Воспитание добра, милосердия и толерантности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 28.01.2016

Статья просмотрена: 5501 раз

Библиографическое описание:

Черкасова, П. А. Воспитание добра, милосердия и толерантности / П. А. Черкасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 939-941. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25622/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Толерантность — это искусство жить в мире людей и идей.

А. Г. Асмолов

 

Вопрос воспитания добра, милосердия и толерантности, волновали общество всегда и во всем. Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема воспитания толерантности становится все более актуальной. Современный культурный человек — это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное, толерантное воспитание.

Толерантное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности обучающегося, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Воспитание добра, милосердия и толерантности направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия воспитателя на духовно-нравственную сферу личности.

Вопрос, который был задан детям с ограниченными возможностями здоровья, что такое добро? Дети отвечали это радость, счастье, это хорошие дела и поступки. Добро это дом где тебя любят.

Добро — извечная моральная ценность. Сотни поколений наших предков оберегали и с оружием в руках защищали добро. В наше суматошное время, добро — это то, что является дефицитом. А почему, стоит ли об этом задуматься? Я полагаю, что стоит. Ни для кого не секрет, что в нашей жизни всё закономерно, сделал добро, и оно обязательно вернется к тебе.

Большей частью, доброта зарождается в каждом из нас еще с самых ранних лет жизни. Радуясь родительской любви, окружающим природным красотам и теплым солнечным лучам, мы формируем в своем сердце самые добрые и искренние чувства. Мы готовы любить весь мир и быть его частицей. Однако со временем проблемы, невзгоды, циничное окружение начинает воспитывать в человеке негативные проявления, готовые заслонить самые светлые стороны его характера.

Что такое милосердие?

В толковом словаре Ожегова милосердие — это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Мы нередко сталкиваемся с равнодушием, озлобленностью, эгоизмом, нежелание помочь другим людям. Мы не умеем ставить себя на место людей, оказавшихся в трудной ситуации. Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи.

Мне кажется, что это такое качество человека, когда он со страданием относится к бедам и горестям других людей, когда готов помочь в беде не только ближнему, но и совершенно незнакомым людям.

Что такое толерантность?

Толерантность — не выдуманное слово. Только толерантность каждый определяет по-своему, и если мы возьмем словари, окажется, что в разных языках значение этого слова имеет свой неповторимый оттенок:

          на испанском — способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;

          на французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

          на английском — готовность быть терпимым, снисходительность;

          на китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

          на арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание. Благосклонность, терпение, расположенность к другим;

          на русском — терпимость, способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Проблема толерантности является одной из наиболее актуальных в современной России. Не случайно именно отечественными учёными в последние годы выполнен большой объём исследований по данной проблематике (А. Г. Асмолов, М. С. Мириманова, Г. В. Солдатова и др.) разработан целый ряд тренинговых программ, направленных на формирование толерантности, существуют многочисленные государственные программы по данной тематике.

Осуществление толерантного воспитания в условиях коррекционной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы. «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья» [Свадковский И. Ф. 1977, — 11]

Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и Российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций.

Поэтому в своей работе стремлюсь сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

Сегодня задача воспитания толерантности волнует все социальные институты и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности.

В сборнике «На пути к толерантному сознанию» автор А. Г. Асмолов трактует толерантность как социальную норму, которая определяет устойчивость к конфликтам в межэтническом, межкультурном обществе: «Если разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство, то толерантность, которая является нормой цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятия других логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличие, непохожесть» [1].

Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью воспитателя является оградить обучающихся от мира жестокости и грубости, познакомить с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеурочной деятельности.

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таких, какой он есть, мы не всегда ведём себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Задача учреждения ГБУ «КРОЦ» в том, чтобы из её стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но дети обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.

Быть толерантным, значит с уважением относиться к чужим мнениям, высказываниям и взглядам, принимать различные формы самовыражения и проявления личной индивидуальности. Воспитывая толерантное сознание детей, мы стараемся прививать им следующие жизненные принципы:

          соблюдать справедливость по отношению к окружающим;

          быть терпеливым и выдержанным;

          уметь прощать;

          ставить себя на место другого;

          помнить, что дороже всех ценностей — здоровье и жизнь.

Считаю, что для развития толерантной личности следует использовать методы воспитания:

          метод убеждения,

          метод доверия,

          метод поощрения

          метод воспитания книгой,

          метод самовоспитания.

Для того чтобы работа с детьми с ОВЗ по воспитанию толерантности была плодотворной, необходимо задействовать их в различных видах мероприятий проходимых в ГБУ «КРОЦ».

          проведение русских народных праздников таких как «Рождество», «Масленица», в соответствии с календарем;

          театрализованную деятельность обучающихся по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

          с традициями празднования «Нового года», «День смеха», «8 марта».

Формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

Мной были проведены беседы на тему доброты милосердия:

          «Волшебная сила доброго слова»

          «Научи своё сердце добру»

          «Нужно ли милосердие в наше время»

          «Милосердие облагораживает»

В нашей школе на протяжении нескольких лет проводятся традиционные встречи со школой № 875, ЦВР «Синегория». В ходе общения у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется понимание, доверие и уважение, большое значение так же имеют встречи с настоятелем церкви Благовещения пресвятой Богородицы Михаилом Глазовым. На подобных встречах раскрывается сущность православного воспитания и православной культуры. В процессе совместных встреч дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество воспитателя и родителей. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться, к своим близким. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями:

          совместные праздники

          индивидуальные беседы

          выставки рисунков.

Такая согласованность в работе школы и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирование у него нравственных форм поведения.

Итак, толерантность, как инновационная педагогическая тенденция, в современном российском образовании оказывает важное воспитательное значение, а именно, формирует у обучающихся такие личностные качества как: терпимость, гуманность, коллективизм, самокритичность, самоконтроль в поведении.

 

Литература:

 

  1.              Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //
  2.              Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию /А. Г. Асмолов. — М., 2000. — 180 с. Мемориал. 2001., № 24, с.61–63.
  3.              Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003. — 192 с.
  4.              Степанов В. Воспитание в духе толерантности. — Классный руководитель. — 2002. — № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): Милосердие, ребенок, толерантное воспитание, толерантность, воспитание добра, добро, метод воспитания, мнение, ограниченная возможность здоровья, процесс, формирование толерантности.


Задать вопрос