Проблема эффективности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (6) июнь 2009 г.

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Ковалевский, А. Н. Проблема эффективности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов / А. Н. Ковалевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 6 (6). — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/archive/6/465/ (дата обращения: 16.12.2024).

Формирование колористического видения  декоративной живописи - одна из важнейших задач обучения на художественно-графических и дизайнерских факультетах вузов. Статья посвящена проблеме эффективности обучения живописи при обучении студентов художественно-графических факультетов. Уровень овладения живописным пониманием колорита, видение цвета, тоновых отношений, передача различных состояний освещения, также  во многом определяет качество подготовки будущих специалистов. Проблема между представлением идеального преподавания колорита в декоративно-прикладном искусстве и дизайне, а также возможностями формирования и развития (воспитания) личности в реальных условиях высшего педагогического образования никогда не потеряет своей актуальности потому, что сколько существует людей на земле, столько и мнений. Необходимо лишь заострять внимание студентов на особо важных или оригинальных решениях, поскольку учащиеся должны опираться не только на физиологическое зрение, а также на внутреннее.

   В своей педагогической деятельности преподавателю  приходится преодолевать ряд противоречий: между необходимостью творческого развития и недостаточностью сформированных у студентов важнейших личностных качеств, присущих художникам и педагогам, как самостоятельность, активность, настойчивость в достижении поставленной цели и других креативных черт характера.

   Специфика подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении педагогическому мастерству, но и в воспитании художников-профессионалов, способных к самостоятельной творческой работе. Овладение живописным мастерством невозможно без изучения колорита, как наиболее выразительного и эмоционального средства живописи, активно участвующего в построении художественного образа. А так же невозможно без воспитания особого видения окружающего мира, связанного непосредственно с цветовым восприятием окружающей действительности, цветовыми представлениями и эстетическим отношением к изображаемому. В своей работе я стараюсь рассматривать видение колорита как совокупность процессов цветоощущения, подчинения и взаимосвязи цветов между собой.

Колорит представляет собой систему цветовых отношений художественного произведения, включает в себя цветовую гармонию, несет предметный смысл, имеет художественную содержательность. Большой вклад в разработку теории колорита внесли русские и советские художники, и теоретики искусства: С. Петрушевский, Г. Щегаль, Н.Н.Волков, К.Ф. Юон, Б.В. Йогансон.  Так как колорит и колористическое видение тесно связаны с цветом и его восприятием, то понимание этих проблем невозможно без знания данных  различных областей наук о цвете.

Поскольку понимание и видение колорита в декоративно-прикладном искусстве и дизайне в условиях различного характера освещения неразрывно связаны и формируются в процессе деятельности человека, поэтому так важно объединение в целостную систему теории, и методики формирования умений передачи характера размещения, расстояния и цветовых гамм  освещения и включение их в практику работы с натуры.

Если же студента в самом начале постигает какая-либо неудача, надо обязательно заставить его искать наиболее приемлемый выход.

В этой связи для целенаправленного формирования умений у студентов располагать предметы, так, чтобы они были взаимосвязаны и дополняли друг друга, передачи света, цвета и тени, я обратился к трудам известных ученых, внесших значительный вклад в педагогическую науку и отечественную методику преподавания художественных дисциплин таких как Н.Н.Ростовцев, А.Д.Алехин, Г.В.Беда, А.В.Триселев, Е.В.Шорохов, А.А.Унковский, А.П.Яшиухин, С.Е.Игнатьев, Шабанов и др. В своей работе я опираюсь на научные изыскания данных ученых.

Итак, в аспекте данной проблемы необходимо, на мой взгляд, найти такие приемы, способы и методические подходы, способствующие формированию умений передачи различного рода преподавания колорита в декоративно-прикладном искусстве и дизайне, которые помогут начинающему художнику с первых шагов заявить себя, как личность.

Таким образом, в организации учебного процесса в области декоративно-прикладного искусства и дизайна у студентов возникает много вопросов как в области теоретического, так и методического его обеспечения.

Далее, следует вспомнить о практике преподавания колорита в декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Наброски и односеансовые краткосрочные этюды на состояние в природе  были положены в основу композиционного и колористического решения  многосеансовых этюдов.  Затем были выполнены подробные рисунки с натуры и только после этого студенты приступали к выполнению основного  этюда рассчитанного на 2-3 сеанса по три часа в день. На старших курсах студенты могли работать одновременно  над двумя или тремя мотивами (утро, день, вечер) сравнивая расположенность предметов друг от друга и их теневую зависимость. Организация учебных занятий и требования программы  позволяли студентам самостоятельно  выбирать мотив и выразительное состояние природы для изображения. Завершалась пленэрная  практика выполнением итоговой колоритной композиции по мотивам  места проведения пленэра.

Поскольку зрительное восприятие в условиях очень сильного и очень  слабого освещения обеспечивает лишь часть рецепторов, то есть, концентрация работающих рецепторов на сетчатке становится невысокой, то и детали предметов видны плохо. Яркости освещения объектов, при которых рецепторы теряют свою восприимчивость, называются порогами зрительного восприятия.

Вот тут важно определить способность каждого студента заглядывать за край того, что ты видишь. И, порой, обычный пейзаж вдруг под колористическим взглядом студента превращается в нечто удивительное, красивое и неповторимое.

Необходимо учитывать под каким ракурсом, и с какого места художник осматривает композицию. Зрительное восприятие будет работать много сильнее, когда найден необходимый ракурс. Это всегда влияет на конечный результат работы художника.

 

На это обратить внимание следует в первую очередь, потому как разноплановость культурных слоёв изначально принесёт ненужный хаос в обучении студентов различных вузов. Важно делать упор на личностное участие каждого обучаемого.

Перед преподавателем всегда возникает проблема эффективности педагогической системы. Исходя из принципа её природосообразности, большинство резервов повышения этой эффективности берется из сферы психологической. Во всяком случае, элемент психологии обязательно должен быть учтён.

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значе­ние двух дидактических принципов: учета возрастных особенностей студентов и осуществления воспитания на основе индивидуально­го подхода. Личностный подход, лежащий в основе построения содержания образования, понимается как опора на качества личности. Ценностные ориентации, жизненные планы, направлен­ность личности, связаны с возрастом и индивиду­альными особенностями. Принцип личностного подхода требует, что­бы преподаватель:

1) изучал и хорошо знал индивиду­альные особенности темперамента, черты характера, вкусы, привычки студентов;

2) умел диагностиро­вать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, интересы, установки;

3) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовос­питания;

4) развивал самостоятельность, инициативу, самодея­тельность воспитанников, не столько руководил, сколько уме­ло организовывал и направлял их деятельность.

       При личностном подходе учет возрастных и индивидуаль­ных особенностей приобретает новую направленность. Активность, стремление к са­мостоятельности должны быть продуманно организованы педаго­гом. Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспи­танников из-за уменьшения с воз­растом пластичности нервной системы, нарастания психологи­ческой сопротивляемости внешнему воздействию.

       В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться педагогу, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамен­та. Некоторые преподаватели полагают, что индивиду­альный подход требуется лишь по отношению к «трудным» студентам. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться  неблаговидные мотивы и мысли. Подо­зревать в этом никого и никогда не следует, но внимание не­обходимо уделять всем.

 

Мотивация подхода к обучению, личная инициатива и самостоятельность студентов приобретают важнейшую роль в деле формирования и развития творческой личности художника – педагога.

Каждый художник-преподаватель обязан анализировать свои методы обучения и отмечать какие аспекты играют большую роль для понимания аудиторией, а какие можно и отложить.

В области изобразительной деятельности художник выступает как самостоятельный творец, основываясь на собственное понимание задач и смысла искусства, на личное восприятие окружающей действительности. Проблема самостоятельности  является наиболее актуальной и приобретает принципиальное значение. Включение в студентах личного интереса, скажем, в выборе ракурса, игре светотени, выразительности колорита и т.д., принесёт ощутимые результаты, так как личностный стимул всегда влиял положительно.

В процессе обучения важны научная обоснованность в изложении основополагающих вопросов теории, последовательность в овладении методами и приемами передачи характера освещения и соответствующая расположенность предметов.

 

Для успешного индивидуального развития студентов преподавателю необходимо разумное сочетание методических форм и методов педагогического воздействия, допустим, вызов индивидуального решения ученика в подборе колорита для создаваемого образа, и тут же разбор положительных и отрицательных мест в принятом решении.

В заключение хотелось бы сказать, чтобы каждый преподаватель колорита в декоративно-прикладном искусстве и дизайне, не забывал обращать внимание на индивидуальный подход к каждому учащемуся, а также заострять внимание на расположенность предметов в композиции и отыскивать необходимый угол зрения, который поможет студентам правильно воспринимать творческую среду.   

 

 

 

 

Используемая литература:

 

1. Аксёнов Ю.Г., Левидова М.М.  Цвет и линия. М., 1986.
2. Алексеев С.С.  О колорите. М., Искусство, 1962.
3.       Беда Г.В.  Тоновые и цветовые отношения в живописи. М., 1964.

4.      Мадьцева Ф.С.. Мастера русского пейзажа. М.: Издательский дом «Искусство», 2002.

5.      Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

6.       Гегель В.Г. Энциклопедия философских наук.  М., Наука, 1966.

 

Основные термины (генерируются автоматически): декоративно-прикладное искусство, студент, зрительное восприятие, личностный подход, видение колорита, дизайн, колористическое видение, обучение студентов, окружающая действительность, расположенность предметов.


Задать вопрос