Основные этапы дизайн-проектирования учебных аудиторий вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.01.2016

Статья просмотрена: 7587 раз

Библиографическое описание:

Паршина, Е. С. Основные этапы дизайн-проектирования учебных аудиторий вуза / Е. С. Паршина, М. Н. Марченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 1058-1060. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25404/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Дизайн среды ориентирован на обустройство не только жилых, но и общественных помещений, к которым в полной мере можно отнести и учебные аудитории вуза. Университетские кабинеты не всегда отвечают требованиям, которые необходимы студентам и преподавателям при организации учебного процесса. Особенно остро эта проблема возникает при подготовке студентов, обучающихся по таким направлениям как «Дизайн» и «Архитектура». Эти специальности требуют особой учебной атмосферы и определенный ряд технического оснащения. Недостаток оборудования, необходимого для работы, занятий и отдыха учащихся, неорганизованное с эргономической точки зрения пространство и отсутствие современной специализированной техники заметно понижают уровень вовлеченности в процессе обучения и, как следствие, понижается уровень количества абитуриентов. Поэтому главной задачей дизайнера при проектировании учебных кабинетов вуза становится разработка предметно-пространственной среды аудиторий с учетом вида проводимых занятий.

В данной статье представлена специфика дизайн-проектирования учебных аудиторий, предназначенных для двух дисциплин ‒ «Компьютерные технологии в дизайне» и «Фотографика». Дисциплины пользуются особым интересом и набирают популярность среди студентов. Исследование поможет понять основные принципы дизайн-проектирования, которые можно применять в профессиональной и педагогической деятельности, что значительно повысит качество профессиональной подготовки студентов вузов, обучающихся по направлению «Дизайн» [1; 2; 4].

Важной частью дизайн-проектирования является создание функционального и физического комфорта в помещении для людей. Безусловно, комфорт для каждого проявляется по-своему, но в целом он должен удовлетворять потребностям большинства, т. к. в аудитории собираются люди со схожими интересами.

Для того, чтобы создать комфортное для образовательной деятельности пространство, в первую очередь необходимо изучить и проанализировать потребности студентов и преподавателя, обозначить необходимое оборудование для проведения той или иной дисциплины. Одним словом, следует провести предпроектный анализ. На основе его результатов станет понятно, что не хватает аудиториям и студентам для обучения.

На первом этапе предпроектного исследования необходимо выявить особенности архитектурно — планировочных решений аудиторий. Стоит подойти к этому этапу со всей ответственностью, так как он является отправной точкой проектирования. К особенностям может относятся: геометрия помещения, его площадь, высота потолков, количество проникающего естественного света, материал и назначение стен, а так же определение достоинств и недостатков в планировке помещения. От успешной предпроектной работы зависит большая часть самого проектирования.

Вторым этапом предпроектного анализа является выявление потребностей к учебным аудиториям. Главной является наиболее полное соответствие функциональному назначению. Кроме этого, важно учитывать определенные требования к специфике проектирования интерьеров, где готовят специалистов, получающих и постоянно обновляющих содержание художественного образования. Не стоит забывать, что при проектировании учебного помещения необходимо руководствоваться нормативами, предусмотренными СНиПом, а также СанПином, ГОСТом и педагогическими требованиями, которые во многом взаимосвязаны с гигиеническими требованиями [3].

При проектировании учебного помещения необходимо придерживаться:

1)     архитектурно-строительных требований к учебным помещениям;

2)     гигиенических параметров микроклимата помещений;

3)     общих требований к оптимальной реализации учебного процесса в кабинетах и мастерских.

Архитектурно-строительные требования к учебным помещениям сводятся к:

          соблюдению установленных строительных норм и стандартов;

          учету сложившихся на сегодняшний день конструктивных решений (что обусловлено выпуском изделий и конструкций предприятиями стройиндустрии);

          применению современных высокоэффективных строительных и отделочных материалов, встроенного оборудования и мебели;

          надлежащей планировке помещений, расстановке оборудования, акустике;

          видимости в помещениях и созданию отвечающих назначению интерьеров учебных помещений.

К гигиеническим параметрам микроклимата помещений относятся: условия отопления, воздухообмена, уровень естественного и искусственного освещения. Требования к площади, высоте помещений, расстановке оборудования, вентиляции, отоплению, санитарно-техническим устройствам, инженерному оборудованию во многом идентичны общепринятым строительным и архитектурным требованиям к помещениям.

Для оптимальной реализации учебного процесса в кабинетах и мастерских требуются:

          оптимальная площадь, габариты учебного помещения. Общую площадь определяют дифференцированно, в соответствии с профилем предмета и способом учебных занятий и включает в себя: рабочие места учащихся, рабочее место преподавателя, инженерное оснащение (подводки), места хранения и демонстрации наглядных пособий, объемных моделей и макетов;

          полное оборудование помещения согласно установленным нормам и комплектам по каждому помещению;

          наличие удобной визуальной взаимосвязи и коммуникационных проходов между рабочим местом преподавателя и местами учащихся;

          достаточная освещенность и отчетливая видимость для всех учащихся наглядных и экранных пособий, классной доски, приборов, образцов, инструментов, демонстрируемых с рабочего места преподавателя;

          обозримость объемных моделей, макетов, натуральных узлов, а также фрагментов машин и механизмов с рабочих мест учащихся;

          возможность размещения на каждом рабочем месте учащегося (в пределах его рабочей плоскости) пособий, приборов для практических работ, конспектов, тетрадей;

          оптимальная организация рабочего места преподавателя;

          хорошая обозримость всех рабочих мест учащихся с рабочего места преподавателя;

          наличие вспомогательных площадей и встроенных шкафов соответствующей емкости для размещения учебно-наглядных пособий повседневного, периодического и эпизодического пользования;

          удобное для обучения и одновременно благоприятно эстетически воздействующее на учащихся общее внутреннее оформление и отделка помещения, цветовая окраска, расположение окон, светильников, входов, инженерных подводок и сигнальных устройств.

Предметы, технические средства обучения, макеты и другие наглядные пособия многократного и эпизодического пользования должны располагаться таким образом, чтобы преподаватель мог в нужный момент воспользоваться ими. В тоже время у демонстрационного материала и оборудования должно быть определенное место хранения. Необходимо предусмотреть механическое зашторивание, включение и выключение света с рабочего места преподавателя.

На третьем этапе осуществляется работа с людьми, а точнее определение требований, выдвигаемых к учебным аудиториям. Требования могут быть различны: основаны на знании физиологии человека (в этой ситуации при сборе информации можно выявить среднестатистические данные о средних физиологических данных студентов, кого больше: правша/левша, парень/девушка), технической оснащенности кабинета, а также потребностей преподавателей той или иной дисциплины. Так же имеет значение максимальное количество студентов, посещающих занятия. Это необходимо для рационального использования площади помещения.

Основываясь на предпроектном анализе, составляется концепция будущего интерьера. В основе должен лежать принцип, без которого замысел не станет гармоничным интерьером. Концепция будет заключаться в создании оригинального по колористическому решению, просторного и комфортного по функциональному решению, помещения.

Все чаще дизайнеры в процессе проектирования прибегают к такому термину, как эргономика. В проектирование это основа, это правила для дизайнера, основанные на физическом и психическом состоянии человека. Это наука, изучающая трудовые процессы человека с целью создания оптимальных условий труда, которые будут способствовать росту его производительности. Если принимать эргономику как науку, то с ее помощью можно создать комфортное и эффективное помещение. Это правило подойдет как для жилых, так и для общественных пространств. Однако эта наука использует среднестатистические данные человека, поэтому этот аспект необходимо учитывать и не пользоваться ей бездумно.

На четвертом этапе дизайн-проектирования осуществляется создание уникального интерьера аудиторий университета, которое на начальном этапе предполагает разработку эскизного проекта. Он предусматривает разработку различных вариантов планировочных решений с точки зрения эргономики, санитарных норм и эстетики. Далее следует разработка рабочего дизайн-проекта, включающего сопроводительные чертежи. К этапу создания чертежей необходимо отнестись очень серьезно, ведь небольшая ошибка в расчетах может визуально испортить интерьер. Для каждого помещения создается свой индивидуальный пакет рабочих чертежей.

В процессе дизайн-проектирования могут быть некоторые корректировки, но чаще всего они несущественны и не меняют общей концепции интерьера. Все возможные варианты обсуждаются и согласовываются на этапе создания эскизов дизайн-проекта, осуществляется поиск возможных решений, корректируются недостатки. Конечный вариант дизайн-проекта подписывается ответственными лицами.

В ходе исследования были в общем виде сформулированы основные этапы дизайн-проектирования общественного интерьера.

Первый: предпроектное исследование, выявление потребностей людей в помещении.

Второй: создание концепции дизайн-проектирования.

Третий: непосредственно дизайн-проектирование интерьера аудиторий с учетом всех предъявляемых требований и выдвинутой концепции.

 

Литература:

 

  1.      Ажгихин С. Г. Развитие творческого воображения будущих дизайнеров. Искусство и образование. 2008. № 3. С. 68–71.
  2.      Марченко М. Н., Федосеева А. А. Особенности коммуникации дизайнера с потребителями его услуг. Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12–2. С. 235–236.
  3.      СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076–01. Санитарные правила и нормы: [электронный ресурс].- Режим доступа http://www.normacs.ru/Doclist/doc/8DG.html. (3.01.2016).
  4.      Azhgikhin S. G., Marchenko M. N. Creating of the project image in the process of developing advertising images. International Journal Of Applied And Fundamental Research. — 2015. — № 2 — URL:www.science-sd.com/461–24927(15.01.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): рабочее место преподавателя, помещение, требование, предпроектный анализ, рабочее место учащихся, учебное помещение, учебный процесс, гигиенический параметр микроклимата помещений, оптимальная реализация, эпизодическое пользование.


Похожие статьи

Основные методы разработки дизайна мультимедийных презентаций в учебном процессе

Этапы технологии разработки стратегии развития вуза

Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза

Перспективная структурно-информационная модель конструкторской подготовки производства

Основные понятия и принципы системного управления технико-экономическим развитием предприятия

Содержание и пути подготовки бакалавров педагогики к проектной деятельности

Основные подходы к организации системы экономической безопасности ГБУ ВПО (вуза)

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе

Похожие статьи

Основные методы разработки дизайна мультимедийных презентаций в учебном процессе

Этапы технологии разработки стратегии развития вуза

Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза

Перспективная структурно-информационная модель конструкторской подготовки производства

Основные понятия и принципы системного управления технико-экономическим развитием предприятия

Содержание и пути подготовки бакалавров педагогики к проектной деятельности

Основные подходы к организации системы экономической безопасности ГБУ ВПО (вуза)

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Системный подход при реализации модульного обучения в вузе

Задать вопрос