Статистический анализ индекса потребительских цен на товары и услуги в РФ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 17. Внутренняя и внешняя торговля

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 28.05.2017

Статья просмотрена: 4549 раз

Библиографическое описание:

Бирюкова, И. В. Статистический анализ индекса потребительских цен на товары и услуги в РФ / И. В. Бирюкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 160-163. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12517/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье приведено исследование зависимости индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации выявлены факторы оказывающие наибольшее влияние на ИПЦ.

Ключевые слова: потребительские цены, коэффициенты корреляции, корреляционно-регрессионный анализ, параметры уравнения связи

Эффективное социально-экономическое развитие страны, государственное управление и регулирование связано с необходимостью своевременного получения и анализа полной, достоверной, научно обоснованной официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях в Российской Федерации.

Наблюдение за изменением цен и тарифов на потребительском рынке ставит своей задачей сбор информации об уровне цен и их изменении на основе систематической регистрации на потребительском рынке.

Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления, а также измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде [1].

ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции, и используется в целях осуществления государственной финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров.

В рыночной экономике особое значение придается организации статистического наблюдения за уровнем и динамикой цен на потребительском рынке, а так же анализу факторов, влияющих на индекс потребительских цен [2].

В качестве результативного признака (Y) индекс потребительских цен на товары и услуг в период с 2004 по 2016 год., %. На рисунке 1 представлена динамика данного фактора за 2004–2016 гг.

Рис. 1. Динамика индекса потребительских цен на товары и услуги в РФ, %

Факторными признаками являются:

Х1 –Индекс валового внутреннего продукта., %.;

Х2-Индекс численность рабочей силы., %.;

Х3-Индекс численность безработных., %.;

Х4-Индекс производительности труда в целом по экономике., %.;

Х5-Индекс прожиточного минимума в среднем на душу населения.;

Х6-Индекс промышленного производства РФ., %.

Х7-Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам деятельности., %

Измерить взаимосвязи между признаками можно с помощью матрицы парных коэффициентов корреляции. Для её построения воспользуемся возможностями пакета анализа MS Excel.

В результате реализации процедуры корреляционного анализа получена матрица парных коэффициентов корреляции (табл. 1).

Проверку полученных значений парных коэффициентов корреляции проведем с помощью таблицы Фишера-Йейтса. При уровне значимости и числе степеней свободы (9–2=7) критическое значение коэффициента корреляции . Значения полученных коэффициентов и больше критического , следовательно, они являются статистически значимыми.

Для построения уравнения регрессии выбираем те факторы, у которых коэффициент корреляции с результативным признаком максимальный [3]. В нашем случае — это факторы Х2 и Х5, значения коэффициентов связи:

Таблица 1

Матрица парных коэффициентов корреляции

Y

X1

X2

X3

X4

X5

X6

X7

Y

1

X1

0,281184

1

X2

0,604624

0,404732

1

X3

0,124173

-0,64534

0,027142

1

X4

0,333829

0,851237

0,454606

-0,64727

1

X5

0,663474

0,343249

0,566235

0,19417

0,30435

1

X6

0,012771

0,837178

0,188502

-0,87935

0,810084

-0,04222

1

X7

0,081113

0,903812

0,264597

-0,77256

0,889791

0,03515

0,959327

1

Указанные значения коэффициентов положительные, это говорит о тесной прямой связи между признаками, то есть с увеличением факторов Х2 и Х5 потребительские цены на товары и услуги в России возрастают. Факторы Х2 и Х5 можно включить в уравнение связи, параметры которого могут быть получены с помощью применения пакета анализа MS Excel. Результаты регрессионного анализа представим в таблице 2.

Таблица 2

Регрессионная статистика

Показатели

Значения

Множественный R

0,719268989

R-квадрат

0,517347879

Нормированный R-квадрат

0,420817454

Стандартная ошибка

2,074642887

Наблюдения

13

Показатели

df

SS

MS

F

Значимость F

Регрессия

2

46,13549199

23,06775

5,359428209

0,026192147

Остаток

10

43,04143109

4,304143

Итого

12

89,17692308

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

P-значение

Y-пересечение

-60,69085678

111,5130027

-0,54425

0,598195052

Переменная X2

1,483145036

1,173090717

1,264305

0,234793318

Переменная X5

0,187928575

0,105975417

1,773322

0,106576364

Коэффициент множественной корреляции R=0,719268989, что говорит о прямой тесной взаимосвязи признаков в уравнении. Коэффициент детерминации R2=0,517347879. Он показывает, что 51,7 % вариации потребительских цен на товары и услуги в России обусловлено вариацией включенных в модель факторов.

Значение F-критерия Фишера равно 5,359428209. Значимость F-критерия показывает вероятность того, что множественный R будет равен нулю. Она крайне мала (Значимость F меньше 0,05), следовательно, уравнение регрессии статистически значимо с вероятностью 84 % (табл. 2).

Уравнение регрессии примет вид:

Анализ параметров уравнения регрессии дал следующие результаты.

При росте индекса численности рабочей силы на 1 %., потребительские цены на товары и услуги в России увеличатся в среднем на 1, 48 %.

С ростом индекса прожиточного минимума на 1 %, потребительские цены на товары и услуги в России увеличатся в среднем на 0,188 %.

Поскольку построенная модель на основе её проверки по F-критерию Фишера в целом адекватна, и все коэффициенты регрессии значимы, то она может быть использована для принятия решений и осуществления прогнозов.

Подставляя в уравнение регрессии минимальное, среднее и максимальные значения факторов Х2 и Х5, получим три прогнозных варианта, то есть пессимистический, реалистический и оптимистический прогноз:

– при Х2=99,71424 %., Х5=101,31 %:

– при Х2=100,4537 %., Х5=112,7454 %.:

– при Х2 =101,5368 %., Х5=127,02 %.:

При условии, что параметры модели статистически значимы, численности экономически активного населения Приволжского ФО может составить:

– при минимальном значении факторов: — 106,2389 %;

– при среднем значении факторов –109,4846 %;

– при максимальном значении факторов –113,7736 %.

Индекс потребительских цен зависит от численности рабочей силы и прожиточного минимума в среднем на душу населения. Эту зависимость можно объяснить тем, что индекс потребительских цен напрямую зависит от качества жизни общества.

Увеличение численности рабочей силы подразумевает улучшение качества жизни населения, а тем самым и рост благосостояния общества. Так с увеличением рабочей силы идет увеличения денег в обращения и как следствие идет рост потребительских цен.

Несомненно, величина прожиточного минимума в среднем на душу населения так же является одним из показателей качества жизни общества. Имея больший прожиточный минимум, человек будет иметь больше потребностей, значит спрос будет увеличиваться, а цена, как следствие, будет подниматься.

Конечно, в условиях замедляющихся темпов роста цен на потребительском рынке повышаются требования к точности расчета индекса потребительских цен, который является одним из важнейших показателей, характеризующих социально-экономическое положение государства и изменение уровня жизни населения.

Необходима разработка концепции и методологии расчета индекса стоимости жизни, который наряду с индексом потребительских цен является важнейшим социально-экономическим показателем. Актуальность его построения на этапе реформирования государственной статистики определяется кардинальными изменениями в системе обеспечения населения социальными услугами, в том числе жилищно-коммунальными и медицинскими услугами, услугами пассажирского транспорта, и в характере социальных трансфертов для отдельных категорий населения.

Существуют проблемы, связанные с расчетом показателей базовой инфляции. Особое внимание необходимо уделить совершенствованию мониторинга цен производителей сельскохозяйственной продукции, цен на промышленные товары, приобретаемые сельскохозяйственными организациями, а также потребительских цен на продовольственные товары, что позволит выявить степень влияния отдельных участников рынка на уровень и динамику цен конечной продукции.

Литература:

  1. Тимофеева Т. В., Снатенков А. А. Практикум по финансовой статистике. Оренбург. 2004. 188с.
  2. Елисеева, И. И. Практикум по общей теории статистики: учеб. пособие / И. И. Елисеевой, Н. А. Флуд, М. М. Юзбашев; под редакцией.- И. И. Елисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 512 с.
  3. Снатенков А. А. Оценка инвестиционной привлекательности публичных компаний нефтегазового комплекса: монография / А. А. Снатенков, Н. М. Пахновская. — Оренбург, 2016. 142с.
Основные термины (генерируются автоматически): цена, рабочая сила, услуга, потребительский рынок, прожиточный минимум, Россия, товар, парной коэффициент корреляции, результативный признак, Российская Федерация.

Похожие статьи

Зависимость роста МРОТ и прожиточного минимума от инфляции

Он не соответствует реальным затратам на труд и приводит к занижению цены на рабочую силу.

Рассмотрим изменение прожиточного минимума в Российской Федерации за 2000 по 2016 гг. для различных групп населения (рис. 3).

Статистический анализ уровня безработицы в Российской...

объем, РФ, прибыль, парной коэффициент корреляции, кредитная организация РФ, многофакторный анализ, регрессионный анализ, результативный признак, Российская Федерация, корреляционный анализ.

Статистический анализ объема кредитования физических лиц...

Х3 — Индекс потребительских цен, в % к предыдущему году; Х4 — Величина прожиточного минимума, в % к предыдущему году

Из корреляционной матрицы видна достаточно сильная взаимосвязь между результативным (y) и факторными признаками (Х1, Х2, Х4).

Статистический анализ располагаемых ресурсов домашних хозяйств

располагаемый ресурс домашних хозяйств, домашнее хозяйство, РФ, парной коэффициент корреляции, Российская Федерация, корреляционный анализ, регрессионный анализ, результативный признак...

Потребительская корзина и прожиточный минимум в России

потребительская корзина, прожиточный минимум, трудоспособное население, трудоспособный возраст, семья, услуга, минимальный набор продуктов питания, Российская Федерация, равная величина...

Статистический анализ экспорта товаров и услуг РФ

X4 — Индекс средних цен товаров и услуг во внешней торговле, %. В результате реализации процедуры корреляционного анализа получена матрица парных коэффициентов корреляции (табл. 1). Таблица 1.

Статистическое изучение объема розничного товарооборота в РФ

Х3 — индексы потребительских цен на товары и услуги

Измерить взаимосвязи между признаками можно с помощью матрицы парных коэффициентов корреляции [1]. В результате реализации процедуры корреляционного анализа получена матрица парных...

Статистическое исследование индекса потребительских цен...

В качестве результативного признака (Y) индекс потребительских цен на товары и услуг в период с 2004 по 2016 год. Факторными признаками являются: Х1 –Индекс валового внутреннего продукта.

Статистический анализ уровня жизни населения России

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб.

Основные термины (генерируются автоматически): темп роста, располагаемый доход населения, Российская Федерация, анализируемый период, прожиточный минимум, нефинансовый...

Похожие статьи

Зависимость роста МРОТ и прожиточного минимума от инфляции

Он не соответствует реальным затратам на труд и приводит к занижению цены на рабочую силу.

Рассмотрим изменение прожиточного минимума в Российской Федерации за 2000 по 2016 гг. для различных групп населения (рис. 3).

Статистический анализ уровня безработицы в Российской...

объем, РФ, прибыль, парной коэффициент корреляции, кредитная организация РФ, многофакторный анализ, регрессионный анализ, результативный признак, Российская Федерация, корреляционный анализ.

Статистический анализ объема кредитования физических лиц...

Х3 — Индекс потребительских цен, в % к предыдущему году; Х4 — Величина прожиточного минимума, в % к предыдущему году

Из корреляционной матрицы видна достаточно сильная взаимосвязь между результативным (y) и факторными признаками (Х1, Х2, Х4).

Статистический анализ располагаемых ресурсов домашних хозяйств

располагаемый ресурс домашних хозяйств, домашнее хозяйство, РФ, парной коэффициент корреляции, Российская Федерация, корреляционный анализ, регрессионный анализ, результативный признак...

Потребительская корзина и прожиточный минимум в России

потребительская корзина, прожиточный минимум, трудоспособное население, трудоспособный возраст, семья, услуга, минимальный набор продуктов питания, Российская Федерация, равная величина...

Статистический анализ экспорта товаров и услуг РФ

X4 — Индекс средних цен товаров и услуг во внешней торговле, %. В результате реализации процедуры корреляционного анализа получена матрица парных коэффициентов корреляции (табл. 1). Таблица 1.

Статистическое изучение объема розничного товарооборота в РФ

Х3 — индексы потребительских цен на товары и услуги

Измерить взаимосвязи между признаками можно с помощью матрицы парных коэффициентов корреляции [1]. В результате реализации процедуры корреляционного анализа получена матрица парных...

Статистическое исследование индекса потребительских цен...

В качестве результативного признака (Y) индекс потребительских цен на товары и услуг в период с 2004 по 2016 год. Факторными признаками являются: Х1 –Индекс валового внутреннего продукта.

Статистический анализ уровня жизни населения России

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб.

Основные термины (генерируются автоматически): темп роста, располагаемый доход населения, Российская Федерация, анализируемый период, прожиточный минимум, нефинансовый...