Особое значение в образовательной системе придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты формирования личности ребенка.
В соответствии с современными требованиями развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы, что соответствует новым (ФГОС п. 3.3.4.)
Конструкторы LEGO (Education серии) идеально соответствуют этим требованиям, а также тематике сюжетно-ролевых творческих игр для детей дошкольного возраста, позволяют решать широкий круг учебно-игровых задач: отрабатывать пространственные понятия, развивать коммуникативные навыки и речь, развивать социальные навыки, получать начальные знания о жизни человеческого общества, мире животных, о работе устройств, о причинах и следствиях и многое другое через игровую деятельность.
LEGO — одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трех мерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Наборы LEGO зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причем этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки ребенка.
Так как именно в игре можно одновременно развивать тело ребенка, упражнять его внешние чувства, знакомить с окружающими людьми, миром природы, общественной жизнью, готовить к школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня форсированности у него сенсорных процессов, т. е. от того, насколько полно и точно воспринимает ребенок, окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются: достаточная тонкость и точность восприятия сенсорной информации, высокая сенсорная координация и двигательная умелость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, достаточное развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха и т. д.
Ядро педагогической системы, предположенной Фребелем, позволяющий пробудить «чувственный мир ребенка» и подготовить его к школьному обучению, составляло использование игр со специально разработанными «дарами» — игровыми предметами: деревянными шарами, кубиками, брусками, призмами, конусами. По мысли ученого, эти предметы должны были знакомить малыша со свойствами геометрических тел, вырабатывать пространственное воображение и умение соединять части в целое, давать первоначальные навыки конструирования. То есть все то, что позволяло обеспечить достаточный уровень развития его сенсорных процессов.
Со временем, заложенные выдающимся педагогом предметы, трансформировались и приобрели новое звучание благодаря появлению серии удивительных конструкторов датской фирмы LEGO. Это поразительно яркий, безопасный, трансформируемый и полифункциональный материал, предоставляет колоссальный простор для познавательно — исследовательской, социально — коммуникативной и игровой деятельности дошкольников.
Базовый набор LEGO, способный увлечь и объединить детей в возрасте от 3 до 7 лет. Изначально данный комплект был рекомендован разработчиками к использованию в практике работы с детьми старше пяти лет, но наш опыт свидетельствует о возможности и целесообразности его применения и при взаимодействии с детьми младшего дошкольного возраста. В комплект входят: белая плата — основание, фигурные детали четырех основных цветов, элементы с нарисованными глазами, платформа с колесами и дверью, четыре человечка в одежде разных цветов. Целесообразная продуманность комплектования продуманность комплектования набора обеспечивает взрослым большое разнообразие содержания, которое можно реализовать, имея в группе такие базовые комплекты.
Работа с детьми
Виды деятельности:
Самостоятельные игры-LEGO по замыслу, по схемам, по чертежам;
Дидактические игры;
Включение игр LEGO в интегрированные мероприятия, досуги;
Детские конкурсы LEGO-творчество;
Индивидуальные Игры-LEGO с педагогом;
Спонтанные и коллективные игры- LEGO.
Игровые упражнения для детей 3–7 лет.
Приведу небольшую подборку игровых упражнений для детей 3–7 лет, способствующих реализации различных образовательных областей ФГОС дошкольного образования. Эти упражнения мы используем в своей педагогической деятельности. Обращаю внимание, что конструктор LEGO является полифункциональным оборудованием, применение одних и тех же игровых упражнений способствует поли сенсорному развитию детей, поэтому предлагаемая классификация заданий по образовательным областям достаточна условна.
Познавательное развитие:
«Чудесный мешочек» («Найди такой же!», «Найди и назови!»)
Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную т тактильную память; познакомить с понятием «элемент», «деталь»; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.
«Найди пару!»
Цель: способствовать развитию зрительного и слухового восприятия; конкретизировать представления и форме предметов; продолжать формировать умение действовать по заданному образцу.
«Запомни и повтори ряд!»
Цель: развивать наблюдательность, зрительную память; познакомить с понятием «чередование элементов», «симметрия»; формировать умение действовать по заданному образцу.
«Что изменилось?» или «Чего не стало?» (3–7 лет)
Цель: развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами.
Социально-коммуникативное развитие:
«Светофор» (3–5 лет)
Цель: продолжать знакомить с правилами безопасного перехода через проезжую часть; развивать пространственную ориентировку, цвет восприятие.
«На дороге» (5–7 лет)
Цель: закреплять представления о правилах дорожного движения; побуждать создавать тематические постройки и обыгрывать их совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; способствовать пониманию конструктивных особенностей построек (устойчивая, неустойчивая, опасная и т. д.)
«Незнакомая собака» (3–5 лет)
Цель: познакомить с правилами поведения при встрече с уличными животными; сформировать представления об опасности взаимодействия с ними; проигрывать ситуации безопасных контактов с животными.
«Когда за дверью незнакомец» (5–7 лет)
Цель: познакомить с правилами безопасного поведения в ситуации, когда ребенок находится один дома и незнакомец звонит в дверь; развивать активную речь; воспитывать разумную осторожность поведения.
Речевое развитие:
«Выложи схему слова!»
Цель: формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные синим, согласные мягкие зеленым цветом; закреплять представления о понятиях «слово», «звук», «буква».
«Расскажи сказку!» (5–7 лет)
Цель: развивать связную речь, формировать умение составлять сюжетный рассказ в логической последовательности, используя три структурные части повествования (зачин, развитие действия, концовка); развивать воображение и словесное творчество детей.
Литература:
- Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. — 2009;
- Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М.: Гардарики, 2008;
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001;
- Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. — М;
- Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. — 2006;
- ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. — М.: ИНТ, 1998. –150 с;
- Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3–7 лет // Дошкольное воспитание. — 2007;
- Селезнёва Г. А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) — М., 2007.
- Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников. Учебно-методическое пособие. — СПб: Детство-Пресс, 2003.