Отношение современной молодёжи к творчеству А. Гайдара (социологический опрос студентов педагогического вуза) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Троицкая, И. Ю. Отношение современной молодёжи к творчеству А. Гайдара (социологический опрос студентов педагогического вуза) / И. Ю. Троицкая, А. А. Домахин, А. В. Бондарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 70-74. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24336/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Статья посвящена выяснению уровня знаний студентов Арзамасского филиала ННГУ о жизни и творчестве А.П. Гайдара. Даны комментарии по результатам социологического опроса, выявлена и обоснована проблема популяризации произведений писателя, предлагаются способы ее решения.

Ключевые слова: социологический опрос, Гайдар, воспитательная работа, рефлексия, популяризация литературы.

 

В этом году страна отмечает 110-летие со дня рождения А.П. Гайдара. Для нашего города это событие имеет особую важность, ведь Арзамас часто называют городом Гайдара. Ни для кого не секрет, что в настоящее время наша страна уступила лидирующие позиции в рейтинге читающих стран. Но дети читали, читают и будут читать.

Целью нашей  работы является выяснение уровня знаний о личности и творчестве А.П. Гайдара студентов I и V курсов историко-филологического (направления «русский язык и литература», «история и обществознание»), естественно-географического факультетов Арзамасского филиала ННГУ; анализ полученных данных и составление по ним сравнительной таблицы, рефлексия.

Наиболее удобный способ для оценки знаний о жизни и творчестве А.П. Гайдара – опрос.Проведенный нами социологический опрос был письменным, групповым, анонимным. В общей сложности опрошено 87 человек, из них 50 студентов 1 курса, 37 – студенты старших курсов (таблица 1).

Таблица 1

Количество студентов, принявших участие

в социологическом опросе

Факультет,

Курс

Естественно-географический факультет

1 курс

Историко-филологический факультет

1 курс

Естественно-географический факультет

4 курс

Историко-филологический факультет

5 курс

Количество

18 чел.

32 чел.

12 чел.

25 чел.

 

Социологический опрос состоял из двух частей. Первая часть была выдержана в форме викторины по творчеству А.П. Гайдара. Студентам было предложено 17 заданий в тестовой форме с вариантами ответов. Оценка результатов выполнения этой части исследования проводилась нами по подсчету правильно выполненных заданий. Максимально возможный результат – 17 баллов (Таблица 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопросы первой части социологического опроса между студентами первого и старших курсов

Вопросы 1 части викторины

 

1 курс

5 курса

1.В каком году родился А.П. Гайдар?

А – 1894; В – 1904; С – 1901; Д – 1896

43 %

 

58,5 %,

2.В каком городе родился?

А – Арзамас; В – Москва; С- Львов; Д – Льгов

7,6 %,

 

17 %,

 

3.В  родстве с каким русским поэтом и писателем была мать Аркадия – Наталья Аркадьевна Голикова (Салькова)? А – А.С. Пушкин; В – С.А. Есенин; С – М.Ю. Лермонтов; Д – В.В. Маяковский

39%,

 

19 %,

 

4.Любимый писатель юного Аркадия Голикова?

А – Ф.М. Достоевский; В – Л.Н. Толстой; С – Н.В. Гоголь; Д – Ж. Верн

17,3 %,

 

25 %,

 

5.В какой должности Аркадий Голиков ушёл в запас?

А – командир роты; В – командир полка; С – рядовой; Д – старшина

29,6 %,

 

44 %,

 

6.Как называлась первая повесть будущего писателя? А – В дни поражений и побед; В – В дни волнений и тревог; С – В годы огневые; Д – В грозные годы

23  %,

 

29 %,

 

7.В переводе с какого языка «Гайдар» означает «Всадник, скачущий впереди»? А – Татарского; В – Монгольского; С – Украинского; Д – Белорусского

33,3 %

 

29 %,

 

8.Назовите настоящее имя Жигана из рассказа «Р.В. С.»? А – Петя; В – Коля; С – Серёжа; Д – Вася

21,3 %,

 

58,5 %,

 

9.Какое из перечисленных произведений – сказка?

А – Всадники неприступных гор; В – Тимур и его команда; С – На графских развалинах; Д – Горячий камень

69 %,

 

62,5 %,

 

10.Из какого произведения взяты эти строки: «Наше дело, как всегда: вёдра, кадка и вода»?

А – Судьба барабанщика; В – Военная тайна;

С – Тимур и его команда;Д – Дым в лесу

51,3 %,

 

79 %,

 

11.В каком произведении Гайдара герои встречают Новый год? А – Голубая чашка; В – Чук и Гек; С – Дальние страны; Д – Школа

56,3 %,

 

46 %,

 

12.Что украл из палатки геологов Петька в повести Гайдара «Дальние страны»?

А – Карту; В – Перочинный нож ; С – Компас; Д – Рулетку

36,6 %,

 

46 %,

 

13.Как называется продолжение повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»?

А – Наследие Тимура; В – Завет Тимура;

С – Завещание Тимура; Д – Клятва Тимура

47,7 %,

 

66,5 %,

 

14.Назовите последний фронтовой очерк Гайдара?

А – Ракеты и пушки; В – Ракеты и гранаты

С – Ракеты и пулемёты; Д – Бомбы и снаряды

14,7 %,

 

16 %,

 

15.В каком году погиб писатель?

А – 1941; В – 1942; С – 1944; Д – 1945

19,3 %,

 

25%,

 

16.Какая повесть А. Гайдара начинается с описания города Арзамаса?

А – Чук и Гек; В – Тимур и его команда

С – Школа; Д – Судьба барабанщика

45,3 %,

 

54,5 %,

 

17.Какие места в городе Арзамасе связаны с именем Аркадия Гайдара?

1. АГПИ -50%,

2. Музей- 27,7%

3. Парк – 15%

4.Библиотека – 7,7 %,

5.Пруд – 4,3%

6.«-»- 22,3%

1.АГПИ - 70,5%

2. Музей- 31% ,

3. Парк- 56%,

4.Библиотека – 16%

5. Пруд-8%

6.«-» -12,5 %

 

Анализируя результаты опроса, можно сделать вывод о том, что студенты V курса гораздо лучше знают биографию и сюжеты произведений, чем I курс.Причем творчество писателя студенты знают лучше, чем его биографию. Так, только 17% опрошенных студентов V курсов и 7,6% студентов I курсов знают, в каком городе родился писатель. То, что пятикурсники более осведомлены в вопросах, связанных с жизнью и творчеством А.П. Гайдара, можно объяснить прохождением музейной практики, факультативами кураторов в музеях города Арзамаса, что, безусловно, повышает уровень знаний у студентов, а также актуализирует творчество Аркадия Петровича.

Вторая часть нашего социологического опроса содержала 7 вопросов открытого типа, направленных на изучение позиции отвечающего, его самооценки знаний жизни и творчества А.П. Гайдара, некоторых ценностных ориентаций.

На вопрос: «Оцените (по десятибалльной системе) глубину ваших знаний произведений А. Гайдара?» были получены следующие данные: 13,5 % опрошенных дали высокую оценку глубине своих знаний произведений обозначенного автора (6 – 10 баллов), 47,5 % имеют адекватный уровень самооценки своих знаний (3-5 баллов) и 39% обозначают его как «низкий» – (1-2 балла). Однако следует признать, что большинство респондентов (более 80%!) обозначили уровень своей осведомленности по обсуждаемому вопросу как «ниже среднего».

Ответы на второй вопрос «Каков источник информации у Вас о произведениях А. Гайдара» помогли нам выявить, какой из них является наиболее эффективным в формировании представлений наших студентов о творчестве писателя. Студентам были предложены следующие варианты ответов:

а) изучали в школе

б) читали родители, бабушки, дедушки

в) смотрели фильмы по произведениям А. Гайдара

г) посещали музей А. Гайдара

д) читали самостоятельно

е) напишите другой вариант

Анализ результатов позволил констатировать, что главный источник информации у студентов – этоизучение произведений писателя в школе, причем данные сходные  у студентов 1 курса  и  старших курсов.Среди ответов обозначались и другие источники информации, например, 52,5 % посещали музей А. Гайдара, а 29,5 % опрошенных признались, что им произведения читали их родители, бабушки и дедушки.

На вопрос об известных студентам  произведениях А. Гайдара были получены достаточно ожидаемые ответы, которые показали, что наибольшее количество респондентов знают рассказ «Тимур и его команда»(Таблица 3).

Таблица 3

Анализ ответов на вопрос:

«Назовите известные Вам произведения А. Гайдара»

Название

1 курс

4-5 курс

Тимур и его команда

80 %

94 %

Чук и Гек

60 %

92 %

Голубая чашка

60 %

66 %

Дальние страны

50 %

23 %

Судьба барабанщика

18 %

72 %

Р.В.С.

7 %

32 %

Школа

27 %

37 %

Горячий камень

17 %

15 %

Тайна горы

              -

8 %

Военная тайна

15 %

              -

Дым в лесу

5 %

              -

 

4 вопрос «Как Вы считаете, созвучно ли творчество Гайдара духовным запросам современных детей?» был направлен на выявление актуальности произведений Аркадия Петровича как ценностного ориентира для подрастающего поколения на сегодняшний день (Таблица 4).

Таблица 4

Вопрос: «Созвучно ли творчество Гайдара духовным запросамсовременных детей?»

ответы

1 курс

4-5 курс

ДА

50 %

63 %

НЕТ

30 %

25 %

Не ответили

20 %

12 %

 

В целом, анализ ответов на этот вопрос показал, что созвучным творчество А.П. Гайдара духовным запросам современных детей назвали 56,5 % респондентов, 27,5% ответили отрицательно, 16 % не ответили на этот вопрос вовсе. Причем следует подчеркнуть, что ответы на вопрос у студентов разных курсов имеют некоторую тенденцию: студенты 1-ого курса меньше оценивают творчество А. Гайдара как ценностный ориентир, и не смогли ответить на этот вопрос больше именно первокурсники. Как приводилось выше, результаты выполнения первой части социологического опроса были так же хуже у первокурсников. Мы видим в этом некоторую закономерность; чем меньше знаний у детей о жизни и творчестве писателя, тем меньше его произведения могут служить духовным запросам современных детей, тем меньше они могут стать инструментом формирования жизненных ценностей.

Пятый вопрос звучал так: «Кто из героев книг А. Гайдара, на ваш взгляд, может служить примером для современного ребёнка?». 57 студентов из 87 опрашиваемых назвали в качестве предполагаемого идеала Тимура, главного героя повести «Тимур и его команда». Респонденты отмечали, что деятельность Тимура была направлена на помощь людям, и именно это нужно возрождать и воспитывать в современных детях. Сама его личность воспитывает в детях доброту, смелость и многие другие положительные качества.

Интересным, на наш взгляд, стал шестой вопрос социологического опроса «Как вы думаете, будет ли интерес к произведениям А. Гайдара в ближайшие 10 лет? Почему?». Результаты обработки ответов на этот вопрос отражены в таблице 5.

Таблица 5

Вопрос: «Будет ли интерес к произведениям А. Гайдарав ближайшие 10 лет?»

ответы

1 курс

4-5 курс

ДА

49%

56 %

НЕТ

26%

30 %

Не ответили

25%

14 %

 

Следует отметить, что 47,5% всех студентов выразили надежду на то, что произведения писателя будут актуальными как минимум ещё десятилетие, 28% же студентов высказались о том, что творчество Гайдара не станет актуальным в дальнейшем, если только не будут проведены какие-либо мероприятия, повышающие уровень интереса к его произведениям. Показательными являются ответы студентов: «Да, так как произведения Гайдара воспитывают в ребенке нравственные качества: доброту, трудолюбие, храбрость, верность»; «Конечно, потому что книги писателя всегда будут классическими для детей разных поколений».

Однако нами был отмечен тот факт, что все же большое количество студентов (более 20%) не имеют какой-либо обозначенной собственной позиции в решении этого вопроса.

Анализ ответов респондентов на вопрос: «Какие произведения (книги) А.П. Гайдара есть в Вашей домашней библиотеке?» только подтвердил результаты ответов на предыдущиевопросы  (Таблица 6). Здесь выявилась не очень приятная тенденция: у студентов V курса гораздо больше книг писателя, чем у первокурсников.

В целом, дома у студентов находятся книги «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Горячий камень», «Школа».

Таблица 6

Вопрос: «Какие произведения (книги) А.П. Гайдара есть в Вашей домашней библиотеке?»

 

1 курс

4-5 курсы

Тимур и его команда

33 %

50 %

Чук и Гек

36 %

50 %

Горячий камень

-         -

8 %

Голубая чашка

16 %

33 %

Школа

9 %

17 %

Нет произведений

19 %

33 %

 

Итак, самооценка глубинызнаний произведений писателя студентов разных курсов и факультетов – в районе 3 (по 10-ти балльной шкале). Мы выявили, что более всего творчество Гайдара известно студентам V курса, они же в большей мере и считают, что творчество писателя созвучно с духовными запросами современных детей. Именно у старшекурсников обозначилась позиция о том, что в последующие 10 лет проявится интерес к произведениям Гайдара.

Многие назвали книги Аркадия Петровича частью русской литературы, обозначили, что в них поднимаются вечные темы честности, дружбы, порядочности и уважения к людям. Студенты выразили надежду, связанную с переориентацией государственной политики к углубленному изучению произведений литературы в школе, и как следствие, популяризацию творчества Гайдара. Те респонденты, которые ответили, что всплеска интереса к творчеству писателя в ближайшие 10 лет не будет, говорят об обилии развлекательных передач на телевидении, СМИ, компьютеризацию. Были и  осторожные ответы: «Интерес к творчеству будет на том же уровне и, к сожалению, не возрастёт». По новым ФГОСам в учебных программах по литературе нет произведений Аркадия Петровича. Показателен ответ, что произведения Гайдара студентам в детстве читали их бабушки, родители, но, как мы понимаем, этот ответ с каждым годом будет все менее актуальным. Ответили, что посещали музей А.П. Гайдара 30 студентов V курса, на первом курсе таковых студентов оказалось только 13 человек. Видимо в этом, отчасти, кроется ответ на вопрос: почему студенты старших курсов знают творчество лучше, чем первокурсники. На полках домашних библиотек студентов V курса больше книг писателя, чем у первокурсников.

Проанализировав обе части опроса, мы можем сделать следующие общие выводы:

Во-первых, в целом можно дать удовлетворительную оценку знаний нашими студентами жизни и творчества А.П. Гайдара. Они могут привести факты биографии писателя, вспомнить содержание его книг, назвать интересные особенности произведений.

Во-вторых, требуется отметить, что уровень знаний выше у студентов V курсов, чем у студентов I курсов, причем наивысший результат принадлежит респондентам историко-филологического факультета.

В-третьих, данные опроса доказывают, что произведения А.П. Гайдара занимают определенное место среди детской литературы, но сегодня они изучаются неоправданно мало. Студенты и первого, и старших курсов подчеркивают, что книги А.П. Гайдара необходимо включить в школьную программу, так как могут способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, ответственности у подрастающего поколения, могут дать образец настоящей дружбы, преданности, человечности.

Необходимо повышать уровень знаний о жизни и творчестве А.П. Гайдара, начиная с младшего возраста. Для этого, мы полагаем,можноиспользовать разные направления учебной и воспитательной работы:

- возвратить произведения А.П. Гайдара в школьную программу;

- разрабатывать и организовывать пешеходные экскурсии по знаменитым местам города, связанным с писателем;

- организовать и провести конкурс театральных постановок по произведениям Гайдара среди школ;

- провести в городской детской библиотеке проект «Чтение вслух» (по примеру международного проекта «Чтение вслух: Анна Каренина Л.Н. Толстого», организованного для возрождения семейного чтения);

- поставить спектакль по произведениям А.П. Гайдара в театре г. Арзамаса.

Основные термины (генерируются автоматически): курс, студент, социологический опрос, произведение, творчество, творчество писателя, арзамас, ребенок, таблица, голубая чашка.


Ключевые слова

рефлексия, воспитательная работа, социологический опрос, Гайдар, популяризация литературы

Похожие статьи

Современные писатели в круге чтения студентов-нефилологов

В статье обосновывается проблема изучения круга чтения молодежи в России, проводится анализ методик изучения круга чтения. Описывается проблема включения в круг чтения студентов современной литературы. Результатом стала интерпретация данных анкетиров...

Читательские интересы студенческой молодежи и их роль в формировании мировоззрения

В данной статье представлен теоретический обзор проблемы чтения современной молодежи. Изучены читательские интересы студентов на основе эмпирического исследования, проведенного в С(А)ФУ им. М. В. Ломоносова.

Газета «Владивосток» (1911): «Невероятные рассказы» А. Я. Мауэра

Российские журналисты столетиями формировали традиции национальной журналистики, которая, по оценкам специалистов, в настоящее время находится в кризисном состоянии. Актуальность работы состоит в сохранении лучших традиций русской журналистики XIX-XX...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета о государственной молодёжной политике

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Определяются предпочтительные для молодёжи направления взаимодействия с государством и формы желаемой государственной по...

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

В статье раскрыто понятие правовой культуры с точки зрения социологии, рассматриваются характерные черты правовой культуры личности, представлены результаты исследования.

Семейные ценности взгляд поколений. Уроки семейного воспитания Л. Н. Толстого

В статье рассмотрены различные аспекты современной семьи, которые были исследованы анкетой «Наше поколение выбирает…» и дали возможность сравнить представления о семье современного молодого человека XXI века с тем, какой видел семью человек XIX века ...

Выгорание студентов медицинских вузов

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с психологическими аспектами в педагогике. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса выгорания студентов медицинских вузов. Методология исследовани...

Чтение для сельских школьников: предпочтения, проблемы, перспективы

В статье описаны проблемы, с которыми сталкивается сельский школьник в организации процесса чтения книг, а также представлены результаты опроса по их предпочтениям, исходя из чего сделаны выводы о перспективах данной проблематики.

Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...

Похожие статьи

Современные писатели в круге чтения студентов-нефилологов

В статье обосновывается проблема изучения круга чтения молодежи в России, проводится анализ методик изучения круга чтения. Описывается проблема включения в круг чтения студентов современной литературы. Результатом стала интерпретация данных анкетиров...

Читательские интересы студенческой молодежи и их роль в формировании мировоззрения

В данной статье представлен теоретический обзор проблемы чтения современной молодежи. Изучены читательские интересы студентов на основе эмпирического исследования, проведенного в С(А)ФУ им. М. В. Ломоносова.

Газета «Владивосток» (1911): «Невероятные рассказы» А. Я. Мауэра

Российские журналисты столетиями формировали традиции национальной журналистики, которая, по оценкам специалистов, в настоящее время находится в кризисном состоянии. Актуальность работы состоит в сохранении лучших традиций русской журналистики XIX-XX...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета о государственной молодёжной политике

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Определяются предпочтительные для молодёжи направления взаимодействия с государством и формы желаемой государственной по...

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

В статье раскрыто понятие правовой культуры с точки зрения социологии, рассматриваются характерные черты правовой культуры личности, представлены результаты исследования.

Семейные ценности взгляд поколений. Уроки семейного воспитания Л. Н. Толстого

В статье рассмотрены различные аспекты современной семьи, которые были исследованы анкетой «Наше поколение выбирает…» и дали возможность сравнить представления о семье современного молодого человека XXI века с тем, какой видел семью человек XIX века ...

Выгорание студентов медицинских вузов

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с психологическими аспектами в педагогике. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса выгорания студентов медицинских вузов. Методология исследовани...

Чтение для сельских школьников: предпочтения, проблемы, перспективы

В статье описаны проблемы, с которыми сталкивается сельский школьник в организации процесса чтения книг, а также представлены результаты опроса по их предпочтениям, исходя из чего сделаны выводы о перспективах данной проблематики.

Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе

В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...

Задать вопрос