В статье исследуется проблема взаимодействия детского сада и родителей в полоролевом воспитании старших дошкольников. В ходе беседы с воспитателем детского сада была выявлена позиция родителей к полоролевому воспитанию их детей и обозначена необходимость в поиске эффективных форм взаимодействия с родителями.
Ключевые слова:полоролевое воспитание, университет педагогических знаний для родителей, сотрудничество, половые роли, взаимодействие, старшие дошкольники.
Среди выработанных обществом систем норм и ценностей особое место занимают половые роли. Дифференциация половых ролей связана с социальным положением мужчины и женщины и по традиции зависит от полового разделения труда, круга специфических обязанностей мужчин и женщин. Конкретным выражением таких требований и норм, доступным и адекватным для любого члена общества являются стереотипы мужественности и женственности. Исторически мужской тип поведения сложился как «инструментальный»: мужчина – кормилец, защитник семьи, независимый, сильный, целеустремленный, доминирующий в отношениях; а женский – как «экспрессивный»: нежная, тонко чувствующая, воспитывающая детей и эмоционально поддерживающая мужа. Гендерная социализация и ее результат – половая идентичность – предполагают освоение ролей и опыта полоролевого поведения, начиная с дошкольного возраста.
По определению Е.Н. Татаринцевой, «полоролевое воспитание личности дошкольника – это социально и педагогически обусловленный процесс, в ходе которого дети овладевают полоролевым опытом на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, а также на основе самоопределения в культуре и социуме» [6].
Изучение взглядов отечественных педагогов и мыслителей на проблемы пола, на воспитание мальчиков и девочек, показывает, что они менялись в большей мере в зависимости от содержания социальных ролей мужчины и женщины в обществе. В последнее десятилетие вопросы воспитания и развития детей разного пола стали предметом изучения Л.В. Градусовой, Ж. Коробановой, М. Мазниченко, Т.А. Репиной, О.А. Соломенниковой, Е.Н. Татаринцевой и других исследователей.
Они утверждают, что благодаря способности дошкольника к подражанию ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость. С ранних лет образцом для подражания становятся родители.Именно в семье ребенок впервые сталкивается со всем многообразием полоролевых отношений, создающих его нравственные устои [2].
Помимо родителей, важным фактором формирования полоролевого поведения является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола, общение с которым происходит в дошкольных учреждениях. Существенную роль в освоении полоролевых стереотипов играют и педагоги, которые осуществляют дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек, направляют взаимоотношения мальчиков и девочек.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации, которые не могут заменить друг друга. Поэтому для достижения эффективности гендерной социализации детей необходимо взаимодействие этих социальных институтов. Особенно важно сотрудничество детского сада и семьи в нынешней ситуации, которую характеризуют: утрата нравственных ориентиров, дефицит гуманных качеств, скептическое отношение к культурным нормам, традициям. Многие традиционные ценности, включая семейные, полоролевые, детско-родительские и супружеские отношения, ныне претерпевают значительные изменения. Их подменяют образцами массовой западной субкультуры. Под влиянием социокультурного информационного фона, отражающего антисоциальные процессы – элементы жестокости, насилия, меняются внутренние психологические позиции ребенка, его сознание [5]. Процесс этот стимулируется и некоторыми педагогическими «новациями» – это появление программ, содержание которых сводится к половому и сексуальному просвещению детей. За основу авторы берут приоритетный в западноевропейской культуре природно-биологический подход. По сути, этот подход нивелирует духовно-личностный смысл материнства, отцовства, родительства, супружества.
Значительные сдвиги в плане ценностных установок за последние годы произошли и в семейной жизни. Речь идет о переориентации деятельности женщины с семьи на профессиональный и карьерный рост. Тем самым в большинстве случаев – из-за полной занятости на работе – «усекается» роль матери. Активно беря на себя мужскую социальную роль, женщина почти автоматически перенимает и особенности мужского поведения: властность, диктат в решении конфликтов. В этой ситуации глава семьи – мужчина – нередко лишается внутренней свободы, уверенности в себе [4].
Таким образом, современное состояние института семьи – размытость представлений об эталонах мужского и женского поведения, неспособность взрослых дифференцированно воспитывать мальчиков и девочек – осложняет выбор стратегии поведения детей, что актуализирует проблему объединения усилий педагогов и родителей в области полоролевого воспитания дошкольников.
Изучение литературы и опыта взаимодействия дошкольного учреждения №8 г. Арзамаса с семьей в области полоролевого воспитания старших дошкольников убедило нас в разнообразии форм работы педагогов с родителями, таких как: проведение анкетирования с целью выявления запросов и ожиданий родителей от сотрудников ДОУ; ежедневное, непосредственное общение с родителями; оформление стенда для родителей, консультации. Одной из эффективных форм, зарекомендовавших себя в последние годы, стал университет педагогических знаний для родителей, включающий занятия по следующим темам: «Полоролевое воспитание в старшем дошкольном возрасте: рано или нет?», «Цели и содержание полоролевого воспитания», «Здоровье мужчины и женщины закладывается с детства», «Нужно ли одинаково воспитывать сыновей и дочерей?», «Мужские и женские качества в современном мире», «Игра как средство полоролевого воспитания», «Дружеские отношения между мальчиками и девочками», «Мама, когда я вырасту, то женюсь на Олечке… Как родителям реагировать на первое чувство влюбленности их ребенка», «Роль матери в полоролевом воспитании ребенка», «Роль отца в полоролевом воспитании», «Откуда я появился? Как правильно отвечать на детские вопросы?».
Организация этих форм направлена на решение следующих задач: установление обратной связи с родителями и согласование действий семьи и дошкольного учреждения; ознакомление родителей с вопросами полоролевого воспитания детей; повышение уровня педагогической культуры родителей; помощь родителям в решении проблем полоролевого воспитания детей; обмен опытом с родителями, и обеспечивает согласованность действий воспитателей и родителей в области полоролевого воспитания старших дошкольников.
Успех сотрудничества зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Анализ воспитательной работы в конкретной семье помогает педагогам установить вид семейного воспитания, характер авторитета родителей и в соответствии с этим строить дифференцированно работу с ними в области полоролевого воспитания дошкольников [3].
Пристальное внимание воспитатели уделяют неполным семьям, поскольку детское учреждение, ориентированное на возможности полного удовлетворения потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в различных кризисных ситуациях. Учитывая, что у одиноких матерей диапазон родительских позиций достаточно разнообразен, педагог стараются использовать гибкую тактику взаимодействия с ними.
При работе с родителями из неполной семьи учитывается тип семьи, но в любом случае важно усилить влияние каждого члена семьи на ребенка, чтобы компенсировать отсутствие одного из родителей, привлекать к воспитанию ребенка ушедшего члена семьи и других родственников, чтобы ребенок не чувствовал недостаток в общении [1].
Воспитатели учитывают особенности неполной семьи, описанные О.Бакаевой:
• мать в разведенной семье не уделяет ребенку должного внимания, перекладывает все заботы о воспитании на дошкольное учреждение, требует от педагогов особого отношения и специфических способов воздействия;
• условия для общения ребенка со взрослым в неполной семье хуже, чем в полной: оставшись одна, мать не имеет возможности интенсивно и содержательно общаться с ним, потому что на ее плечи ложатся все материальные и моральные заботы;
• отношения между матерью и ребенком достаточно хорошие, но переживания матери (чувство одиночества, ее угнетенное и пессимистическое настроение, материальные заботы) не остаются незаметными для малыша.
Нами была проведена беседа с воспитателями, работающими с группой детей старшего дошкольного возраста с целью выявления позиции родителей по отношению к полоролевому воспитанию их детей. В ходе беседы с воспитателями выяснилось, что предложение о проведении занятий университета педагогических знаний в области полоролевого воспитания поддержали только 6 человек (40%) – родители 6 воспитанников. Именно они были достаточно активны при проведении занятий, причем даже папы находили время и посещали занятия. По крайней мере, папы 6 воспитанников посетили специально подготовленное для них занятие. Для них было достаточно одного приглашения. После него многие из них убежденно сказали, что необходимо уделять больше времени своим детям. Эти родители отзывчивые, стремятся к оказанию помощи воспитателям, доброжелательно относятся к детям и окружающим, то есть стремятся к успешному сотрудничеству с педагогами ДОУ.
Другие 6 человек (40%) в начале достаточно нейтрально отнеслись к идее проведения университета педагогических знаний. Некоторые из них сослались на нехватку времени, и что им будет достаточно информации на стенде для родителей. Часть из них ссылалась на то, что читает соответствующую литературу и знает как осуществлять воспитание детей в семье, а по интересующим вопросам можно поискать информацию в интернете. Но все-таки эти 4 человека стали посещать занятия и включались в живое обсуждение и обмен мнениями. Особенно дискуссионными оказались занятия на темы «Мужские и женские качества в современном мире», «Игра как средство воспитания», «Откуда я появился». Родители 2-х воспитанников не всегда приходили на занятия, объясняя загруженностью на работе.
Однако родители 5 воспитанников категорично высказались против идеи университета педагогических знаний, аргументируя свою точку зрения, тем, что в дошкольном возрасте рано говорить о полоролевом воспитании. В этом возрасте главное место необходимо уделять воспитанию нравственности детей. Они редко посещали занятия, говоря о занятости и то, что сами могут решать проблемы воспитания детей.
Из общения с воспитателями был сделан вывод, что привлечь всех родителей к сотрудничеству с дошкольным образовательным учреждением достаточно сложно. Степень взаимодействия педагогов с родителями воспитанников осуществлялась на разных уровнях, но все-таки работа с родителями в этой области необходима. Следует продолжать поиск эффективных форм взаимодействия, отвечающим современным условиям.
Литература:
- Бакаева О. Взаимодействие педагога-психолога с неполными семьями дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 1. – С.32-39.
- Коробанова Ж. Гендерные стереотипы родителей и их влияние на развитие дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2006. – №1. – С.148-150.
- Мазниченко М., Чхетиани Т. Половое воспитание старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С.45-53.
- Репина Т. Особенности формирования начал мужественности и женственности у дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2006. - №1. – С.128-133.
- Соломенникова О., Баранникова Н. Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2006. – №1. – С.122-126.
- Татаринцева Н. О полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности // Дошкольное воспитание. – 2009. – №3. – С.28-33.
1