Анализ состояния общественного питания в России и Челябинской области за 2015–2016 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Долматова И. А., Быстрова А. А., Мироманова Ю. В., Безшейко Д. В. Анализ состояния общественного питания в России и Челябинской области за 2015–2016 гг. // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 161-165. — URL https://moluch.ru/archive/135/37702/ (дата обращения: 22.08.2018).



Экономический кризис в России в период 2014–2016 гг. для предприятий общественного питания оказался одним из сложнейших периодов. За анализируемый период произошло снижение потребительской активности, что явилось следствием снижения доходов населения. Введение в действие продовольственного эмбарго и обвал российского рубля также отрицательно сказались на экономической деятельности предприятий общественного питания, особенно в сфере ресторанного бизнеса, где был «узко» представлен ассортимент блюд и кулинарных изделий, вырабатываемых из зарубежного сырья. Поэтому ресторанный бизнес в России понес существенные потери, но вызвал значительный рост компаний быстрого питания.

По данным Росстата оборот предприятий общественного питания в 2015 году показал отрицательный прирост в размере 5,5 %, что было отмечено, впервые начиная с 2009 года (рис. 1).

http://www.buybrand.ru/upload/Buybrand-horeca_1.jpg

Рис. 1. Относительный темп прироста оборота общественного питания, % к соответствующему месяцу текущего периода

Проведенный анализ объема и динамики развития сегментов рынка общественного питания в России за 2015 год показал, что наибольший экономический ущерб был нанесен ресторанам среднего ценового сегмента, которые по итогам года показали падение на уровне 12,4 % (рис. 2).

http://www.buybrand.ru/upload/Buybrand-horeca_rbc2.jpg

Рис. 2. Объем и динамика развития сегментов рынка общественного питания в России в 2015 г.

После введения ЕС российских санкций оборот в отрасли общественного питания значительно снизился и составил в 2015 году 396 млрд. руб. В связи с падением покупательской способности, россияне стали отказывать себе в посещении ресторанов среднего ценового сегмента, предпочитая им заведения фудкорта. В 2015 году отмечен рост оборота в сегменте фастфуда, который составил 5,2 %. [1,5]

Сегмент ресторанов высокого ценового сегмента претерпел в 2015 году незначительные изменения, оборот их упал лишь на 0,2 %, что связано с более высоким и достаточно устойчивым доходом их посетителей.

В связи с ростом цен на продовольственное сырье и продукты питания значительно пострадали уличные фастфуд-рестораны и несетевые стрит-фуд-заведения. По итогам 2015 года их товарооборот упал на 5,5 %, составил всего 69,7 млрд. руб.

Сокращение уровня продаж за 2015 год на 6,8 % кулинарной продукции общественного питания в столовых и буфетах обусловлено ростом количества ресторанов, предлагающих комбоменю и бизнес-ланчи и огромный выбор фастфуд-заведений, работающих по демократичным ценам. Таким образом, оборот сегмента столовых в 2015 году составив 221,2 млрд. руб. В 2015 году оборот кофеен и кафе-кондитерских в России снизился на 3,8 %, и составил 225,6 млрд. руб.

Таким образом, спрос российского потребителя на продукцию фастфуда и снижение товарооборота ресторанов всех остальных форматов оказывают влияние на структуру российского общественного питания в целом. Так, по данным Росстата в 2015 году число прекративших работу ресторанов, кафе и баров превзошло число вновь открывшихся (рис. 3).

http://www.buybrand.ru/upload/Buybrand-horeca_rbc5.jpg

Рис. 3. Доли сетевых ресторанов, кафе и баров за 2014–2015 гг.

Поддержка Правительством РФ привлекательности российского туризма и запрет туристических туров в Египет, Турцию позволили в некоторой степени компенсировать потери ресторанного рынка. Так по оценкам маркетинговых агентств, в 2015 году падение рынка должно было достичь 6,3 %, а фактически оборот в индустрии общественного питания упал на 5,5 %. [6]

Одним из перспективных направлений развития сферы общественного питания является франчайзинг. В условиях падения потребительского спроса в период 2014–2016гг франчайзинг позволил многим операторам рынка скорректировать свои планы, сделав основной упор на развитии партнерской сети. В 2016 году такие сетевые рестораны, как «Г.М. Р. Планета гостеприимства», «Фуд-Мастер», «Вилка-Ложка», «ВОККЕР» путем продажи франшиз продолжали активно наращивать свое производство (рис. 4).

http://www.buybrand.ru/upload/Buybrand-horeca_rbc12.jpg

Рис. 4. Динамика доли франчайзинговых ресторанов, кафе, баров

За период 2014–2015гг оборот ресторанов, кафе, баров, столовых при предприятиях и учреждениях составил 19708,5 млн. рублей, что на 15,1 % (в сопоставимых ценах) меньше, чем в 2014 году. [3, 7]

В июне 2016 года оборот рынка общественного питания Челябинской области составил 1,6 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 5,6 % ниже соответствующего периода предыдущего года. [4]

Оборот общественного питания по городским округам и муниципальным районам Челябинской области за 2015 год представлен в таблице 1.

Таблица 1

Оборот общественного питания по городским округам имуниципальным районам Челябинской области за 2015 год1

Оборот общественного питания, тыс. рублей

2015 в% к 20143)

Всего по области4:

5 310 680

94,6

городские округа:

Верхнеуфалейский

40 175

99,9

Златоустовский

87 164

112,8

Карабашский

5)

98,8

Копейский

154 673

86,1

Кыштымский

31 052

91,4

Магнитогорский

1 105 834

105,2

Миасский

218 455

86,3

Троицкий

5 781

95,8

Усть-Катавский

64

в 14,9 р

Чебаркульский

103 650

101,2

Челябинский

2 371 977

87,5

Южноуральский

49 500

90,4

муниципальные районы:

Агаповский

21 824

120,4

Аргаяшский

45 602

128,6

Ашинский

45 568

104,9

Брединский

11 568

153,7

Варненский

3 808

153,5

Верхнеуральский

26 529

141,6

Еманжелинский

5)

107,5

Еткульский

5)

88,4

Карталинский

38 506

192,7

Каслинский

5)

120,7

Катав-Ивановский

35 015

104,1

Кизильский

5)

в 2,5 р

Коркинский

22 024

50,6

Красноармейский

13 114

95,1

Кунашакский

5)

в 7,1 р

Кусинский

5

85,3

Нагайбакский

1 159

87,6

Нязепетровский

5)

76,6

Октябрьский

7 713

114,6

Пластовский

5)

в 12,1 р

Саткинский

59 098

108,2

Сосновский

48 973

108,1

Троицкий

1 686

90,1

Увельский

4 066

85,2

Уйский

-

-

Чебаркульский

9 081

98,3

Чесменский

1 645

57,5

1) Без учёта субъектов малого предпринимательства.

2) Данные уточнены.

3) В сопоставимых ценах, по сопоставимому кругу организаций, (т. е. предоставлявших сведения за отчетный год и соответствующий период предыдущего года) всех видов экономической деятельности.

4) С учетом данных по закрытым административно-территориальным образованиям.

5) Данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

На территории Челябинской области действуют следующие комбинаты питания:

  1. «Детское общественное питания», г. Челябинск;
  2. «Зарница», г. Челябинск;
  3. «Уральская кулинарная компания», г. Челябинск;
  4. «Комбинат питания», г. Челябинск;
  5. «Комбинат школьного питания», г. Челябинск;
  6. «Комбинат школьного питания», г. Копейск;
  7. «Метопит», г. Челябинск.

С целью поддержки развития предприятий общественного питания в Челябинской области, начиная с 2013 года проводиться ежегодный конкурс «Лучшее предприятие общественного питания». Цель конкурса — выявления и поощрения лучших предприятий общественного питания [5].

Проведенный анализ состояния общественного питания России и Челябинской области позволил сформулировать следующие выводы: наблюдается снижение оборота общественного питания, как в целом по России, так и по Челябинской области; в динамике оборота общественного питания отмечено снижение доли ресторанов со среднем ценовым сегментом; происходит увеличение доли сетевых предприятий общественного питания — фастфудов; одним из перспективных направлений в развитии общественного питания является франчайзинг.

Отрицательное воздействие на развитие рынка общественного питания в период 2016–2017 гг. может оказать: продовольственное эмбарго; ослабление курса рубля; снижение доходов населения; рост цен на продукты питания и алкоголь.

Несмотря на снижение покупательской способности, отмечаются повышенные требования к качеству блюд и гиперчувствительность к цене (снижение себестоимости блюд). [2]

Литература:

  1. Долматова И. А., Быстрова А. А. Пути повышения рентабельности предприятий общественного питания в условиях кризиса /Качество продукции, технологий и образования [Текст]: мат. X Междунар. науч.-прак. конф. — Магнитогорск: Изд-во гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. — С. 90–93.
  2. Зайцева Т. Н., Миллер Д. Э., Ходакова Е. Е. Влияние показателей качества и цены на конкурентоспособность продукции общественного питания /Современные исследования в развитии общественного питания и пищевой промышленности [Текст]: мат. Междунар. науч.-прак. и науч.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов.– Белгород, БУКЭП, 2016. С. 143–148.
  3. Курочкина Т. И., Зайцева Т. Н. Предприятия общественного питания города Магнитогорска в условиях эмбарго /Качество продукции, технологий и образования [Текст]: мат. X Междунар. науч.-прак. конф. — Магнитогорск, 2015. С. 88–90.
  4. Оборот рынка общепита Челябинской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3046315
  5. Рынок общественного питания в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://buybrand.ru
  6. Современное состояние и тенденции развития рынка общественного питания в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://CyberLeninka.ru
  7. Челябинскстат [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chelstat.gks.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): общественное питание, Челябинская область, Россия, челябинск, ценовый сегмент, школьное питание, ресторанный бизнес, продовольственное эмбарго, покупательская способность, динамик развития сегментов рынка.


Похожие статьи

Тенденции развития рынка общественного питания в России

В данной статье рассмотрено современное состояние рынка услуг общественного питания в России. Проанализирован оборот рынка общественного питания, индекс физического объема, а также структура данного сегмента.

Исследование целевого потребительского сегмента на примере...

Стратегия развития предприятия общественного питания напрямую зависит от соотношения спроса и предложения. При осуществлении оперативного планирования объемов производства и реализации предприятием общественного питания, необходимо определить: какие блюда...

Анализ и перспективы развития рынка общественного питания...

Структура рынка общественного питания России 2015 года представлена на рис. 1.

Иванов А. А. Общественное питание в России. Современное состояние.

— 468 с. Сирый, В. К. Ресторанный бизнес: управляем профессионально и эффективно.

Кластерный подход в общественном питании | Статья в журнале...

Ключевые слова:потребительский рынок, предприятия общественного питания, кластер, системный анализ, конкурентоспособность. Несмотря на экономический кризис 2014–2016 гг., ресторанный бизнес и сфера общественного питания в целом в настоящее время является...

Современные тенденции развития сферы общественного...

Динамичное развитие рынка общественного питания выражается через формирование сегментов данной сферы деятельности, рис. 1 [1].

Динамика развития рынка общественного питания представлена в таблице 1 [3].

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей...

Также выделены направления развития стратегий розничных торговых сетей с точки зрения изменения покупательского поведения.

В во всех сегментах сектора развлечений и общественного питания было зафиксировано сокращение трафика.

Исследование рынка общественного питания Калининградской...

показатели динамики, общественное питание, опрос, прогноз. Похожие статьи. Исследование уровня потребления основных продуктов питания населением и угрозы продовольственной безопасности Калининградской области.

Особенности исследования рынка услуг общественного питания...

общественное питание, Калининград, город, Калининградская область, линия тренда, ресторан, сегмент рынка, быстрое питание, высшее образование, Россия.

Особенности функционирования предприятий общественного...

Ключевые слова: Калининградская область, общественное питание, ресторанная сеть. Характеризуя рынок общественного питания Калининградской области, важно, прежде всего, оценить уровень развития розничной торговли.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Тенденции развития рынка общественного питания в России

В данной статье рассмотрено современное состояние рынка услуг общественного питания в России. Проанализирован оборот рынка общественного питания, индекс физического объема, а также структура данного сегмента.

Исследование целевого потребительского сегмента на примере...

Стратегия развития предприятия общественного питания напрямую зависит от соотношения спроса и предложения. При осуществлении оперативного планирования объемов производства и реализации предприятием общественного питания, необходимо определить: какие блюда...

Анализ и перспективы развития рынка общественного питания...

Структура рынка общественного питания России 2015 года представлена на рис. 1.

Иванов А. А. Общественное питание в России. Современное состояние.

— 468 с. Сирый, В. К. Ресторанный бизнес: управляем профессионально и эффективно.

Кластерный подход в общественном питании | Статья в журнале...

Ключевые слова:потребительский рынок, предприятия общественного питания, кластер, системный анализ, конкурентоспособность. Несмотря на экономический кризис 2014–2016 гг., ресторанный бизнес и сфера общественного питания в целом в настоящее время является...

Современные тенденции развития сферы общественного...

Динамичное развитие рынка общественного питания выражается через формирование сегментов данной сферы деятельности, рис. 1 [1].

Динамика развития рынка общественного питания представлена в таблице 1 [3].

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей...

Также выделены направления развития стратегий розничных торговых сетей с точки зрения изменения покупательского поведения.

В во всех сегментах сектора развлечений и общественного питания было зафиксировано сокращение трафика.

Исследование рынка общественного питания Калининградской...

показатели динамики, общественное питание, опрос, прогноз. Похожие статьи. Исследование уровня потребления основных продуктов питания населением и угрозы продовольственной безопасности Калининградской области.

Особенности исследования рынка услуг общественного питания...

общественное питание, Калининград, город, Калининградская область, линия тренда, ресторан, сегмент рынка, быстрое питание, высшее образование, Россия.

Особенности функционирования предприятий общественного...

Ключевые слова: Калининградская область, общественное питание, ресторанная сеть. Характеризуя рынок общественного питания Калининградской области, важно, прежде всего, оценить уровень развития розничной торговли.

Задать вопрос