Ни для кого не секрет, что мы живем и развиваемся в постоянно меняющемся мире. Современному обществу на различных уровнях приходится решать большое количество проблем во все сферах жизни и деятельности и каждая из них заслуживает внимания и тщательного анализа. Мы бы хотели затронуть вопрос о проблемах, возникающих в процессе межкультурной коммуникации, существующих барьерах усложняющих ее и о реакции молодежи на происходящие события.
История России это история многочисленных народов и культур, проживающих на ее территории. Наше государство является самым многонациональным в мире. Пример предшествующих поколений свидетельствует о воспитании в духе уважения и стремления сохранить традиции, обычаи и самобытность его народов. Однако, взаимоотношения между различными нациями, этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером — тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности, где особое место занимала молодежь.
Нынешняя молодежь является носителем характеристик, присущих только ей. И в силу этого фактора, именно она наиболее быстро реагирует на социальные и политические изменения, которые происходят в государстве и на международном уровне. Молодежь замечает то, что ей кажется несправедливым, то, что не совпадает с ее личным мнением, часто навязанным псевдогероями с экрана телевизора, страниц журналов и газет.
Даже чувство национального превосходства, можно рассматривается как фактор, оказывающий содействие агрессии и экстремизму, ведущий к развитию нетерпимости против других народов: разделение «своя», «чужая» культура приводит к возникновению идеологии антагонизма, что в дальнейшем приводит к стереотипным представлениям, зачастую крайне негативным; национальная безопасность отходит на задний план, а господство над другим народом становится основополагающей целью.
В настоящее время Российская Федерация нуждается в полиэтнических школах, которые направлены на воспитание таких духовных и нравственных качеств и ценностей, как ответственность, целеустремленность, сопереживание, чувство долга перед родителями (семьёй), друзьями, государством. Именно данные школы, проверенные временем, несущие в себе традиции толерантного и гуманного воспитания и образования, является востребованными и актуальными в 21 веке.
По мнению Анцупова А. Я., основная доля актов нетерпимости и насилия происходит не в общеобразовательных учреждениях, а за пределами учреждений, там, где подростки проводят большую часть времени и начинают заводить социальные отношения. Из этого следует, что средние общеобразовательные учреждения, ВУЗы, и центры дополнительного образования являются так называемыми «горячими точками» агрессии, но так, же все эти вышеперечисленные учебные заведения, выступают в виде арены для реализации антинасильственных программ.
Исходя, из этих данных появляется необходимость более пристального внимания к молодежи, которая обусловлена следующими причинами:
- агрессивное поведение с ярко выраженными чертами этнической, расовой и религиозной нетерпимости возникает на разных этапах индивидуализации личности, и если данное поведение оставить без должного внимания то, оно может, закрепиться и усугубиться по мере взросления ребенка. А это значит, чем раньше начнётся работа с моделями агрессивного поведения, то шанс избежать агрессии со стороны отдельного индивида во взрослой жизни значительно увеличивается;
- наиболее опасные формы насилия распространённые в подростковой среде наносят вред большему количеству людей.
Одной из главных причин непонимания культурами друг друга, являются так называемые барьеры общения. Если общение это процесс, то и барьеры общения есть не что иное, как процессы, имеющие разную глубину проникновения в структуру личности, ткань общения во взаимодействии представителей разных этносов и религиозных течений. В связи с этим фактором, учёные разделяют барьеры общения не по причинам возникновения и не по содержанию качества коммуникации, а по глубине проникновения в структуру личности и деятельности в рамках реальной социокультурной среды. Общая классификация барьеров в общении.
Выделяются: перцептивные искажения, возникающие в процессе непродуктивного общения, основывающиеся на субъективных ощущениях антипатии к собеседнику во время коммуникации; ситуационные барьеры, являющиеся отражением в общении негативных социальных условий; оценочные барьеры, которые позволяют увидеть различие взглядов представителей противоположных культур и народов на одни и те же социальные проблемы; так же выделяются технические барьеры, которые связанные с различиями технологических показателей общения; и последний барьер это так называемый барьер готовности, когда один субъект готов к общению, а другой в силу утомления или иных причин не настроен на коммуникацию в данный момент времени и тем более к продуктивному взаимодействию.
Необходимо отметить неоднозначную роль Интернета: с одной стороны, как канала межкультурной коммуникации народов, культур и этносов; с другой стороны, он выступает удобным каналом для распространения информации с целью разжигания экстремизма, ксенофобии, расизма и межнациональной розни народов. В наше время, когда глобализация проникает во все сферы жизни человека и Интернет становится необходимостью, то наряду с полезной информацией в нём можно найти огромное количество сайтов экстремистского и террористического характера, направленных на пропаганду «своей правды». Так как целевой аудиторией этих сайтов, является в основном молодёжь, то появляется необходимость продуктивного международного воздействия и сотрудничества такой сфере как информационная безопасность.
В 2001 г. началось Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты. В рамках этой программы, терпимость была национальной стратегией гражданского общества. Эта программа была направлена в первую очередь на укрепление и восстановление культурных, исторических и моральных ценностей Российского государства в противовес таким явлениям как этническая, религиозная и политическая нетерпимость. Закрепляющим фактором национальной политики может стать образовательная стратегия, которая учитывает многонациональную и многоконфессиональную структуру России.
В рамках данной деятельности большое внимание уделялось молодёжи, большая часть, которой являлись студенты ВУЗов. Ведь именно студенты остро воспринимают все социокультурные изменения в обществе.
Важно воздействовать на жизненную ориентацию молодёжи, и особенно на народы, чьими представителями является эта самая молодёжь. Так же следует обратить внимание на студентов, которые в будущем хотят связать свою жизнь с преподаванием в учебных заведениях, ведь именно эти люди в дальнейшем будут прививать эти и другие ценности детям.
4 декабря 2015 года в ФГБОУ ВПО Нижневартовском государственном университете прошёл круглый стол, посвященный Международному дню добровольцев. На круглом столе присутствовали студенты, действующие волонтёры, представители Администрации города Нижневартовска отдела по молодежной политике и представитель фонда «Здоровая страна» от Молодежного центра в Нижневартовске Ренат Иншарович Губайдуллин.
Волонтёры поделились своими впечатлениями и приобретенным опытом, полученными ими в составе волонтёрского движения на Олимпийских играх в Сочи 2014 г. и Летней Универсиаде в городе Казань в 2013 году. Волонтёры отметили тот факт, что при общении с представителями других стран, они не чувствовали себя зажато, изолировано или неуютно, а совсем наоборот стремились как можно больше узнать о новой культуре и людях которые живут в той или иной стране. Межличностное общение помогало им преодолевать некие уже существующие стереотипы о той или иной стране, их мнение менялось в лучшую сторону, это помогло им обрести новых друзей и знакомых.
Можно сделать вывод, что добровольчество (волонтерство) может стать решением таких проблем как расовая нетерпимость, ксенофобия и т.д. Именно волонтёрство даёт возможность применения на практике теоретических знаний, которые в нас закладывают родители, учителя и преподаватели ВУЗов.
Литература:
- Богуславская В.Ф. Влияние толерантности на профилактику экстремизма в молодежной среде Наука и образование против террора [Электронный ресурс] Режим доступа: http://scienceport.ru (дата обращения 1.12.2015 г.).
- Иеронова И.Ю. Введение в теорию межкультурной коммуникации [Электронный ресурс]: пособие/ Иеронова И.Ю., Петешова О.В.— Электрон. текстовые данные.‒ Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2011.‒ 87 c. ‒ Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru
- Панфилова, А.П. Барьеры эффективного общения и способы их преодоления: монография/ А.П. Панфилова — СПб: Изд-во СПГУ, 2012. — 184 с.
- Резолюция 53/25 от 10 ноября 1998 года Генеральной Ассамблеи ООН: период 2001-2010 годов Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.
- Рот Ю. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Рот Ю., Коптельцева Г.‒ Электрон. текстовые данные.‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 223 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru
- Научный журнал «Международный журнал экспериментального образования», Черкасова. Б. А., Лобода. О. Б., 2009. — 22 с.