Идеи интеграции приобрели огромное методологическое значение в современной науке, с данных позиций осмысливаются процессы, происходящие в мире в целом, в отдельных странах, социальных общностях и институтах. Тенденция к целостному взгляду на многообразие мира проявились еще в древности в контексте различных философских учений, и нашли свое наиболее полное воплощение в рамках холистического подхода, в идеях космизма и философско-эстетической рефлексии. Интеграционные схемы лежат также в основе системного подхода.
Образование, отражая процессы на всех уровнях социальной жизни, также осмысливает свои реалии в контексте категориальной оппозиции «Интеграция — разобщенность». Так в основе гуманитарно-аксиологического подхода в образовании также лежат интегративные процессы. Актуальны и методологические разработки современного холистского представления о человеке в контексте универсума (К.Уилбер, Д.Бом, К.Прибрам и другие представители трансперсональной психологии.). В рамках развития трансперсональной психологии разработано несколько моделей «нового образа человека». Наиболее известной из них является модель целостности мира как всеобъемлющего движения Д.Бома согласно которой, реальности представляет собой целое, неделимое, нечленимое единство, лежащее в основе универсума. Оно предопределяет и материю, и сознание, поставляет исходный материал для всевозможных явлений и событий, порождает, поддерживает и управляет всеми процессами по средствам непрерывной связи с глубинными структурами единого. Рассматривая проблему восстановления утраченной целостности в системе человек — природа, представители этой научной школы ищут ответы на следующие вопросы:
Какой системы ценностных представлений требует возможность восстановления целостности?
Каким может оказаться образ человека, отвечающего требованиям целостности?
Как и в каком направлении может быть расширено представление человека о самом себе?
Интегративные процессы, характерные для современного мира проанализированы в исследованиях А. Лиферова, который фиксирует три основных тенденции:
- Огромное ускорение всех социокультурных перемен в современном мире. С ним, в частности, связано растущее несоответствие между развитием образования и общим уровнем культурного и технического окружения. Нарушилась веками сложившаяся система передачи опыта и традиций. Ныне каждое новое поколение имеет все меньше возможностей перенять от предшествующего опыт и навыки труда и жизнедеятельности. При стремительном сокращении сроков внедрения в практику новейших достижений науки и техники эти навыки становятся во многом ненужными. Разрыв между развитием образования и потребностями общества не сокращается, а возрастает.
- Актуализация современных глобальных проблем человечества. С ними связано не только зарождение в общественном сознании духа «алармизма», тревоги за судьбу земной цивилизации, но и осознание того, что человеческое сообщество нуждается в принципиально иных подходах к образованию и воспитанию новых поколений.
- Наличие общих для большинства стран мира тенденций и проблем, проявляющихся в самой системе образования. Масштабы и всеобъемлющий характер этих проблем и явлений придают им по сути глобальный характер. Господствовавшие в мировом образовании в последние два столетия технократические и сциентистские тенденции во многом предопределили его нынешний кризис. Линейный, детерминистский подход к природе и технике способствовал развитию у людей фрагментарного восприятия действительности, утрате способности предвидеть, адекватно и комплексно оценивать глобальные экологические, цивилизационные, образовательные кризисы.
При этом интегративные процессы в педагогической реальности характеризуются по отношению:
к человеку, формируя интегральные свойства и характеристики личности;
к картине мира, которая самым непосредственным образом обуславливает построение содержания образования;
к содержанию образования, начиная с концептуальных посылок и заканчивая конкретным учебным материалом;
к обучению, обеспечивая актуализацию новых механизмов познания, создавая инновационные формы и методы освоения учебной информации.
Проблема интеграции содержания образования является сложной, многомерной как по отдельным ее аспектам, так и по концептуальному пониманию самой сущности интеграции в школьном образовании. В настоящее время существует множество подходов к пониманию целей интеграции, её задач, механизмов осуществления, а так же способов, типов, форм, уровней и т.д.
Так вопрос об уровнях интеграции содержания образования является принципиальным в определении отношения различных авторов к самому понятию интеграции в образовании. Некоторые считают, что интегративным может быть любое содержание, включающее элементы знаний из различных областей, а другие, что интегративное содержание должно непременно представлять некую самостоятельную целостность, основываясь на определенных, свойственных лишь ему принципах.
Например, М.Н. Берулава, выделяя три уровня интеграции содержания, к самому низкому уровню относит уровень межпредметных связей, ко второму — дидактический синтез, а третий характеризуется целостностью, завершающейся формированием новой учебной дисциплины. О.А. Яворук пытается подойти к проблеме уровня интеграции с позиции смыслового анализа терминов «интегрированный» и «интегративный», анализируя особенности словообразования и словоупотребления, отмечая при этом, что различные научные школы придают этим словам различные оттенки лексического значения. Б.Г. Комиссаров определяет интегратизм как научно-познавательное направление, в центре внимания которого находятся такие специфические черты организации как системный характер и иерархическая структура. В исследованиях Т.В. Мухлаевой раскрывается вопрос об объектной интеграции знаний в курсе «Естествознание» на основе логики и методологии научного познания, где под объектом понимается некоторое явление действительности взятое во всей своей многогранности и полноте.
Таким образом целостное изучение какого-либо объекта может быть достигнуто лишь при концентрации знаний о всех его сторонах в рамках единой науки (в образовании — учебного предмета), т. е. в рамках объектной интеграции знаний. Однако утвердившиеся в образовательной системе узкодисциплинарный подход, резкое обособление двух компонент образования: естественнонаучной и гуманитарной, препятствуют формированию целостного взгляда на предметы и явления окружающей действительности. Исходя из сказанного, разработка и внедрение в образовательную практику различных технологий и подходов, основанных на идеях интеграции знаний, на современном этапе развития системы образования становится одной из самых актуальных педагогических задач.
Литература:
- Бойков А.Е. Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе обж (5 класс) / А.Е. Бойков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 10-16.
- Буйнов Л.Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л.Г. Буйнов, Л.П. Борисова, Л.И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68-70.
- Глазников Л.А. Применение кортексина для повышения статокинетической устойчивости человека / Л.А. Глазников, Л.Г. Буйнов, Г.А. Рыжак Г.А., В.Х. Хавинсон // Медицинский академический журнал. 2002. Т. 2. № 3. С. 91-98.
- Сорокина Л.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л.А. Сорокина, Д.В. Сухоруков, Е.В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 111-114.
- Сорокина Л.А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л.А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 114-116.
- Сорокина Л.А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л.А. Сорокина, Л.Г Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59-60.
- Сухоруков Д.В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38-42.