Конструкторы Lego как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.12.2015

Статья просмотрена: 1816 раз

Библиографическое описание:

Шкарупова, О. В. Конструкторы Lego как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы / О. В. Шкарупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1055-1058. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24381/ (дата обращения: 22.12.2024).

 

Особое значение в образовательной системе придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты формирования личности ребенка.

В соответствии с современными требованиями развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы, что соответствует новым (ФГОС п. 3.3.4.)

Конструкторы LEGO (Education серии) идеально соответствуют этим требованиям, а также тематике сюжетно-ролевых творческих игр для детей дошкольного возраста, позволяют решать широкий круг учебно-игровых задач: отрабатывать пространственные понятия, развивать коммуникативные навыки и речь, развивать социальные навыки, получать начальные знания о жизни человеческого общества, мире животных, о работе устройств, о причинах и следствиях и многое другое через игровую деятельность.

LEGO — одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трех мерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Наборы LEGO зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причем этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки ребенка.

Так как именно в игре можно одновременно развивать тело ребенка, упражнять его внешние чувства, знакомить с окружающими людьми, миром природы, общественной жизнью, готовить к школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня форсированности у него сенсорных процессов, т. е. от того, насколько полно и точно воспринимает ребенок, окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются: достаточная тонкость и точность восприятия сенсорной информации, высокая сенсорная координация и двигательная умелость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, достаточное развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха и т. д.

Ядро педагогической системы, предположенной Фребелем, позволяющий пробудить «чувственный мир ребенка» и подготовить его к школьному обучению, составляло использование игр со специально разработанными «дарами» — игровыми предметами: деревянными шарами, кубиками, брусками, призмами, конусами. По мысли ученого, эти предметы должны были знакомить малыша со свойствами геометрических тел, вырабатывать пространственное воображение и умение соединять части в целое, давать первоначальные навыки конструирования. То есть все то, что позволяло обеспечить достаточный уровень развития его сенсорных процессов.

Со временем, заложенные выдающимся педагогом предметы, трансформировались и приобрели новое звучание благодаря появлению серии удивительных конструкторов датской фирмы LEGO. Это поразительно яркий, безопасный, трансформируемый и полифункциональный материал, предоставляет колоссальный простор для познавательно — исследовательской, социально — коммуникативной и игровой деятельности дошкольников.

Базовый набор LEGO, способный увлечь и объединить детей в возрасте от 3 до 7 лет. Изначально данный комплект был рекомендован разработчиками к использованию в практике работы с детьми старше пяти лет, но наш опыт свидетельствует о возможности и целесообразности его применения и при взаимодействии с детьми младшего дошкольного возраста. В комплект входят: белая плата — основание, фигурные детали четырех основных цветов, элементы с нарисованными глазами, платформа с колесами и дверью, четыре человечка в одежде разных цветов. Целесообразная продуманность комплектования продуманность комплектования набора обеспечивает взрослым большое разнообразие содержания, которое можно реализовать, имея в группе такие базовые комплекты.

Работа с детьми

Виды деятельности:

          Самостоятельные игры-LEGO по замыслу, по схемам, по чертежам;

          Дидактические игры;

          Включение игр LEGO в интегрированные мероприятия, досуги;

          Детские конкурсы LEGO-творчество;

          Индивидуальные Игры-LEGO с педагогом;

          Спонтанные и коллективные игры- LEGO.

Игровые упражнения для детей 3–7 лет.

Приведу небольшую подборку игровых упражнений для детей 3–7 лет, способствующих реализации различных образовательных областей ФГОС дошкольного образования. Эти упражнения мы используем в своей педагогической деятельности. Обращаю внимание, что конструктор LEGO является полифункциональным оборудованием, применение одних и тех же игровых упражнений способствует поли сенсорному развитию детей, поэтому предлагаемая классификация заданий по образовательным областям достаточна условна.

 

Познавательное развитие:

«Чудесный мешочек» («Найди такой же!», «Найди и назови!»)

Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную т тактильную память; познакомить с понятием «элемент», «деталь»; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.

«Найди пару!»

Цель: способствовать развитию зрительного и слухового восприятия; конкретизировать представления и форме предметов; продолжать формировать умение действовать по заданному образцу.

«Запомни и повтори ряд!»

Цель: развивать наблюдательность, зрительную память; познакомить с понятием «чередование элементов», «симметрия»; формировать умение действовать по заданному образцу.

«Что изменилось?» или «Чего не стало?» (3–7 лет)

Цель: развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами.

 

Социально-коммуникативное развитие:

«Светофор» (3–5 лет)

Цель: продолжать знакомить с правилами безопасного перехода через проезжую часть; развивать пространственную ориентировку, цвет восприятие.

«На дороге» (5–7 лет)

Цель: закреплять представления о правилах дорожного движения; побуждать создавать тематические постройки и обыгрывать их совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; способствовать пониманию конструктивных особенностей построек (устойчивая, неустойчивая, опасная и т. д.)

«Незнакомая собака» (3–5 лет)

Цель: познакомить с правилами поведения при встрече с уличными животными; сформировать представления об опасности взаимодействия с ними; проигрывать ситуации безопасных контактов с животными.

«Когда за дверью незнакомец» (5–7 лет)

Цель: познакомить с правилами безопасного поведения в ситуации, когда ребенок находится один дома и незнакомец звонит в дверь; развивать активную речь; воспитывать разумную осторожность поведения.

Речевое развитие:

«Выложи схему слова!»

Цель: формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные синим, согласные мягкие зеленым цветом; закреплять представления о понятиях «слово», «звук», «буква».

«Расскажи сказку!» (5–7 лет)

Цель: развивать связную речь, формировать умение составлять сюжетный рассказ в логической последовательности, используя три структурные части повествования (зачин, развитие действия, концовка); развивать воображение и словесное творчество детей.

 

Литература:

 

  1.      Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. — 2009;
  2.      Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М.: Гардарики, 2008;
  3.      Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001;
  4.      Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. — М;
  5.      Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. — 2006;
  6.      ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. — М.: ИНТ, 1998. –150 с;
  7.      Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3–7 лет // Дошкольное воспитание. — 2007;
  8.      Селезнёва Г. А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) — М., 2007.
  9.      Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников. Учебно-методическое пособие. — СПб: Детство-Пресс, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): LEGO, заданный образец, ребенок, представление, схема слова, умение, форма предметов, школьное обучение.


Похожие статьи

Метод проектов как средство формирования исследовательских умений и навыков обучающихся

Lego-конструирование как средство познавательного развития в инновационном пространстве дошкольного образования

Рефлексивное взаимодействие как средство предупреждения нежелательных про-фессиональных рисков у будущего олигофренопедагога

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших подростков на уроках английского языка

Учебный элемент «Создание и форматирование списков» как эффективное дидактическое средство обучения при освоении информационных технологий

Педагогическая технология «дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся

Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Анкетирование как технология организации корпоративных мероприятий

Обучение через игровое исследование: неалгоритмизированные исследовательские задачи по формированию культуры исследовательской деятельности

Сетевое сообщество школ как средство диссеминации современных образовательных технологий

Похожие статьи

Метод проектов как средство формирования исследовательских умений и навыков обучающихся

Lego-конструирование как средство познавательного развития в инновационном пространстве дошкольного образования

Рефлексивное взаимодействие как средство предупреждения нежелательных про-фессиональных рисков у будущего олигофренопедагога

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших подростков на уроках английского языка

Учебный элемент «Создание и форматирование списков» как эффективное дидактическое средство обучения при освоении информационных технологий

Педагогическая технология «дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся

Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Анкетирование как технология организации корпоративных мероприятий

Обучение через игровое исследование: неалгоритмизированные исследовательские задачи по формированию культуры исследовательской деятельности

Сетевое сообщество школ как средство диссеминации современных образовательных технологий

Задать вопрос