребительских цен (на примере колбасных...

Анализ динамики цен на колбасную продукцию. Период.

Основные термины (генерируются автоматически): колбасная продукция, цена, уровень инфляции, колбаса, основа средних, среднее, потребительская цена, основа средних темпов роста, динамик цен, вариационный...

Статистическое исследование цен на потребительские услуги

При фиксации цен берется цена за 100 кВт·ч. Период изучения – 10 лет (с 2005 по 2014 год). Данные об этом показатели взяты с официального сайта Федеральной службы государственной статистики [4]. На этих взятых данных проведены расчёты абсолютного прироста, темпов...

Инфляционные процессы в экономике России в период санкций

Индекс потребительских цен в 2015 году[5]. Период.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, рост цен, цена, инфляция, декабрь, месяц, повышение цен, продукт питания.

Анализ состояния общественного питания в России...

За анализируемый период произошло снижение потребительской активности, что явилось следствием снижения доходов населения.

Рис. 1. Относительный темп прироста оборота общественного питания, % к соответствующему

Анализ цен на продукты питания в 2015 г.

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей...

розничная торговля, годовое выражение, реальная заработная плата, мнение экспертов, поведение покупателей, показатель, цена, годовой рост, общий оборот, покупательское поведение.

Задать вопрос