Анализ возможности развития приграничных и трансграничных торгово-экономических отношений Республики Тыва | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 21.12.2015

Статья просмотрена: 311 раз

Библиографическое описание:

Дамдын, О. С. Анализ возможности развития приграничных и трансграничных торгово-экономических отношений Республики Тыва / О. С. Дамдын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 342-345. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24643/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

Одним из приоритетных направлений государственной политики является комплексное развитие Сибири, Севера и Дальнего Востока. На сегодняшний день экономика Сибири, Севера и Дальнего Востока развивается в соответствии с общими тенденциями социально-экономического развития Российской Федерации, но, несмотря на это, темпы экономического развития остаются ниже среднероссийских.

В последние годы государство начало уделять особое внимание развитию Сибири, Севера и Дальнего Востока, в частности разработан и реализуется комплекс мер социально-экономического характера. Тем не менее, существует дифференциация в условиях, потенциалах, темпах экономического развития этих территорий по сравнению с другими территориями Российской Федерации, поэтому комплексное развитие Сибири, Севера и Дальнего Востока должно учитывать специфику данных территорий, а это предполагает выявление преимуществ, определение проблем и поиск путей их решения.

Сибирь, Север и Дальний Восток обладают необходимыми ресурсами. Преимущества этого региона связаны, прежде всего, с сырьевой базой — разработкой, добычей и использованием природных ресурсов (недро- и ресурсопользование, лесная и рыбная промышленность, топливно-энергетический комплекс).

Проблематика, тормозящая развитие Сибири, Севера и Дальнего Востока представлена, прежде всего, неразвитостью инфраструктур — социальной, транспортной, энергетической. Из-за неразвитости инфраструктуры сдерживается реализация проектов горнорудной промышленности и инвестиционная активность данных регионов соответственно очень мала.

Для решения данных проблем, на наш взгляд, необходимо установить на территории Сибири, Севера и Дальнего Востока особые режимы благоприятствования (установление особых налоговых и таможенных режимов, способствующих развитию местного бизнеса), создать особые условия инвестирования в экономическую сферу (создание особых экономических зон), увеличить долю крупной перерабатывающей промышленности социальной сферы (сервиса, туризма и образовательных услуг).

Основным направлением развития Сибири, Севера и Дальнего Востока в приграничных регионах в условиях глобальных вызовов XXI века является взаимное выгодное сотрудничество с соседними государствами в области реализации транспортных проектов (для развития пограничных территорий России с Китаем, Монголией и Кореей и развитие транспортной инфраструктуры в части Сибири, Севера и Дальнего Востока как необходимого условия экономического роста и сотрудничества регионов) и путем создания на территории Российской Федерации совместных предприятий в области промышленности, энергетики и сельского хозяйства.

Таким образом, регионы Сибири, Севера и Дальнего Востока являются стратегически значимыми и в условиях глобальных вызовов XXI века рывок в экономическом развитии страны нужно осуществлять через преимущественное развитие этих территорий.

Приграничная территория это часть территории административно-территориальной единицы государства, административная граница которой совпадает с линией государственной границы государства [1].

Преобразования в современном мире, связанные с процессами взаимосвязи, взаимозависимости и глобализации, сильно меняют представление о границе, которое сложилось раньше, и приводит к отказу от упрощенного рассмотрения границ и приграничных территорий. Пограничные территории России в настоящее время имеют исключительно значимую роль в процессе межгосударственного сотрудничества, так как оно стало главной особенностью современных международных связей из-за того, что именно на границе напрямую пересекаются многие жизненно важные проблемы государств — социальные, экономические и внешнеполитические.

То есть, приграничное взаимодействие оказывает содействие: сближению людей живущих на пограничных территориях, формированию наиболее допустимых условий для торговли и экономического преуспевания регионов.

В основном, ключевой ресурс приграничных территорий и главный фактор, обуславливающий их специфику, заключается в географическом положении. Развитие приграничных территорий Сибири и Забайкалья это процесс, который должен поднять производительные силы региона на новый уровень. К сожалению, большинство приграничных регионов остаются территориями ограниченного действия рыночных законов, не привлекательными для инвестиций и развития трансграничной торговли.

В обстановке многочисленности пограничных регионов России их функционирование и стабильное развитие как территориальных и административных единиц, экономических и социальных систем имеет стратегическое важное значение для страны, поэтому стимулирование развития приграничных территорий должно стать одним из направлений федеральной региональной политики.

Таким образом, рывок в экономическом развитии страны можно и нужно осуществить через преимущественное развитие пограничных территорий.

Многие российские пограничные регионы до сих пор отстают в сфере развития социально-экономических и производственных отношений, а также транспортной и приграничной инфраструктуры. В силу большой удаленности от центра и слабой транспортной освоенности пограничные территории Сибири, Севера и Дальнего Востока развивались еще более замедленными темпами. В связи с этим, проблематика развития приграничных территорий, их значение в процессе инновационно-ориентированноного развития являются одними из ключевых проблем в сфере международных отношений Российской Федерации. Для этого пограничные территории должны быть значимым объектом общестрановой региональной политики.

В такой большой стране как Россия, ее пограничные территории в идеале обязаны обслуживать транзитные потоки людей и товаров и привлекать вложения. При этом очевидно, что пограничные барьеры и ограничения снижают инвестиции и транспортную привлекательность примыкающих к границе территорий соседних государств.

Естественно, что в силу географических условий, некоторые пограничные территории России более развиты и являются так называемыми «точками роста» по сравнению с остальными приграничными районами, которые мы можем назвать «кризисными». Данным «кризисным» территориям необходима государственная помощь, так как региональные власти не имеют возможности справится со сложным комплексом задач (требующим существенного вложения дополнительных средств) своими силами. И только в силах государства смягчить эту ситуацию отталкиваясь из представлений территориальной справедливости и целостности страны. При этом, следует учитывать, что это территории общестранового значения, которые обслуживают общегосударственные интересы (внешние связи), а также потенциальные полюса роста (в перспективе в них должны сосредотачиваться производственные, материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы обеспечивающие эффективное пограничное сотрудничество).

Уже сейчас можно говорить о том, что значение пограничных территорий начинает возрастать в связи с тем, что повышение международной специализации и кооперирование производства формируют ситуации, в которых крупномасштабные производства различных государств выходят за пределы их национальных экономик и им приходится интегрироваться с другими национальными экономиками, создавая масштабные интеграционные группировки. Этот процесс создает благоприятные условия для развития экономики приграничного региона, способствует его инновационному развитию и активной внешнеэкономической деятельности.

Географическое положение Республики Тыва, которая является приграничной территорией, выдвигает ряд требований для их эффективного развития:

                    во-первых, это поиск и «вытягивание» потенциально конкурентоспособных отраслей, а также сочетание уровней развития сопредельных регионов (аймаков Моголии: Баян-Улгий, Завхан, Увс, Хувсгел) (в соответствии с уровнями развития выбираются и приемлемые формы сотрудничества и взаимоотношений);

                    во-вторых, развитие энергетической инфраструктуры, индустриализация территории республики как основного инструмента их эффективного развития, строительство новых и модернизация существующих производственных мощностей;

                    в-третьих, развитие транспортной инфраструктуры и логистики, так как налаживание экономических взаимосвязей невозможно без наличия надежного транспорта и выстраивания логических цепочек, в рамках которых может осуществляться приграничное сотрудничество;

                    в-четвертых, необходимость инвестиций (государственных и частных) для развития территории республики;

                    в-пятых, развитие человеческого потенциала (образования и науки в регионе);

                    в-шестых, сотрудничество по вопросам экологической безопасности.

Здесь следует учитывать, что развитие приграничных взаимодействий невозможно рассматривать изолированно, так как они сильнейшим образом зависят от общих тенденций развития отношений государства с соседними странами. Также необходимо, чтобы в области развития приграничной территории преобладали проекты пространственного планирования, устойчивого и инновационного развития.

Приграничным территория необходимы инвестиции — материальные и финансовые ресурсы, которые позволят провести структурное преобразование, направленные на развитие современных динамичных отраслей (для обеспечения высоких темпов роста региона), формирования высокоэффективного крупного хозяйственного комплекса (способного значительно расширить приграничное сотрудничество и быть узловой точкой во внешнеэкономических отношениях с сопредельными государствами).

Сотрудничество приграничных территорий Республики Тыва (Российская Федерация) и приграничных районов (аймаков) Баян-Улгий, Завхан, Увс, Хувсгел (Могнолия) должно строится на совместной разработке и реализации эффективного управления трансграничными, общественно-природными системами:

                    сохранять традиционную специализацию по снабжению страны уникальными материально-сырьевыми ресурсами — в отраслях традиционной специализации создавать обрабатывающие производства, нацеленные прежде всего на удовлетворение межрегиональных и внутрирегиональных потребностей;

                    развивать добывающие отрасли при комплексном использовании природных ресурсов (сырья) на базе максимальной переработки — это будет наиболее эффективным, поскольку продукция сырьевых отраслей приграничных регионов конкурентоспособна, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, и может представлять интерес с точки зрения экспорта;

                    развитие приграничной территории как транспортного узла, так как развитие территориально-хозяйственных системы зависит не только от обладания конкурентоспособными производствами, но и от формирования конкурентоспособных центров-узлов, которые должны эффективно управлять потоками и обменами на трансграничном рынке и активно позиционировать себя на внешних рынках.

Республика Тыва — располагает значительными запасами ликвидных природных ресурсов с высокой рентабельностью их освоения, но существует ряд проблем: 1) существующие производственные мощности необходимо модернизировать (также необходимо строительство новых); 2) слабо развита энергетическая инфраструктура; 3) необходимо развивать транспортную инфраструктуру.

Самым важным является развитие транспортной инфраструктуры. Строительство транспортной магистрали необходимо не только для внешнеэкономической торговли, оно еще свяжет республику с общероссийским рынком. Ведь именно слаборазвитость транспортной инфраструктуры является причиной низкого уровня разработки природных ресурсов в целом и промышленного производства в частности. Транспортная изолированность Республики Тыва от основных магистралей России и сопредельных государств в связи с отсутствием железнодорожного сообщения негативно сказывается на экономических показателях как самой республики, так и внешнеэкономической торговли с соседними странами.

 

Литература:

 

  1.                http://border.academic.ru/943/Приграничная_территория. Пограничный словарь.
  2.                http://hoope.ru/uchebnoe-posobie/problematika-razvitiya-prigranichnyh-territorii. Учебное пособие: Проблематика развития приграничных территорий.
  3.                http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovanija-processov-jekonomicheskogo-razvitija.html. Божко Л. Л. Теоретико-методологические основы исследования процессов экономического развития приграничных территорий.
  4.                http://dvforum.ru/2006/podrobno_Daydges.aspx?kod=134. Сыркин В. Экономический рывок немыслим без развития Дальнего Востока и Сибири. Тихоокеанская звезда, 27 июля 2006 г.
  5.                http://www.archipelag.ru/authors/artobolevsky/?library=2591. Артоболевский С. Приграничные территории Российской Федерации: что может и хочет государство?
  6.                http://m-economy.ru/issue.php?num=42. Дабиев Д. Ф., Лебедев В. И. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, территория, приграничная территория, развитие, Российская Федерация, транспортная инфраструктура, Тыва, ресурс, Север, внешнеэкономическая торговля.


Похожие статьи

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная...

Транспортная инфраструктура Дальнего Востока.

Дальний Восток занимает 36,1 % территории страны. Площадь региона составляет 6169,3 тыс. км², или около 36 % территории РФ.

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

На большей части территории, Дальнего Востока развитие получило оленеводство, а в Якутии — коневодство.

Выгоды от приграничной торговли.

Транспортная инфраструктура Дальнего Востока.

Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири

Сибирь, транспортная система, Россия, развитие, ресурс, Дальний Восток, транспортная инфраструктура, транспортный комплекс, экономическое развитие, вид транспорта.

Современное состояние приграничной торговли...

Развитие Дальнего Востока как территории, оторванной от европейской части России, стало возможным благодаря становлению приграничной торговли. Вопросы развития приграничного и межрегионального сотрудничества территорий Дальневосточного...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Ключевые слова: КНР, Российская Федерация, «Один пояс один путь», ОПОП

Один проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по Транссибирской

Но пока Фонд Шелкового пути особенно активно вкладывает инвестиции в проекты на территории РФ.

Проблемы Дальнего Востока и ТОСЭР как один из путей их...

Дальний Восток, Российская Федерация, территория, опережающее социально-экономическое развитие, опережающее развитие, Россия, ТОР, развитие, антикризисный план, создание условий.

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа

Доли территорий Дальнего Востока вобъеме внешнеторгового оборота.

Современное состояние приграничной торговли Дальневосточного федерального округа и Китая.

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока

Корпорация развития Дальнего Востока. [Электронный ресурс].

Внешнеэкономические связи приграничных регионов СЗФО — краткая сравнительная характеристика.

Перспективы развития Северного морского пути...

Разработка основных нефтяных и газовых месторождений Российской Федерации все более смещается в сторону прибрежных территорий и арктического шельфа: уже к

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для развития транспортной инфраструктуры.

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная...

Транспортная инфраструктура Дальнего Востока.

Дальний Восток занимает 36,1 % территории страны. Площадь региона составляет 6169,3 тыс. км², или около 36 % территории РФ.

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

На большей части территории, Дальнего Востока развитие получило оленеводство, а в Якутии — коневодство.

Выгоды от приграничной торговли.

Транспортная инфраструктура Дальнего Востока.

Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири

Сибирь, транспортная система, Россия, развитие, ресурс, Дальний Восток, транспортная инфраструктура, транспортный комплекс, экономическое развитие, вид транспорта.

Современное состояние приграничной торговли...

Развитие Дальнего Востока как территории, оторванной от европейской части России, стало возможным благодаря становлению приграничной торговли. Вопросы развития приграничного и межрегионального сотрудничества территорий Дальневосточного...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Ключевые слова: КНР, Российская Федерация, «Один пояс один путь», ОПОП

Один проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по Транссибирской

Но пока Фонд Шелкового пути особенно активно вкладывает инвестиции в проекты на территории РФ.

Проблемы Дальнего Востока и ТОСЭР как один из путей их...

Дальний Восток, Российская Федерация, территория, опережающее социально-экономическое развитие, опережающее развитие, Россия, ТОР, развитие, антикризисный план, создание условий.

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа

Доли территорий Дальнего Востока вобъеме внешнеторгового оборота.

Современное состояние приграничной торговли Дальневосточного федерального округа и Китая.

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока

Корпорация развития Дальнего Востока. [Электронный ресурс].

Внешнеэкономические связи приграничных регионов СЗФО — краткая сравнительная характеристика.

Перспективы развития Северного морского пути...

Разработка основных нефтяных и газовых месторождений Российской Федерации все более смещается в сторону прибрежных территорий и арктического шельфа: уже к

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для развития транспортной инфраструктуры.

Похожие статьи

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная...

Транспортная инфраструктура Дальнего Востока.

Дальний Восток занимает 36,1 % территории страны. Площадь региона составляет 6169,3 тыс. км², или около 36 % территории РФ.

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

На большей части территории, Дальнего Востока развитие получило оленеводство, а в Якутии — коневодство.

Выгоды от приграничной торговли.

Транспортная инфраструктура Дальнего Востока.

Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири

Сибирь, транспортная система, Россия, развитие, ресурс, Дальний Восток, транспортная инфраструктура, транспортный комплекс, экономическое развитие, вид транспорта.

Современное состояние приграничной торговли...

Развитие Дальнего Востока как территории, оторванной от европейской части России, стало возможным благодаря становлению приграничной торговли. Вопросы развития приграничного и межрегионального сотрудничества территорий Дальневосточного...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Ключевые слова: КНР, Российская Федерация, «Один пояс один путь», ОПОП

Один проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по Транссибирской

Но пока Фонд Шелкового пути особенно активно вкладывает инвестиции в проекты на территории РФ.

Проблемы Дальнего Востока и ТОСЭР как один из путей их...

Дальний Восток, Российская Федерация, территория, опережающее социально-экономическое развитие, опережающее развитие, Россия, ТОР, развитие, антикризисный план, создание условий.

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа

Доли территорий Дальнего Востока вобъеме внешнеторгового оборота.

Современное состояние приграничной торговли Дальневосточного федерального округа и Китая.

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока

Корпорация развития Дальнего Востока. [Электронный ресурс].

Внешнеэкономические связи приграничных регионов СЗФО — краткая сравнительная характеристика.

Перспективы развития Северного морского пути...

Разработка основных нефтяных и газовых месторождений Российской Федерации все более смещается в сторону прибрежных территорий и арктического шельфа: уже к

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для развития транспортной инфраструктуры.

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная...

Транспортная инфраструктура Дальнего Востока.

Дальний Восток занимает 36,1 % территории страны. Площадь региона составляет 6169,3 тыс. км², или около 36 % территории РФ.

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

На большей части территории, Дальнего Востока развитие получило оленеводство, а в Якутии — коневодство.

Выгоды от приграничной торговли.

Транспортная инфраструктура Дальнего Востока.

Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири

Сибирь, транспортная система, Россия, развитие, ресурс, Дальний Восток, транспортная инфраструктура, транспортный комплекс, экономическое развитие, вид транспорта.

Современное состояние приграничной торговли...

Развитие Дальнего Востока как территории, оторванной от европейской части России, стало возможным благодаря становлению приграничной торговли. Вопросы развития приграничного и межрегионального сотрудничества территорий Дальневосточного...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Ключевые слова: КНР, Российская Федерация, «Один пояс один путь», ОПОП

Один проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по Транссибирской

Но пока Фонд Шелкового пути особенно активно вкладывает инвестиции в проекты на территории РФ.

Проблемы Дальнего Востока и ТОСЭР как один из путей их...

Дальний Восток, Российская Федерация, территория, опережающее социально-экономическое развитие, опережающее развитие, Россия, ТОР, развитие, антикризисный план, создание условий.

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа

Доли территорий Дальнего Востока вобъеме внешнеторгового оборота.

Современное состояние приграничной торговли Дальневосточного федерального округа и Китая.

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока

Корпорация развития Дальнего Востока. [Электронный ресурс].

Внешнеэкономические связи приграничных регионов СЗФО — краткая сравнительная характеристика.

Перспективы развития Северного морского пути...

Разработка основных нефтяных и газовых месторождений Российской Федерации все более смещается в сторону прибрежных территорий и арктического шельфа: уже к

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для развития транспортной инфраструктуры.

Задать вопрос