Авторы: Митрофанова Инна Алексеевна, Бегачева Юлия Ивановна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 15.01.2016

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Митрофанова И. А., Бегачева Ю. И. Налоговый механизм активизации инновационной деятельности предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 552-554.



 

В статье обоснованы направления использования ускоренной амортизации и налогового кредита для стимулирования инновационной деятельности предприятий; рассмотрен зарубежный опыт использования методов налогового стимулирования в инновационной деятельности; определены основные виды налоговых стимулов, используемых в зарубежных странах.

Ключевые слова:налоговые льготы, инновационная деятельность, налоговое стимулирование, ускоренная амортизация, налоговый кредит.

 

Разработка и внедрение комплекса мер государственного регулирования, направленных на поддержку инновационной деятельности, является важной предпосылкой развития экономики. Особая роль в реализации этой стратегической задачи принадлежит эффективному использованию методов налогового стимулирования.

В условиях проведения глобальных налоговых реформ возникает необходимость непрерывного развития теоретических и практических аспектов налогового стимулирования инновационной сферы. Это обусловливает необходимость выбора наиболее эффективных направлений стимулирования инновационной деятельности.

В мировой практике стимулирования инновационной активности используются прямые и непрямые методы.

Прямое стимулирование предусматривает выделение бюджетных средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Непрямое стимулирование осуществляется с помощью предоставления отсрочек по уплате налогов, налоговых льгот, льгот по налогу на прибыль и других видов налогового стимулирования.

Зарубежный опыт использования методов налогового стимулирования показывает, что в последние годы происходит переход от прямого государственного финансирования инновационной деятельности предприятий к непрямым методам, основанным на использовании налоговых рычагов. Так, если в 2005 г. прямое государственное финансирование составляло в среднем 7 % расходов предприятий по сравнению с 11 % в 1995 г. [1].

В последние годы возросло количество стран, осуществляющих налоговое стимулирование инноваций. Так, в 2008 г. 21 страна, которая является членом ОЕСD, предоставляла налоговые льготы предприятиям, внедряющим инновации (по сравнению с 18 странами в 2004 г. и 12 — в 1995 г.) [1]. Благоприятная инновационная среда создается в государствах различными путями. Например, Канада и Нидерланды применяют режим налогового стимулирования по отношениям к малым предприятиям. Бразилия, Индия, Южная Африка и Китай создают конкурентоспособную налоговую среду для инновационной деятельности [2, 5].

Для оценки созданных в стране налоговых стимулов для внедрения инноваций в мировой практике чаще всего применяется показатель налоговых льгот [3]. Значение показателя свидетельствует о внедрении государством значительного количества эффективных стимулов для инновационной деятельности.

Налоговые льготы как часть механизма налогового регулирования, включающего различные формы, виды и инструменты, призваны способствовать увеличению (при прочих равных условиях) прибыльности хозяйствующих субъектов, росту объема их собственных финансовых ресурсов. Наибольшие потенциальные возможности для регулирующего воздействия на темпы, масштабы и направления инвестиционной деятельности содержат прямые налоги, среди них может быть выделен налог на прибыль организаций.

Комплексный подход к расчету налога на прибыль и формированию затрат в части амортизационных отчислений представляет эффективный метод налогового стимулирования. Использование этого метода позволяет увеличить размеры собственных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, которые могут быть использованы для обеспечения дальнейшего укрепления инвестиционного потенциала и обеспечения инновационного развития.

Налоговые льготы для предприятий существовали до 2002 г., но, в конечном итоге, эта льгота была отменена снижением ставки налога на прибыль организаций и введением новой амортизационной политики.

Уровень налоговой нагрузки постепенно снижался, а также отменен налог с продаж с целью реализации мер по снижению налоговой нагрузки на экономику. В определенной степени эти меры способствовали соответствующему росту вложений собственных средств предприятий в инвестиционно-инновационную деятельность.

С 1 января 2002 г. инвестиционная льгота по налогу на прибыль предприятий и организаций отменена, однако был введен новый механизм начисления и использования амортизационных отчислений. Действующая в настоящее время амортизационная политика все еще недостаточно используется в налоговом регулировании российской экономики. Если в промышленно-развитых государствах доля амортизационных отчислений в суммарной величине объемов финансирования инвестиций в основной капитал составляет в среднем до 65 %, то в России она составляет не более 20 % [4].

В связи с этим представляет актуальность повышение инвестиционной активности и обновления основных фондов на основе эффективной амортизационной политики. Включение амортизационных отчислений, как и других издержек производства, в состав затрат способствует уменьшению размера прибыли плательщиков налогов и, соответственно, уменьшению суммы уплачиваемого ими налога на прибыль организаций. В отличие от других издержек производства и обращения амортизационные отчисления превращаются в дополнительный источник финансовых ресурсов налогоплательщика. При этом целевое предназначение указанных финансовых ресурсов — обновление основных фондов, внедрение технических и технологических нововведений.

В тоже время особое значение имеет закрепление на нормативном уровне требований к нововведениям, на которые может распространяться льгота по ускоренной амортизации. При уменьшении доходов бюджетной системы по налогу на прибыль организаций должно приниматься во внимание то, что требуется гарантия государства в отношении дополнительно полученных налогоплательщиками финансовых ресурсов, которые должны быть использованы на цели усиления инновационно-инвестиционной деятельности.

В связи с этим, при исчислении и уплате налога на прибыль организаций, актуальным является включение в затраты предприятий амортизационных отчислений, которые фактически направлены на финансирование инвестиций.

Указанные средства целесообразно использовать не только на прямые инвестиции в основной капитал, но и на создание проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Особое значение в стимулировании внедрения инноваций, кроме амортизационных отчислений и целевых налоговых льгот, имеет использование предприятиями инвестиционного налогового кредита.

В связи с этим подчеркнем, что мировой опыт применения инновационных налоговых кредитов показывает — механизм его предоставления предусматривает не отсрочку налогового обязательства по налогу на прибыль на более поздний срок (что приведет к необходимости уплаты по окончанию выполнения инвестиционного (инновационного) проекта значительной суммы платежей в бюджет и значительно влияет на финансовое состояние инновационно активного предприятия), а уменьшение суммы начисленного налога на определенный процент — от 4 до 30 % от объема расходов на инновации и (или) от 20 до 50 % от их прироста в среднем за определенный период времени.

Таким образом, зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности показывает, что происходит постепенный переход от прямого государственного финансирования инновационной деятельности предприятий к непрямым методам их стимулирования. Это требует применения новых и усовершенствования существующих механизмов налогового стимулирования инноваций. В связи с этим совершенствуется налоговый инструментарий стимулирования инноваций, создается благоприятная и конкурентоспособная налоговая среда для инвестиций в инновационную деятельность.

Анализ отечественных предпосылок стимулирования инновационной деятельности показывает, что для активизации инновационной деятельности предприятий особое значение имеют использование таких налоговых льгот, как амортизационная политика и налоговый кредит.

Совершенствование налоговых стимулов инновационной деятельности будет способствовать переходу отечественных предприятий на инновационный путь развития.

 

Литература:

 

  1.                OECD Science, Technology and Industry Outlook, 2008. [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org.
  2.                OECD Science, Technology and Industry Scoreboard, 2009. [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org.
  3.                Warda J. An Update of R&D Tax Treatment in OECD Countries and Selected Emerging Economies, 2008–2009. [Электронныйресурс]. Режимдоступа: http://www.oecd.org.
  4.                Иванов, Н. П. Пути активизации инвестиционно-инновационной деятельности современного предприятия / Н. П. Иванов, И. А. Митрофанова, А. Б. Тлисов // Региональная экономика. Юг России. 2015. № 1. С. 124–130.
  5.                Митрофанова, И. А. Компаративный анализ налоговых систем РФ, США и КНР / И. А. Митрофанова, А. Б. Тлисов // Молодой ученый. 2015. № 8. Ч. 6. С. 573–577.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационной деятельности, налогового стимулирования, амортизационных отчислений, стимулирования инновационной, стимулирования инновационной деятельности, инновационной деятельности предприятий, прибыль организаций, налоговых льгот, методов налогового стимулирования, финансирования инновационной деятельности, налогового стимулирования инновационной, государственного финансирования инновационной, стимулирования инновационной активности, направлений стимулирования инновационной, финансовых ресурсов, поддержку инновационной деятельности, опыт стимулирования инновационной, предпосылок стимулирования инновационной, инновационной деятельности предприятия, стимулирования инноваций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос