Авторы: Петухова Анжелика Валерьевна, Ярошенко Ольга Валентиновна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 23.12.2015

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Петухова А. В., Ярошенко О. В. Развитие самостоятельности кадет ПКУ // Молодой ученый. — 2015. — №24.2. — С. 39-42.



 

Как важно, чтобы в миг той немоты

за сильного тебя хоть кто-то принял,

за широтой своей душевной придал

тебе значение большее, чем ты!

Е. Евтушенко

В современном обществе особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у подростков личностных качеств,  необходимых для успешной самореализации. Как справедливо отмечает Е.И. Казакова: «в воспитательном процессе лидируют три «института»: семья, школа и общество (в целом). Однако не следует забывать, что, как и в образовательном процессе в целом, ведущая роль остается за самим ребенком, т.е. воспитание остается успешным только тогда, когда оно превращается в программу самовоспитания» [1, с. 39].

Попробуем разобраться что же включает в себя понятие такое самостоятельность? Для этого обратимся к энциклопедиям и словарям. В Психологической энциклопедии самостоятельность определена как «волевое качество личности, которое заключается в умении по собственной инициативе ставить перед собой цели, без посторонней помощи находить пути их достижения и выполнять принятые решения» [2, с. 424].

В словаре по социальной педагогике самостоятельность определяется как «обобщенное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение» [3, с. 368]. Анализируя данные источники можно сделать вывод, что понятия «самостоятельность» позволяет нам сделать вывод, что самостоятельность представляет собой волевое качество личности, которое характеризуется инициативным, критическим, ответственным отношением к собственной деятельности, умением планировать эту деятельность, ставить перед собой задачи и искать пути их решения без посторонней помощи, опираясь при этом на имеющиеся в собственном опыте знания, умения и навыки.

Современный мир достаточно сложен в отношении подростка, благодаря интернету, и доступности различных печатных изданий им становится доступен лёгкий доступ в «тайны взрослого мира». Однако у подростка ещё недостаточно сформированы чувство ответственности и самостоятельности, а также недостаточно духовной базы для правильного восприятия данной информации. Поэтому, подростки часто лишь демонстрируют свою взрослость, соединяя демонстративно взрослое поведение и высокий уровень инфантилизма, безответственности и неготовности к самостоятельным действиям.

Именно поэтому наше образовательное учреждение наряду с основными  задачами обучения и воспитания, имеет и другие – в частности, попытаться помочь нашим  кадетам разобраться в  сложившейся современной социальной ситуации развития. Помочь им положительно и с максимально возможной эффективностью разрешать возникающие возрастные противоречия между возникающим чувством взрослости и реальными возможностями отвечать за сделанный выбор, между развитием самосознания и возможностью самостоятельно решать возникающие вопросы.

Исходя из имеющегося опыта работы с семи- и восьмиклассниками, рассмотрим изучаемый вопрос согласно основным сферам проявления самостоятельности кадет в их учебной, вне учебной и бытовой деятельности:

Лабиринт Эмоциональная самостоятельность – обусловлена желанием избавиться от детской эмоциональной зависимости от родителей. С наступлением учебного периода дистанция между родителями и ребенком увеличивается – как физически, так и эмоционально (особенно для иногородних воспитанников отсюда появляется необходимость к эмоционально- чувственной само регуляции. Возникали совершенно полярные ситуации с отдельными кадетами, когда одни воспитанники вообще не считали нужным звонить, писать домой и приходилось заставлять их это делать; другие наоборот – в начале обучения некоторые кадеты оказались не готовы к данной стороне самостоятельной жизни и названивали родным и близким по любому поводу.

У некоторых кадет, не способных отделиться от своих родителей, могут наблюдаться депрессивные симптомы. Среди проявлений подростковой депрессии можно выделить следующие:

•   форма безразличия и апатии;

•   форма бунта против старшего поколения;

• форма самоотречения (отсутствие веры в самого себя и отказ от прогнозирования своего будущего);

• лабильная форма (колебания настроения, в основе которых лежат гормональные изменения).

Подростковая депрессия может скрываться за проблемным поведением в училище, гиперсексуальностью и асоциальным поведением кадета.

Для предупреждения подобных проблем в будущем, на наш взгляд, необходим комплексный подход к развитию эмоциональной самостоятельности: различные тренинги на стабилизацию эмоциональной сферы, проводимые педагогами  - психологами; классные часы, проводимые в ситуативно -игровой форме, на которых ребята смогут себя прочувствовать в различных ролях и ситуациях; и, конечно же, организация технических возможностей связи с родными и близкими людьми для каждого кадета (сотовый телефон, электронная почта, видеосвязь и т. д.). Помимо простого этого, воспитателям необходимо планировать и проводить мероприятия , на которых кадеты смогут рассказать свою точку зрения  и объяснить как они понимают  проявление человеческих эмоций и чувств – таких, как  счастье и горесть, забота и равнодушие, любовь и разлука, принятие и непонимание; тут же объяснять, например, почему на одну и ту же новость из дома (ожидаемое прибавление в семье, смерть родственника или признание в любви, измена девушки) два подростка - одноклассника реагируют совершенно по-разному.

Так же для развития эмоциональной самостоятельности очень важно личное отношение окружающих воспитанника взрослых к данной стороне его автономии. Если большинство окружающих его воспитателей, педагогов, тренеров и административных работников училища будет поддерживать положительные эмоциональные проявления, и осуждать – отрицательные, то воспитанник невольно и сам будет стремиться «к позитиву». В результате работы над развитием данного вида самостоятельности воспитанников были разработаны и проведены следующие воспитательные мероприятия: «я среди людей», «Познай себя», практикум по толерантности «Мы такие разные».

- Интеллектуальная самостоятельность – связана с происходящими кардинальными изменениями в интеллектуальной сфере подростков уже в начале переходного возраста. Основным «новообразованием» данного периода является способность к рассуждению.  В мышлении подростков часто отмечаются стремление к «мудрствованию», разрешению сложных философских проблем, склонность к фантазированию и вымыслам, а также к "отрицанию" всего услышанного. Воспитанники начинают более критично воспринимать то, что говорят и делают окружающие их взрослые.

В обучении перед подростками возникает новая задача: проникнуть в результате специально организованной познавательной деятельности в объективную сущность предметов действительности, понять закономерные отношения между ними. При этом очень часто сущность не совпадает с ее видимостью и то, что подросток узнает на уроке, может казаться ему противоречащим его непосредственному жизненному опыту. Иными словами, школьные знания подростка, в отличие от знаний ребенка, перестают быть только простой суммой новых сведений, новых представлений и понятий; со школьными знаниями подростка оказываются внутренне связанными и новые способы мышления, и новое познавательное отношение учащихся к действительности.

Что касается вне учебной жизни – кадеты начинают требовать обоснование необходимости выполнения задач, поставленных воспитателями или другими должностными лицами училища; более тщательно следят за распределением прав и обязанностей внутри классов и учебного курса; и часто ставят под сомнение необходимость и значимость проведения некоторых воспитательных мероприятий. Ещё более сложная ситуация складывается в тех классах, где имеются кадеты двух (а то и трех) различных годов рождения – так как кадет более младшего возраста может раздражать необходимость потери времени на доказательство педагогом-воспитателем или предметником какой-нибудь «прописной истины», а более старшим одноклассникам не нравятся безынициативность и «молчаливость» младших.

В любом случае, педагог должен осознавать причину подобных действий и вопросов кадет, понимать, что это не просто желание «проверить» его профессиональную компетентность или образованность, ну и, конечно же, самому знать возможные проблемные места изучаемого вопроса и быть готовым обосновать их правоту.

Лабиринт По своей сути, достижение человеком интеллектуальной автономии подразумевает развитие у него способности выносить свои собственные суждения, ведь человек начинает осознавать самого себя как личность, именно в процессе самостоятельного принятия решений; особенно в таких ситуациях, когда он чувствует ответственность за исход какого-то события, за последствия принятого им решения.  Поэтому для развития интеллектуальной самостоятельности, можно предложить такому кадету выполнить какой-либо проект (имеющий значимость для педагога, группы или класса), в котором чётко будет определена проблема, стоящая перед воспитанниками, и в результате – подвести его к самостоятельному исполнению и достижению результата.

Для развития данного вида самостоятельности кадет разрабатывались и проводились следующие воспитательные мероприятия: интеллектуально-познавательные игры «Тайны человеческого познания», «Талантливость и гениальность», «Битва титанов мысли», а также различные интеллектуальные головоломки, ребусы, шарады широкой тематики.

- Поведенческая самостоятельность – обусловлена стремлением подростка к обретению независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства предпринимать какие-либо самостоятельные действия, появляется так называемое "чувство взрослости". Чувство взрослости – это особая форма самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы все относились к нему как взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, может быть – учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. На вооружение берутся чисто внешние стороны взрослости: внешний облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в принятии решений. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя. Но малый жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям с взрослыми, порождают конфликты между ними.

В нашем случае, данный вид автономии изначально весьма ограничен, поскольку сама закрытость нашего учебного заведения определяет регламентированный распорядок каждого дня недели. Поэтому кадеты, в отличии от большинства своих сверстников, не имеют возможности самостоятельно организовывать свою учебную и вне учебной деятельности: например – прогулять занятия в школе, проспать до полудня или поиграть в компьютер всю ночь. Конструктивное развитие поведенческой самостоятельности, происходит в процессе выбора и посещения кадетом спортивных секций, факультативов, творческих мастерских, группы летней практики и т.п. Роль педагогов в данном случае заключается в грамотном и ненавязчивом сопровождении, наблюдении за этими процессами, отслеживании успехов или неудач воспитанника в том или ином виде деятельности. Если по объективным показателям кадет не добивается желаемого результата, педагог должен предложить попробовать какой-либо альтернативный вариант секции, мастерской и т. п., для предотвращения деструктивного развития данной автономии (отказ от всех занятий, «уход» в телевизор, компьютер и др.).

Если же стремление к поведенческой независимости принимает демонстративный характер: кадет не ходит никуда, аргументируя это тем что «всё это, ему ни интересно!»; тогда педагогам-предметникам, воспитателям, психологу необходимо провести комплекс совместных мероприятий по изучению жизненных представлений и целей подростка, его первичную профориентацию. В итоге, для развития данного вида самостоятельности воспитанников были разработаны и проведены следующие воспитательные мероприятия: беседа «Твоё любимое занятие», «Как вести себя в экстремальных ситуациях», бизнес - игра «Ярмарка вакансий», экскурсии и выезды на объекты и предприятия с целью профессиональной ориентации. Пространственная самостоятельность – наиболее ярко выраженная и проявляющаяся в стремлении подростков к уменьшению физического контакта с родителями, и к неприкосновенности своего личностного пространства (комната, тумбочка, персональный компьютер и т. д.). При неконструктивном развитии данного вида автономии, по окончании учебного периода некоторые воспитанники (особенно иногородние) при возвращении домой проявляли излишнюю отстраненность к родственникам, чем вызывали обиду и недоумение родителей, в том числе и в адрес училища. Для предупреждения подобных случаев в будущем, педагогам-воспитателям необходимо проводить тематические беседы как с воспитанниками, так и с законными представителями детей. В этом возрасте девиз «Буду как все!» меняется на противоположный «Не хочу быть как все!», и кадеты начинают демонстрировать свою и  проявлять свою индивидуальность. Они размещают в комнатах свои награды, плакаты, личные фотографии и т. п., и часто весьма резко реагируют на несанкционированное нарушение их личного пространства. И снова педагогам необходимо действовать сообща, прививая воспитанникам (и личным примером в том числе) правила и нормы этикета и грамотного межличностного общения. Для развития данного вида самостоятельности воспитанников были разработаны и проведены следующие воспитательные мероприятия: игровой практикум «Вместе мы команда!», спортивные игры на сплочение, игра «Кто здесь лишний?», совместные выходы в город, походы по туристическим тропам, создание совместных стенгазет и немалое количество индивидуальных бесед (в том числе с родителями).

Стратегия воспитателей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».

Подводя итоги, можно отметить, что стремление подростка к самостоятельности выражается чаще всего в стремлении избежать контроля взрослых; но в действительности они не желают полной свободы, поскольку полная свобода, предоставленная им в этот период будет восприниматься ими как отчуждение от семьи. Поэтому необходима комплексная   и целенаправленная работа педагогов, психологов и родителей по развитию самостоятельности кадет подросткового возраста. Именно такой подход принесет свои плоды в виде зрелого и самостоятельного старшеклассника, способного грамотно сделать свой профессиональный выбор и, возможно, готового к переходу на самоуправление.

 

Литература:

  1.                Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд./ под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб: Питер, 2004. – 592 с.
  2.                Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб: Питер, 2005. – 304 с.
  3.                Зеер Э. Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 2003. – 336 с.
  4.                Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
  5.                Казакова Е.И. Развивающий потенциал школы: опыты нелинейного проектирования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2013. – № 2. – С. 37-50
  6.                Психологическая энциклопедия /Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха – СПб., 2006.
  7.                Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. – М., 2002.
  8.                Андреева Л.А. журнал «Досуг в школе» №9, 2015. – 4 с.
  9.                Власова С. журнал «Все для классного руководителя» №9, 2015.с-2
  10.            Зыза А.Н. журнал «Все для классного руководителя» №9, 2015.с-38
  11.            Котко О.Н. журнал «Все для классного руководителя» №7-8, 2015.с-5
Основные термины (генерируются автоматически): следующие воспитательные мероприятия, вида самостоятельности воспитанников, эмоциональной самостоятельности, Чувство взрослости, качество личности, развития эмоциональной самостоятельности, классного руководителя», развитию эмоциональной самостоятельности, сферам проявления самостоятельности, развития интеллектуальной самостоятельности, журнал «Все, развитие поведенческой самостоятельности, развитию самостоятельности, социальной педагогике, социальной педагогике самостоятельность, Похожая статья, посторонней помощи, школьными знаниями подростка, школьные знания подростка, предупреждения подобных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос