Измерение настроения индивидов для оценки психоэмоционального состояния коллектива | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (44) сентябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 953 раза

Библиографическое описание:

Левченко, В. В. Измерение настроения индивидов для оценки психоэмоционального состояния коллектива / В. В. Левченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 9 (44). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/44/5324/ (дата обращения: 22.12.2024).

Данная методика относится к профессиональной психодиагностике и может быть использована для оценки я-концепции и индивидуальных особенностей как у взрослого человека, так и у ребёнка. Технический результат заключается в обеспечении высокой валидности за счёт конвертации и последующей контаминации данной методики с психодиагностическим трафаретом.

Ключевые слова: я-концепция, психодиагностика, тест.


Working out concerns the professional to psycho diagnostics and can be used for an estimation of the I-concept and specific features both at the adult person, and at the child. The technical result consists in maintenance high reliability for the account of converting and the subsequent contamination the technique with a psycho diagnostic cliché.

Key words: I-concept, psycho diagnostics, test.


В современных динамичных социально-экономических условиях более половины россиян в возрасте 15-25 лет состоят в неформальных объединениях, которые можно по ряду признаков разделить на две основные группы:

  1. позитивные объединения:

  • «зелёные»;

  • просоциальные;

  • художественно-культурные (музыкальные фаны, коллекционеры-любители и пр.);

  1. негативные объединения:

  • религиозные (сатанисты);

  • радикальные (скинхеды);

  • ретретистско-бунтарские (по образу жизни – панки, готы, хиппи и пр.).

И если «позитивные» объединения вписываются в существующие социальные нормы, то «негативные» осуждаются обществом. Само образование таких объединений и их распад происходят по алгоритму «4-ение»: «нетерпение-выпадение-сопротивление-возвращение». Первоначально, предоставленные самим себе, подростки пытаются абстрагироваться от существующих порядков, незаметно переходя от культурной социальной среды к контркультурной. Не имея прочного положения в обществе, являясь «классовой прослойкой», молодые люди переходят в инчертумное (от лат. incertum - неопределённый) бесструктурное состояние, толкающее их к самоорганизации. Подобный юношеский максимализм школьников-неформалов сохраняется и на первом-втором курсах вуза, но по мере взросления студенты возвращаются в ту социальную среду, из которой некогда «выпали». Поначалу неформальная атрибутика сменяется полуспортивным стилем одежды, на смену которому со временем приходит полуклассика и классика – полуделовой и деловой стили.

В июле 2012 года автором был проведён опрос представителей неформальных объединений Москвы (всего 600 респондентов в возрасте 16-23 лет, 346 юношей и 154 девушки). Опросник состоял из пятнадцати вопросов, определяющих черты того или иного неформального объединения: «Какую музыку Вы предпочитаете слушать?», «Как Вы проводите свободное от учёбы (работы) время?» и т.п. По результатам данного опроса была составлена приблизительная структура современных неформальных объединений г.Москвы:

  • спортивные неформальные объединения (спортивные фаны, скейтеры и др.) 39%;

  • рэпперы 16%;

  • металлисты 13,1%:

  • "скинхэды" 12,5%;

  • панки 7%;

  • рокеры 6,4%;

  • хиппи 3,5%;

  • готы 1,1%;

  • гопники 0,9%;

  • неформальное меньшинство (сквотеры, мажоры и т.п.) 0,5%.

Такая неоднородность объясняется наличием большого количества свободного времени (по результатам проведённого опроса - до 6 часов в сутки) и ограниченностью организационно-массовых мероприятий со стороны государства. Именно формализация неформальных объединений способствует снижению криминогенной обстановки в молодёжной среде. Несмотря на существующие молодёжные трудовые организации, продолжающие традиции макаренковских трудовых объединений (например, МЦФПВ, образованный в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.12.2004г.), существует множество социально-педагогических проблем, связанных с необходимостью изменения подхода к воспитанию молодёжи трудовых объединений в современных условиях. Для информационного общества многие педагогические методики советской школы, видевшие социальную значимость педагогической работы в формировании профессиональных черт личности ребёнка как потенциального работника, становятся неактуальны. Выражение выступавшего против обращения с детьми как с материалом С.Т. Шацкого: «Дети – работники будущего»[1, с.1] в зените советской власти было понято буквально. Это связано не с вырождением рабочего класса как такового [2, с.12], а прежде всего, с пренебрежением к необходимости индивидуальной заинтересованности подростка в выбранной деятельности.

2,7% опрошенных затруднялись ответить в среднем на девять вопросов из пятнадцати. Подобная динамика показывает нам наличие «случайных» участников в неформальных молодёжных объединениях. Это объясняется отсутствием достаточного жизненного опыта, попытками найти своё место в социуме. Отсюда можно вывести формулу расчета девиации в молодёжной среде:

,

где:

Давно уже известно, что «отрицательное влияние чувствований на наши восприятия и суждения… усиливается в том случае, когда чувство достигает значительной интенсивности» [3, 212].

«Удовлетворённость работой» есть эмоционально-психологическое отношение работника к осуществляемой трудовой деятельности, складывающееся из конгруэнтности конечного результата трудовой деятельности эндогенным потребностям индивида, основывающихся на ряде субъективных качеств, таких как пол, возраст, статус, трудовой стаж, интеллектуальные способности и т.п.

На данный момент существует множество тестовых опросников, по «расшифровкам» которых можно узнать особенности «чувств» того или иного трудового коллектива по целому ряду психодиагностических показателей. Некоторые психологи считают, что объём теста прямо пропорционален его валидности. Но на самом деле подобные методики дают лишь «скан» конкретной ситуации определённого периода. К тому же не все тестируемые соглашаются добровольно потратить час-полтора на психодиагностику. Единственным экспресс тестом для диагностики настроения и общей удовлетворённости работой является американский «физиономический тест Кунина». Однако практическое его применение выявляет ряд недостатков, самый существенный из которых – гендерно-возрастная специфика изображённой «физиономии» - лица зрелого мужчины. Не все женщины способны адекватно оценить своё эмоциональное состояние, «примеряя» на себя мужской образ.

Для унификации подобной диагностики был разработан тест ПТЛ (психодиагностический тест Левченко).

Материал: 6 цветных психодиагностических трафаретов, 6 карточек с изображением типов эмоций, бланки протоколов теста.

Психодиагностические трафареты заслуживают более подробного описания. Они могут быть использованы для выявления индивидуально-типологических различий. Существующий аналог психодиагностики, известный как "восьмицветный тест Люшера" характеризуется невысокой надёжностью, а также лишен подкрепления результатов другими методами диагностики. Подобные недостатки выявляются при тестировании, например, параллельном "потенциального суицидника" и обычного "идейного фанатика", выбирающих цветовое сочетание чёрного и жёлтого по различным мотивам: из-за автоагрессии в первом случае и возникших ассоцияциях (сочитание напоминает националистический флаг) - во втором. В изобретении эта проблема решается путём соединения "теста Люшера" с "тестом Деллингера" в виде цветового трафарета проективной методики психодиагностики.

Описание: психодиагностический тест Левченко относится к экспресс тестам и применяется для диагностики я-концепции и общего настроения при оценке уровня удовлетворённости учёбой/работой в конкретной ситуации. Тест отличается универсальностью при тестировании смешанных групп (мужчин и женщин).

Процедура проведения: психолог зачитывает инструкцию. В процессе тестирования он вносит в протокол напротив порядкового номера тестируемого литеру карточки и номер трафарета, выбранных диагностируемым.

Интерпретация настроения:

    1. - - - (очень плохое);

    2. - - (плохое);

    3. – (пониженное);

    4. + (уравновешенно-хорошее);

    5. + + (очень хорошее);

    6. + + + (повышенный оптимизм).

Интерпретация индивидуальных особенностей (выбор психодиагностического трафарета):

  1. жёлтый трафарет круга – беспрепятственное распространение, весёлость, заинтересованность в доброжелательных межличностных отношениях;

  2. зелёный трафарет треугольника – желание повысить уверенность в себе, стремление к лидерству, честолюбие;

  3. красный трафарет многоугольника – возбудимость, энергичность, креативность, потребность в стимулирующей деятельности;

  4. тёмно-синий трафарет прямоугольника – спокойствие, пытливость, смелость;

  5. коричневый трафарет овала – лёгкий эгоизм, вербальная раскрепощённость;

  6. чёрный трафарет квадрата – усердие, эмоциональная выносливость, потребность в уюте.

Инструкция: Вы видите перед собой шесть карточек с изображением типов эмоций. Выберите карточку, взгляд на которой наиболее соответствует Вашему настроению на данный момент. Также перед Вами лежат шесть цветных рамок. Наложите наиболее понравившуюся на выбранную карточку.

Рис.1. Виды трафаретов

Рис. 2. Типы эмоций на карточках


Рис. 3. Форма протокола


Данная методика может быть использована не только в высших учебных заведениях, но и на предприятиях или в фирмах – от эмоционального состояния индивида может зависеть работоспособность всех субъектов деятельности.


Литература:

  1. Шацкий С.Т. Дети – работники будущего. – М., 1922.164 с.

  2. Епишева Л. Можно ли возродить Россию без рабочего класса? // Тюменские известия – 2009. - № 166. – С.14

  3. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. Л., 1925. 325 с.

  4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб: Питер, 2001.-752с.

  5. Кэррол Э. Изард, Психология эмоций/ Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000 г. -464 с.


Основные термины (генерируются автоматически): объединение, тест, изображение типов эмоций, методика, молодежная среда, психодиагностический тест, психодиагностический трафарет.


Похожие статьи

Психологические условия развития творческих способностей социального работника

Оценка эмоционально-личностного состояния женщин в послеродовом периоде

Определение соционического типа студента с целью повышения эффективности преподавания иностранного языка

Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи

Социокультурные интерпретации феномена популярности личности

Содержательные особенности педагогической модели развития эмоциональной устойчивости будущего учителя

Эмпатийные сопереживания в контексте ценности личности

Экспериментальное исследование особенностей развития акмеологической компетенции преподавателей профессионального колледжа

Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента вуза

Ценности и их влияние на формирование личности

Похожие статьи

Психологические условия развития творческих способностей социального работника

Оценка эмоционально-личностного состояния женщин в послеродовом периоде

Определение соционического типа студента с целью повышения эффективности преподавания иностранного языка

Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи

Социокультурные интерпретации феномена популярности личности

Содержательные особенности педагогической модели развития эмоциональной устойчивости будущего учителя

Эмпатийные сопереживания в контексте ценности личности

Экспериментальное исследование особенностей развития акмеологической компетенции преподавателей профессионального колледжа

Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента вуза

Ценности и их влияние на формирование личности

Задать вопрос