Тематический апперцептивный тест: к вопросу о возможности модификации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.01.2016

Статья просмотрена: 949 раз

Библиографическое описание:

Гречко, А. А. Тематический апперцептивный тест: к вопросу о возможности модификации / А. А. Гречко, В. В. Хныкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 624-628. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24895/ (дата обращения: 19.10.2024).

 

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — методика, составляющая золотой фонд психодиагностики [1; 2; 4]. Тест был разработан в начале 1930-х в Гарварде Генри Мюрреем и Кристианой Морган и впервые описан ими в 1935 году. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил в монографии Г. Мюррея «Исследование личности» (1939 г.), окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году. Однако, в настоящее время использование классического стимульного материала вызывает значительные трудности у практикующих психологов.

В нашем более раннем исследовании [3] мы обосновывали необходимость модификации стимульного материала для работы с подростками, имеющими нарушения интеллекта. Проведенный нами опыт «осовременивания» первой картины из классического набора (мальчик со скрипкой) вызвал интерес у практикующих специалистов и его результаты могут быть взяты на вооружение современными исследователями.

В продолжение начатой работы по созданию современного пакета стимульного материала для ТАТ, нами была предпринята попытка видоизменения картины с кодовым обозначением 3BM (см. рисунок 1).

Согласно замыслу разработчиков теста, картина используется в работе с мужчинами от 14 лет [1, с.55]. В оригинальном варианте на ней изображена скорчившаяся фигура неопределенного пола (скорее всего, мальчика), рядом с которой на полу лежит револьвер. Однако, на основе личного опыта и опроса большого количества профессионалов и А. Хартман и Л. Беллок считали эту картину одной из наиболее информативных и включали ее в базовый набор обследования как мужчин, так и женщин [там же, с.60]. Наше желание осовременить указанную картину связано именно с этим. Картина является значимой при выявлении проблем агрессии, в частности, аутоагрессии, а также депрессивных переживаний и суицидальных намерений, что является крайне важным на современном этапе.

C:\Users\Вадим\Desktop\TAT3_BM.JPG

Рис. 1.

 

В ходе обсуждения вариантов для возможного изменения мы пришли к выводу, что в качестве инвариантной части должно остаться:

                    положение фигуры в пространстве (скорчившись возле кушетки);

                    наличие предмета, ассоциирующегося с опасностью, риском для жизни;

                    ахроматичность изображения.

Вариативность изображения была представлена рядом признаков:

                    физические параметры моделей (рост, телосложение);

                    одежда, обувь, элементы драпировки;

                    расположение потенциально опасного предмета относительно фигуры.

Для сохранения известной степени неопределенности на обновленных изображениях не видна мимика моделей, минимизировано предметное окружение.

Фотосъемка проводилась на зеркальный фотоаппарат CanonE650 на объектив с фокусным расстоянием 55–250 mm. Обработка фотографий производилась в графическом редакторе AdobePhotoshopCS6.

Используя метод экспертной оценки, мы сформировали итоговый пакет фотоизображений. Наиболее удачными были отобраны фото, представленные на рисунках 2–4

Рис. 2.

 

Рис. 3.

 

Рис. 4.

 

Для того, чтобы убедиться в успехе проделанной нами работы, мы предложили эти фото 40 студентам 2–4 курсов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению. Им было предложены рассмотреть изображения и выделить среди них наиболее приемлемую для составления истории, рассказа. Лидером среди фотографий по общей выборке респондентов стало изображение скорчившейся фигуры рядом с которой лежит пистолет (рисунок 2).

Следует отметить, что в ходе более детальной обработки полученных данных мы пришли к выводу о том, что возраст студентов имеет значение при оценке качества нового стимульного материала. Так, студенты заочного отделения (более старшего возраста) часто отдавали предпочтение исходной картине (рисунок 1). В то время, как молодежь выбирали исключительно модифицированные изображения, отдавая предпочтение фотографии, где скорчившаяся фигура лежит рядом с телефоном (рисунок 4). Это говорит о близости проблемы, затронутой на фотографии, к данной возрастной категории респондентов.

Считаем важным особо остановиться на описании указанного фото, на котором нами изначально задано направление развития истории. Данный вариант стимульной картины имеет довольно четкую предысторию: девушка болезненно переживает отсутствия «лайков», то есть знаков одобрения каким-либо ее действиям со стороны окружающих. Названный элемент несколько обужает смысловое пространство возможной проблематики, но имеет прямое отношение к часто встречающимся переживаниям среди молодежи.Мы посчитали возможным до такой степени конкретизировать и даже утрировать проблему, ставшую сверх актуальной для нынешнего молодого поколения.

Мы считаем, что у ТАТ с обновленным стимульным материалом имеется большой потенциал в диагностике. Приглашаем к обсуждению всех заинтересованных лиц, надеемся получить конструктивные предложения по представленному материалу. Адрес для отзывов svfspp@mail.ru.

 

Литература:

 

  1.                Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест [Текст]/ Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2000. — 254 с.
  2.                Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии [Текст]/ С. Я. Рубинштейн. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с.
  3.                Хныкина В. В. Тематический апперцептивный тест: особенности использования на современном этапе [Текст] / В. В. Хныкина, А. А. Гречко // Молодой ученый. — 2015. — № 13. — С. 753–757.
  4.                Чебарыкова С. В. Феноменология типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности: автореф. дисс.... канд. психол. наук: 19.00.10. — Москва, 2005. — 22 c.
  5.                Чебарыкова, С. В. Взаимодействие в системе «студент-преподаватель вуза гуманитарного профиля» как модель организации педагогического общения [Текст] / С. В. Чебарыкова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 82–84.
Основные термины (генерируются автоматически): скорчившаяся фигура, изображение, картина, материал, рисунок.


Задать вопрос