Автор: Головач Екатерина Аркадьевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 23.12.2015

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Головач Е. А. Развитие самостоятельности воспитанников училища // Молодой ученый. — 2015. — №24.2. — С. 5-11.

 

Не уметь хорошо выражать своих мыслей

- недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей

- еще гораздо больший; самостоятельные

же мысли вытекают только из самостоятельно

же приобретаемых знаний. К.Д. Ушинский

 

Современный этап развития образования выдвигает на очередь дня задачу создания условий для личностного становления и личностного саморазвития, и развития самостоятельности кадет.

Саморазвитие – это процесс самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям.

К.А. Абульханова-Славская определяет процесс саморазвития личности как самостоятельное определение стратегии жизни. Она выделяет три признака наличия стратегии жизни:

− выбор основного для человека направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинение этапов, этот выбор может изменяться в течение жизни;

− решение противоречий жизни, препятствующих достижению целей и планов, в том числе и через создание тех условий, которых нет в наличии;

− творчество, созидание ценностей своей жизни, соединение потребностей со своей жизнью в виде особых ценностей.

Процесс саморазвития личности не может быть определен лишь построением личностью стратегии жизни, поэтому необходимо обратиться к другим педагогам и психологам, которые в своих исследованиях касались вопроса саморазвития личности.

А. Маслоу определяет саморазвитие личности как процесс самоактуализации. Самоактуализация принимается как «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности». Этот подход находит свое отражение в мотивационной сфере. Мы предполагаем, что процесс саморазвития необходимо рассматривать с учетом возрастных особенностей личности. Важную роль в саморазвитии играет самосознание подростка. Задача создания условий для саморазвития личности особенно актуальна в условиях образовательного учреждения интернатного типа, так как многие воспитанники находятся вне семьи, лишены семейного воспитания. Перевод воспитанников в режим активного личностного самосовершенствования, саморазвития может являться механизмом успешной социализации, развития самостоятельности воспитанников.

Для того чтобы процессы самосовершенствования, саморазвития и как следствие развитие самостоятельности, стали доминантными в психическом развитии воспитанников образовательного учреждения интернатного типа, в данном случае воспитанников Севастопольского президентского кадетского училища, необходимо выполнение следующего условия:

- применение разнообразных форм, методов и технологий для развития самостоятельности воспитанников.

В воспитательной работе применяются следующие формы, методы и технологии для развития самостоятельности воспитанников:

Метод проектов. Работа над проектами позволяет формировать и развивать целый комплекс умений: формулирование проблемы, обоснование ее практической значимости, выдвижение гипотез ее решения, поиск и сопоставление альтернативных решений, планирование работы, распределение обязанностей и т.д. Кадеты не только теоретически изучают тот или иной вопрос, но и приобретают практические умения и навыки, овладевают навыками коллективной деятельности и межличностного общения, которые будут полезны им в любой сфере деятельности. Кроме того, обязательные процедуры защиты проекта позволят воспитанникам демонстрировать навыки публичного общения, дискуссий, умение аргументировано отстаивать свою позицию. Таким образом, работа над проектами развивает у них целый комплекс умений и навыков, необходимых для дальнейшей социализации и самореализации, развития самостоятельности.

Организация проектной деятельности кадет предполагает создание дополнительных условий:

 педагоги и воспитанники должны быть обучены проектным технологиям (проводится работа методистов с педагогами и воспитателями училища по обучению организации проектной деятельности кадет);

 разработка тематики проектов, учитывающая интересы и потребности кадет;

 разработка графика проектных работ (в рамках месяца, недели, года);

 разработаны критерии объективной оценки проектов, с которыми ознакомлены кадеты;

 определены формы презентации проектных работ;

 тематика проектов разработана с учетом возрастных особенностей воспитанников. В течение учебного года кадеты принимали активное участие в различных проектах. Один из проектов «Столица нашей Родины - Москва и её значение в истории Отечественных войн», проект проходил г. Москва в Московском суворовском военном училище им. А.В. Суворова.

Центральный музей Великой Отечественной войны.

 

 

 

Экспонаты музея Русского военного костюма.

 

Музей Московского суворовского военного училища им. А.В. Суворова.

 

Георгиевский и Андреевский залы поразили своей красотой и торжественностью. И нас переполняла гордость, что именно здесь, чуть больше года назад, президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным были подписаны документы о возвращении Крыма и Севастополя в состав России.

 

 

Центральный музей вооруженных сил РФ.

 

Технология исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность — самостоятельная деятельность кадет, но воспитатель может управлять процессом появления и преодоления затруднений прогнозировать их появление. При определении задач и конкретных методических приемов осуществления педагогической поддержки мы исходим из индивидуальных особенностей кадет, осознания ими самими проблем и затруднений в исследовательской деятельности. Для этого необходимо развитие поисковой активности, готовности к принятию самостоятельных решений, овладение общей ориентировочной основой исследовательской деятельности, воспитания деловитости, самостоятельности и ответственности, предприимчивости и целеустремленности. В училище создано и успешно работает научное общество кадет, в состав которого входят кадеты, занимающиеся исследовательской деятельностью, готовятся к проведению научные конференции, где представляются результаты исследовательской деятельности кадет, обмен мнениями и опытом.

Технология личностно-ориентированного воспитания.

Мы рассматриваем КТД (Коллективное Творческое Дело) как личностно-ориентированную воспитательную технологию. Проведение праздников и мероприятий в традиционном ключе ограничивает поле самостоятельной деятельности воспитанников, так как мероприятия главным образом проектируются педагогами-организаторами и воспитателями, а кадетам отводится роль исполнителей.

В плане учебно-воспитательной работы запланированы и успешно реализованы мероприятия в режиме КТД.

http://cs620829.vk.me/v620829490/218a5/85qpldeBTsg.jpghttp://cs621928.vk.me/v621928490/5041/i3eSWY7tNs8.jpg

http://cs621626.vk.me/v621626490/23a2e/MzVDjTThug8.jpghttp://cs621626.vk.me/v621626490/23a38/wZtN8vpkoE0.jpg

http://cs621818.vk.me/v621818490/266b3/ntgyzHpzDEM.jpg

http://cs622518.vk.me/v622518490/2f233/X3wsJwn2IyA.jpghttp://cs622518.vk.me/v622518490/2f247/crpwPPW84XA.jpg

http://cs628122.vk.me/v628122490/1ac01/7B3D7eiWxXw.jpg

 

Технология «Портфолио»

Портфолио – это демонстрация личных достижений воспитанников, а также процесс осмысления этих достижений. Портфолио помогает создать целостную картину объективного продвижения воспитанника в той или иной области, сформировать у него навыки самоконтроля, самооценки, самостоятельности. Используя данную технологию, мы руководствуемся следующими принципами формирования портфолио:

 добровольность (кадет сам решает, какие материалы положить в папку, как структурировать материал);

 самостоятельность – кадет сам должен заботиться о наполнении папки материалами, но воспитатели оказывают помощь (напоминание о необходимости сборов, использование различных способов демонстрации этих достижений, стимулирование активности кадет);

 объективность (привлечение материалов о достижениях кадета не только из учебной деятельности, но и из учреждений дополнительного образования);

 систематичность сбора материалов;

 соблюдение культуры оформления документов (все материалы оформлены в едином стиле со ссылками на источники, если таковые использовались).

Технология воспитания в сотрудничестве.

Данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При воспитании в сотрудничестве достигаются удивительные результаты: кадеты становятся друзьями, партнерами. Деятельность сотрудничества развивает равенство воспитанника и воспитателя. Посредством данной технологии обстановка сотрудничества возникает в коллективе между администрацией, воспитателями и детским коллективом.

Большую роль для выстраивания партнерских взаимоотношений играет самоуправление. 5-6 класс в нашем училище являются начальным этапом для введения самоуправления. Перспективу развития ученического самоуправления мы видим в том, чтобы усилить его самодеятельный характер, сделать самоуправление площадкой детских инициатив. Органы самоуправления должны работать по принципу: каждое дело сами придумываем, сами выполняем и сами оцениваем. Для реализации этого принципа должна кардинально меняться позиция воспитателя: он должен сознательно передать инициативу воспитанникам, побуждая их к самостоятельной постановке целей, планированию и выполнению работы, а также анализу сделанного. Воспитатель в данном случае не руководит, не управляет, а лишь осуществляет поддержку, выполняя роль тьютора. При этом у кадет формируется компетентность самоменеджмента.

Рассмотрим формы организации воспитательной деятельности, способствующие развитию самостоятельности воспитанников:

- воспитание в процессе обучения;

- внеурочная деятельность;

- внутриклассная деятельность;

- межклассная деятельность;

- внеклассная деятельность;

- участие в работе творческих объединений;

- массовая, общеучилищная.

Все многообразие форм воспитательной работы, проводимой с кадетами в СевПКУ можно разделить на три группы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, митинги, часы классного руководства, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и др.);

2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции ДО, выставки и др.);

3) развлекательные формы (утренники и вечера, капустники и т.п.).

Все перечисленные формы воспитательной работы проводятся как на уровне училища, так и на уровне учебного курса и класса.

Известно, что самостоятельность человека развивается в процессе его адаптации к природным и социальным условиям. Особенно ценна она в тех экстремальных ситуациях, когда необходимо принимать самостоятельные решения, не ожидая помощи извне. Чтобы не бояться воды, надо уметь плавать, а чтобы научиться плавать - надо самому броситься в воду. Эта простая и давно известная истина, верно, раскрывает роль самостоятельного действия в адаптационных процессах, требующих усилий, напряжения, преодоления трудностей. Присвоенные и проверенные в собственном опыте знания снимают у человека состояние тревожности, неуверенности, беспокойства не только в учебном процессе, но и в отношениях с окружающими людьми, предметами, явлениями природы. Вот почему педагоги давно осознали необходимость воспитания у обучаемых самостоятельности, как свойства деятельности и как черты личности. Представленные и используемые нами в работе технологии, формы и методы позволяют развивать самостоятельность воспитанников. Однако, мы пришли к выводу, что в воспитании решить поставленные задачи можно, только используя определенным образом оформленное сочетание технологий, средств и методов, а не прямо применяя отдельные технологии, средства и методы.

 

Литература:

  1. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб.: Питер, 2006.
  2. Дебесс М. Подросток. – 20-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
  3. Малахова И.А. Развитие личности. Ч. 2. Художественно- творческая деятельность. Мн.: «Беларуская навука», 2003.
  4. Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика \ уч. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие / И.Ф. Харламов. – 3-е изд. – Мн.: Высш. шк., 2005.
  6. Селевко Г.К. Концепция самовоспитания.
  7. Куличкова С.А. Саморазвитие старшеклассников в лицее- интернате. Вестник СевКав ГТУ Серия «Гуманитарные науки» № 2(12) 2004.
  8. Ланцберг В. Концепция школы саморазвития Частная школа. 1997. № 3, № 4.
  9. Контаев С.С. Интернат как среда саморазвития.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельности воспитанников, развития самостоятельности воспитанников, саморазвития личности, развитию самостоятельности воспитанников, воспитанников суворовского училища, процесс саморазвития, самостоятельной деятельности воспитанников, воспитанников образовательного учреждения, воспитанников Севастопольского президентского, возрастных особенностей воспитанников, самостоятельность воспитанников, исследовательской деятельности, личных достижений воспитанников, процесс саморазвития личности, Перевод воспитанников, образовательного учреждения интернатного, целый комплекс умений, учетом возрастных особенностей, учреждения интернатного типа, стратегии жизни.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос