Волонтерское движение «Школа добра». Уроки доброты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 18.03.2018

Статья просмотрена: 2822 раза

Библиографическое описание:

Федосеева, О. А. Волонтерское движение «Школа добра». Уроки доброты / О. А. Федосеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48770/ (дата обращения: 21.11.2024).



Не упускайте случая делать добро.

Марк Твен

Молодое поколение России переживает кризисную социальную ситуацию. Устаревшие стереотипы поведения и ценностные ориентации разрушены. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, рекламы и подмены ценностей подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Быть социально активным — значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но и защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать их в сложных жизненных ситуациях. Волонтерское деятельность приобретает актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. Она способствует возрождению в молодежной среде таких ценностей, как гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость, пропагандирует здоровый образ жизни.

В переводе с французского «волонтер» — это человек- доброволец. Человек, который имеет привычку заботиться о ближних людях, помогая им абсолютно добровольно и без какой-либо выгоды (корысти). А награда за это — благодарность и признательность людей, которым оказана существенная помощь. Кроме этого, волонтеры получают полезные знания, новые знакомства, общение с людьми разных судеб. Но и это еще не все. Главное, что волонтеры получают чувство своей полезности. Благодаря этому, волонтеры трудятся на благо своей страны абсолютно бесплатно.

Волонтеры — не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Кроме того, волонтер — человек нужный. Специалисты утверждают: за волонтерским движением — будущее. Волонтерство позволяет человеку, «не ломая» свою жизнь, дополнить ее очень значимой частью — реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее.

Волонтерское движение является одним из эффективных и перспективных вариантов организации работы по формированию здорового образа жизни и ответственного поведения среди молодежи. Ведь подросткам легче понять сверстников, а тем в свою очередь доверить свои проблемы и переживания и отнестись к полученной информации от сверстников с большим доверием.

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 1980 -х годов прошлого столетия, хотя, если заглянуть историю, оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников.

В связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при сложившейся экономической ситуации волонтеры стали незаменимы, волонтерское движение стало развиваться. Появились люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.

В последнее время волонтерская деятельность в РФ набирает новые обороты. На сегодняшний день волонтерство держится на молодых инициативных людях, в сознании которых появляются мысли о поддержке и помощи нуждающимся. Волонтеры играют важную роль в жизни общества. В современном мире есть много проблем, которые невозможно решить без помощи добровольцев.

В основе любого волонтерского движения лежит основной принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь вокруг себя лучше можно только совместными усилиями всем, кто живет рядом.

Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и не все хотят, или могут, объяснить это желание. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.

Пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети-сироты по определению нуждаются в помощи, которую оплатить никогда не смогут. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию. В школе № 1883 уже четвертый год работает клуб «Школа добра» — это волонтерское движение оказывает помощь в социальной адаптации ребятам из нашего центра содействия семейному воспитанию «Южное Бутово». В нашем центре обучаются воспитанники с тяжелыми множественными нарушениями развития. Ребята-волонтеры стараются максимально обеспечивать возможное овладение воспитанниками умением взаимодействовать в коллективе сверстников, нормами общения, элементами социальной культуры.

Основной целью создания волонтерского клуба «Школа Добра» является помощь в социальной адаптации детям Дома-интерната «Южное Бутово». Поэтому одной из приоритетных задач клуба является формирование такой системы отношений между воспитанниками ЦССВ «Южное Бутово» и их здоровыми сверстниками, которая позволила бы им быстрее и эффективнее адаптироваться в обществе, обеспечила бы максимально возможное овладение воспитанниками умением взаимодействовать в коллективе сверстников, нормами общения, элементами социальной культуры. Совместное участие наших детей с ОВЗ и обычных ребят — школьников в мастер- классах, в театральных постановках сплачивает их, способствует развитию у нормативных детей эмпатии, толерантности, доброты, отзывчивости, внимания к ближнему. Для наших детей с ОВЗ эти мероприятия являются огромным плюсом в развитии коммуникативных навыков, расширения кругозора.

Прежде чем познакомить ребят между собой, нами был разработан ознакомительный цикл мини-лекций для старшеклассников школы, где в доступной форме рассказывалось о детях с синдромом Дауна, детях с аутизмом. Эти беседы подкреплялись просмотром популярных видеороликов, клипов о детях с ОВЗ. Вот примерные темы наших встреч: «Люди с синдромом Дауна. Мифы и реальность». «Такие, как и мы», «В Испании человек с синдромом Дауна», «Я живу в двух мирах» и мн. др. У школьников снижался уровень тревожности, больше появлялось информации об особенностях поведения, когнитивных процессов при данных диагнозах. В процессе наших бесед, совместных встреч с нашими детишками нами отмечалось, что у школьников стирались границы, барьеры в общении с «особыми детьми». Делясь с нами своими впечатлениями от совместной деятельности и общения с нашими детьми из Центра, старшеклассники забывали об особенностях диагноза и говорили, что они такие как мы!! У них равные права и возможности с нами. Наши дорогие, любимые дети Центра «Южное Бутово» очень тяготели к общению со старшеклассниками, с нетерпением ждали этих встреч, с большим удовольствием готовились к проведению совместных мероприятий, мастер-классов.

С удовольствием делились своим опытом, своими секретами, своими знаниями, умениями и навыками, приобретенными на занятиях в мастерских, в изготовлении рукотворных поделок.

А какие замечательные совместные досуговые мероприятия были проведены. Старшеклассники школы показали нашим детям новогодний костюмированный спектакль, а наши дети читали поздравительные стихи, пели песни, выступали в оркестре. Не могу не отметить, что дети, участвовавшие в оркестре, являются лаурятами и призерами всевозможных конкурсов, которые проходили в честной борьбе за звание между детьми с ОВЗ и нормативными детьми! Все получили много радости, положительных эмоций и волнующих впечатлений от совместной работы, общения. Ведь большинство школьников ходит уже четвертый год к нам, в наш замечательный, гостеприимный Центр «Южное Бутово».

Многие новички к ним присоединились, заразились их энтузиазмом, прониклись интересом к вопросам волонтерства, инклюзии, сотрудничества. Несмотря на свою учебную загруженность, старшеклассники каждую неделю, откладывая все свои важные, насущные дела, торопились на встречу к нашим детям, чтобы провести этот незабываемый вечер вместе.

Вся работа по взаимодействию была направлена на решение комплекса воспитательных задач: развитие познавательных интересов, воспитание нравственных качеств, формирование навыков здорового образа жизни, трудовое воспитание, развитие творческих возможностей учащихся, создание между здоровыми сверстниками и воспитанниками центра атмосферы дружбы, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи. Важным средством, обеспечивающим сотворчество учащихся школы и ЦССВ «Южное Бутово», является привлекательное личностно-значимое для каждого ребенка дело. В связи с этим необходимо было создание условий для формирования положительного эмоционального фона у детей, находящихся в центре, повышение у них уверенности в себе через вовлечение их в совместную деятельность. В этом нам помогли творческие мастерские, которые были направлены на развитие у воспитанников адаптации к социальной среде, приобретение тех умений, которые им будут необходимы в самостоятельной жизни. Особенностью участия в творческих мастерских было то, что воспитанники приходили в класс небольшими группами. На творческих занятиях обязательно присутствовали педагог мастерской и руководитель клуба.

Наш совместный проект волонтерского движения «Школа добра» хоть и молодой, но уже успел принести свои заметные результаты работы.

У волонтеров-старшеклассников:

‒ уменьшилась агрессия по отношению друг к другу;

‒ повысилась самооценка, авторитет среди сверстников;

‒ появилось желание делать добрые дела для других людей;

‒ ребята почувствовали свою значимость и нужность.

У воспитанников ЦССВ «Южное Бутово»:

‒ доступность социально-коммуникативных навыков;

‒ формирование действовать по правилам;

‒ повышение уверенности в своих возможностях, способностях.

Наш совместный проект «Школа добра» базируется на идеях добра и гуманизма. В будущем мы планируем вот из таких славных старшеклассников, добровольцев-энтузиастов вырастить своих волонтеров, которые всегда будут готовы прийти на помощь, останутся такими же открытыми, добросердечными, отзывчивыми, милосердными молодыми людьми, людьми с большим добрым сердцем, которые продолжат наш проект «Школа Добра» и будут его нести в сердца детей с ОВЗ.

Литература:

  1. Кукушкина Л. Выбор за тобой // Социальная работа, 2005. — № 3, с. 32–39.
Основные термины (генерируются автоматически): Бутово, волонтерское движение, ребенок, волонтер, здоровый образ жизни, возможное овладение, совместная деятельность, совместный проект, социальная адаптация, социальная культура.


Задать вопрос