В статье описаны проблемы, с которыми сталкивается сельский школьник в организации процесса чтения книг, а также представлены результаты опроса по их предпочтениям, исходя из чего сделаны выводы о перспективах данной проблематики.
Ключевые слова: чтение, сельские школьники, читатель.
The article describes the problems faced by rural students in the organization of the process of reading books, as well as provides results of a survey on their preferences on the basis of which the conclusions about the prospects of this problem.
Keywords: reading, rural schoolchildren, the reader.
Информатизация российского общества способствовала снижению интереса к чтению художественной литературы. Чтение книг оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие личности, благодаря ему не только увеличивается словарный запас человека, но и повышается уровень его грамотность. Прочтение книг способствует совершенствованию коммуникативных навыков, это проявляется в способности точно, четко и интересно формулировать собственные мысли, что позволяет человеку ощущать собственную уверенность. Стоит отметить, что чтение различных произведений также оказывает положительный эффект на развитие мышления, памяти и воображения через представление различных сюжетов, деталей и самих персонажей, а также через осмысление поступков, действий, их мотивов. Чтение является одним из ведущих факторов для культурного развития человечества.
Изменение отношения к книгам проявляется в том, что раньше чтение представляло собой хобби, когда в свободное время люди читали книги, посещали библиотеки, делились впечатлениями с друзьями о том или ином произведении. У современных подростков и молодежи данная деятельность наблюдается не так часто, так как сейчас для того, чтобы узнать содержание книги ее можно просто прослушать, скачав аудиокнигу. Иногда подростки читают сами, но, к сожалению, большинство из них знакомятся с сокращенным вариантом литературного произведения.
Стоит обратить особое внимание на проблемы сельских школьников в данном направлении, что обусловлено тем, что зачастую в современном селе отсутствует какие-либо культурные центры (кинотеатры, театры, музеи, библиотеки), которые бы наглядно показывали различные события прошлых лет, давали прочувствовать всю атмосферу происходящих явлений, позволяли осуществлять личностное развитие. Первоначальное увлечение книгами формируется в семье. Если родители с детства читают книги со своим ребенком, помогают ему выбирать различные интересные произведения для чтения, ходят с ним в библиотеку, покупают развивающие книги, то это и будет способствовать формированию у ребенка потребности в чтении, любознательность.
Харламов И. Ф. определил, что каждому возрастному периоду характерно особенное сочетание читательских характеристик. Возраст 6–7 лет рассматривается как «детский» в читательском развитии, когда доминируют эмоциональное отношение к книге, вживание в образы героев, медленный переход от конкретного к понятийному мышлению. Период от 10 до 14 лет является подростковым периодом детского чтения, и среди них автор выделяет три типа читателей с подвижными возрастными гранями: отроческий тип (от 10 до 11 лет), для которого свойственны познавательная активность («поглощение» информации), переход от эмоционального восприятия к логическому, пристрастие к событийной стороне произведения, начинает различаться чтение девочек и мальчиков; подростковый тип (11–13 лет), когда познавательные запросы приобретают личностный характер, формируется устойчивость запросов, идет дифференциация мотивов чтения, начинается восприятие внутреннего мира персонажей, усиливаются различия между девочками и мальчиками; дети 14 лет (переход от подросткового к юношескому этапу развития личности) утрачивают некоторые характеристики читателя-подростка: сужается спектр чтения, углубляется дифференциация читателей: одни читают менее, другие более активно, различаются мотивы и круг чтения, оценки прочитанного. Наблюдается активное приобщение к литературе для взрослых [3].
Для изучения предпочтений чтения у сельских школьников был проведен опрос. В исследовании приняли участие учащиеся 5–9 классов сельской школы в количестве 36 человек. На вопрос «Любите ли вы читать?» были получены следующие результаты: «да» — 56 % (20 человек), «нет» — 14 % (5 человек), «иногда» — 31 % (11 человек). Стоит отметить, положительное отношение к чтению литературы, но есть сложности в реализации данного стремления, которое состоит в ограниченности ресурсов для получения книг в разных ее вариантах (печатный, электронный, аудио-).
На вопрос «Как часто вы посещаете библиотеку?» учащиеся ответили следующим образом: 1 раз в неделю — 69 % (25 человек), 1 раз в месяц — 14 % (5 человек), 1 раз в год — 17 % (6 человек), все же большая часть учеников посещает библиотеку минимум один раз в неделю, так как библиотека является одним существующих культурных центров в селе.
Выясняя, почему сельские школьники посещают библиотеку, были получены следующие результаты: для знаний — 28 % (10 человек), люблю читать — 44 % (16 человек), сижу в интернете — 3 % (1 человек), для собственного развития — 25 % (9 человек). Все же для большинства опрашиваемых одним из важных мотивов посещения библиотеки является личный интерес к книгам, полезное времяпрепровождение, любопытство к познан.
Предпочтения в литературных жанрах учащихся были следующие: роман — 28 % (10 человек), фантастика — 33 % (12 человек), нет особых предпочтений — 39 % (14 человек), большинство из них не выделяют каких-то особых предпочтений в выборе жанра произведения, а выбирают ее под влиянием личных интересов и внешних факторов, ситуативно, но тем не менее, стоит обратить внимание на предпочтения, которые обусловлены возрастными особенностями подростков, связанными со стремлением к романтизму, риску, интересом к противоположному полу и взаимоотношениями с ним.
Рассматривая вопрос предпочтений сельских школьников, обратимся к психолого-педагогической литературе. По мнению Смородиновой М. В. и Ерёминой Е. И., «подростки с большим интересом относятся к творчеству современных поэтов (Е. Благина, А. Усачев), их привлекает игровой характер поэзии: игра смысла и звука, а также круг тем, затрагиваемых поэтами (учеба, любовь, дружба). Но не надо забывать и о классике (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, С.Есенин и др.) знакомство с такого рода стихотворениями формирует у учащихся языковой вкус, а также показывая всю глубину переживаемых чувств, развивает у подростков глубокое эмоциональное восприятие» [2].
С точки зрения Светловской Н. Н. и Пиче-оол Т. С., «среди подростков научно-познавательная литература востребована в различных своих проявлениях, таких как: научно-популярная (А. Костин «Птицы»), научно-художественная (Л. и С. Хокинг «Джордж и тайны вселенной») и энциклопедическая («Большая энциклопедия животного мира»; «Астрономия. Энциклопедия окружающего мира»). Научно-познавательная литература вводит читателя в мир науки, формируя воображение и познавательный интерес подростков, тем самым расширяя их кругозор и литературные предпочтения» [1, с.143]. Интерес подростков к приключенческой литературе и детективам характеризуется тем, что в данных жанрах сюжет развивается стремительно, присутствует загадка, тайна, благодаря чему развивается логика и наблюдательность [2]. Фэнтези является одним из любимых жанров среди подростков, ведь, как правило, действие происходит в выдуманном мире или на другой планете, где реально существуют мистические силы. Для детей условный мир, созданный писателем, и его игровая функция увлекает детей и воспринимается с большим интересом [2].
В процессе опроса, было выявлено, в каком виде учащиеся предпочитают читать книги: «в электронном» — 42 % (15 человек), «в печатном виде» — 58 % (21 человек). Все же большую часть учеников больше привлекают книги в печатном издании, что может быть обусловлено с тем, что в подобном виде они более доступны для сельских школьников, а также при прочтении печатного варианта происходит тактильное соприкосновение с бумагой, есть возможность отметить интересующие фразы.
На вопрос «Что привлекает Вас в чтении книг?» были получены следующие ответы: «получение новой информации» — 28 % (10 человек), «книга — это другой мир» — 14 % (5 человек), «ощущение себя героем книги» — 19 % (7 человек), «нравиться само чтение книг» — 39 % (14 человек), что свидетельствует об интересе непосредственно к процессу чтения, что помогает получить им новые знания и ответы на возникающие вопросы.
Анализ проблемы чтения сельских школьников позволяет отметить следующие негативные тенденции: уменьшение числа квалифицированных читателей среди взрослых, сто снижает вероятность формирования интереса к чтения у детей; рост числа людей, не читающих вообще или читающих лишь от случая к случаю, зачастую лишь под влиянием образовательных требований, но не личных мотивов; потеря ценностных ориентиров в литературе; падение интереса к библиотекам, особенно в небольших городах и в сельской местности, ведь взрослое население посещает их очень редко; утраты традиции семейного чтения, что способствовало культурному и личностному развитию ребенка; предпочтение Интернета книгам, библиотекам; все это приводит к снижению уровня владения родным языком и грамотности населения.
Литература:
- Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению. Практическая методика. — М.: Academia, 2001. — 286 с.
- Смородинова М. В., Ерёмина Е. И. Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для чтения // Молодой ученый. — 2010. — № 1–2. Т. 2. — С. 269–272.
- Харламов И. Ф. Педагогика. — Минск: Універсітэцкае, 1998. — 560 с.