Автор: Булыгина Екатерина Юрьевна

Рубрика: 17. Внутренняя и внешняя торговля

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 20.05.2017

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Булыгина Е. Ю. Статистическое изучение объема розничного товарооборота в РФ [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 163-165.



В работе представлен анализ факторов, влияющих на один из основных показателей хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли — объем розничного товарооборота. В ходе корреляционного анализа становится ясно, что наибольшее влияние на данный показатель оказывает среднемесячная номинальная заработная плата в РФ. Чтобы наиболее полно оценить степень влияния фактора на результативный признак, был проведен регрессионный анализ, и его результаты были представлены в статье.

Ключевые слова: розничный товарооборот, экономические факторы, заработная плата, корреляционный анализ, регрессионный анализ

Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли является объем товарооборота. Товарооборот — это объем продаж товаров торговой организацией в денежном выражении за определенный период времени. Этот показатель формируется под влиянием множества факторов. Проведем корреляционный анализ, в ходе которого оценим тесноту связи между признаками, установим направление связи. Это позволит выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на результативный признак.

Рис. 1. Динамика объема розничного товарооборота в РФ

В качестве результативного признака (Y) примем объем розничного товарооборота в РФ в 2000–2015 гг. Для анализа динамики данного показателя в целом по экономике рассмотрим его изменения на графике. Изучение розничного товарооборота (рис.1) показывает нестабильность явления во времени. Наиболее значительный спад розничного товарооборота наблюдался в 2009 году. В качестве факторных признаков будут использоваться следующие показатели:

Х1 — рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг, %;

X2 — динамика инвестиций в основной капитал в РФ, в % к предыдущему году;

Х3 — индексы потребительских цен на товары и услуги, %;

Х4 — индексы производительности труда, %;

Х5 — среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в РФ, в % к предыдущему году.

Измерить взаимосвязи между признаками можно с помощью матрицы парных коэффициентов корреляции [1]. В результате реализации процедуры корреляционного анализа получена матрица парных коэффициентов корреляции (табл. 1).

Таблица 1

Матрица парных коэффициентов корреляции

У

Х1

Х2

Х3

Х4

Х5

У

1

Х1

0,822079

1

Х2

0,912832

0,79654

1

Х3

0,567947

0,642622

0,464175

1

Х4

0,844602

0,521399

0,864043

0,24889

1

Х5

0,91157

0,829891

0,784012

0,686106

0,704896

1

По корреляционной матрице проверяем мультиколлинеарность факторов (X1 и X2, Х1 и Х3, Х1 и Х5, Х2 и Х4, Х2 и Х5, Х3 и Х5, Х4 и Х5). По полученным данным можно сделать вывод, что среди факторов наибольшее влияние на объем розничного товарооборота в РФ оказывает фактор Х5 — среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в РФ. Чтобы наиболее полно оценить степень влияния фактора на результативный признак, проведем регрессионный анализ [2].

Результаты регрессионного анализа представим в таблице 2. Коэффициент множественной корреляции R= 0,9115, что говорит о прямой тесной взаимосвязи признаков в уравнении. Коэффициент детерминации R2=0,83. Он показывает, что 83 % вариации объема розничного товарооборота в РФ обусловлено вариацией среднемесячной номинальной заработной платы.

Таблица 2

Регрессионная статистика

Множественный R

0,911570266

R-квадрат

0,830960351

Нормированный R-квадрат

0,81888609

Стандартная ошибка

3,664559008

Наблюдения

16

df

SS

MS

F

Значимость F

Регрессия

1

924,1941019

924,1941

68,82081

8,95E-07

Остаток

14

188,0058981

13,42899

Итого

15

1112,2

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

P-Значение

Y-пересечение

43,89691977

9,099348384

4,824183

0,00027

Переменная X5

0,615472897

0,074190629

8,295831

8,95E-07

Уравнение регрессии примет вид:

Полученное уравнение говорит о том, что увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в РФ на 1 % приведет к увеличению объема розничного товарооборота в РФ на 0,615 %.

Проверка адекватности модели осуществляется с помощью расчета F- критерия Фишера. Fтабл=4,6, Fфакт=68,8. Следовательно, Fфакт> Fтабл, нулевая гипотеза отклоняется и уравнение статистически значимо.

Для оценки значимости параметров уравнения используется t-критерий Стьюдента. Так, ta=4,8, tb=8,2, tтабл=2,14. Таким образом, ta> tтабл, tb> tтабл — параметры регрессии статистически значимы.

Поскольку построенная модель на основе её проверки по F-критерию Фишера в целом адекватна, и все коэффициенты регрессии значимы, то она может быть использована для принятия решений и осуществления прогнозов.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что объем розничного товарооборота в РФ имеет ежегодную тенденцию к росту. Также мы можем сделать вывод, что объем розничного товарооборота находится в тесной зависимости со среднемесячной номинальной заработной платой в РФ. Заработная плата является основным источником доходов участников домашних хозяйств. Поэтому чем выше заработная плата, тем больший объем товаров может приобретать населения страны и тем самым положительно влиять на значение объема розничного товарооборота в РФ.

Литература:

  1. Тимофеева Т. В., Снатенков А. А. Практикум по социальной статистике. Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2007. — 138с.
  2. Снатенков А. А. Сбережения населения и их место в финансово-экономической системе РФ: монография / А. А. Снатенков, Н. С. Приор. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2014.
  3. www.gks.ru –сайт Росстата
Основные термины (генерируются автоматически): розничного товарооборота, объема розничного товарооборота, объем розничного товарооборота, заработная плата, Изучение розничного товарооборота, спад розничного товарооборота, объем товарооборота, среднемесячная номинальная, результативный признак, наибольшее влияние, регрессионный анализ, среднемесячной номинальной, парных коэффициентов корреляции, примем объем розничного, показателей хозяйственной деятельности, хозяйственной деятельности предприятия, изучение объема розничного, среднемесячной номинальной заработной, степень влияния фактора, Динамика объема розничного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос