Автор: Кац Анна Евгеньевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 05.12.2015

Статья просмотрена: 974 раза

Библиографическое описание:

Кац А. Е. Пути повышения инвестиционной привлекательности строительных предприятий в современных условиях // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 551-553.



 

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы повышения инвестиционной привлекательности строительных предприятий в рыночной экономике. Рассматриваются факторы, подходы к повышению экономической и инвестиционной привлекательности предприятия. Предложены пути решения в привлечении инвестиций в предпринимательскую деятельность.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, строительный сектор, стратегия, управленческие решения.

 

Отечественные строительные предприятия в современных рыночных условиях работают в режиме жесткой конкуренции и ограниченности ресурсов. Поэтому существует острая необходимость быстро реагировать на изменения внешней политической и экономической среды с целью совершенствования предпринимательской деятельности путем принятия наиболее эффективных решенийв сфереуправленияпроизводством [1]. Контролируемое развитие становится залогом успеха для любого строительного предприятия независимо от формы собственности и сферы деятельности. И этот процесс требует привлечения инвестиций. Инвестициииграютважнуюроль для реализации процесса воспроизводства, в организации структурных преобразований, в достижении максимальной прибыли и исходя из этого способствуют решению многих социально-экономических проблем. Следует признать, что мировой экономический кризис и наложенные на Россию экономические санкции существенно снизили объемы доступных инвестиционных ресурсов, а потребности в них со стороны отечественных предприятий строительного сектора экономики достаточно высоки [2]. Как следствие, потенциальные инвесторы значительно повысили требования к основным показателям предприятий, претендующих на привлечение средств инвесторов.

Исследование экономической литературы позволяет заключить, специалистами не выработан единый подход к трактовке сущности понятия «инвестиционная привлекательность». На наш взгляд, под инвестиционной привлекательностью следует понимать многомерную, многофакторную экономическую величину, характеризующуюся совокупностью несводимых друг к другу показателей-индикаторов, оцениваемую только косвенным путем через субъективное обобщение конкретным аналитиком интегральных показателей [3]. Если обобщить существующие подходы, то их можно объединить в следующие группы: инвестиционная привлекательность как эффективность предприятия; как потенциальная возможность для инвестора; как показатель выбора путем сравнения; как совокупность внешних и/или внутренних факторов [4]. Инвестиционную привлекательность можно рассматривать и как абсолютно самостоятельную категорию, характеризующуюся не только стабильностью финансового состояния. При этом важно оценивать уровень конкурентоспособности продукции и степень ориентированности предприятия на максимальное удовлетворение ожиданий потребителей, а также инновационный потенциал компании. Традиционно факторы инвестиционной привлекательности принято разделять на две категории [5]:

          Внутренние — факторы прямого влияния (технические, трудовые, организационные, ресурсно-сырьевые, коммерческие, финансово-аналитические, инновационные, производственные, потребительские).

          Внешние — факторы косвенного влияния (природно-географические, экологические, правовые, политические, законодательные, социальные).

В условиях глобализации экономики инвестиционную привлекательность предприятия невозможно рассматривать отдельно от такой важной составляющей как инвестиционный климат страны, на территории которой функционирует предприятие [6]. Характер инвестиционного климата зависит от действия комплекса взаимосвязанных факторов: стабильность законодательства, эффективность инвестиционной политики государства по развитию национальной экономики страны, регионов и субъектов хозяйствования.

Инвестиционный климат как экономическая категория имеет две ключевые характеристики: риск (вероятность убыточности инвестиций) и потенциал (возможность получить прибыль от инвестирования за оптимальный для инвестора период) [7]. Влияние этих факторов экономика России остро ощутила в 2014 году, когда чистый вывоз капитала из страны достиг цифры 154,1 млрд долларов. Негативная тенденция сохраняется и в 2015 году. За шесть месяцев с начала года отток капитала уже составил 52,5 млрд долларов. По прогнозам Минфина эта сумма к концу года возрастет почти в два раза и составит около 90–100 млрд долларов. Не ожидается существенных улучшений и в 2016–2017 гг.

Обобщая рассмотренные пути повышения инвестиционной привлекательности предприятий строительного сектора экономики, отметим, что в первую очередь необходимо учитывать группы факторов, на которые управленческий персонал предприятия может непосредственно влиять (табл. 1).

 

Таблица 1

Внутренние факторы, определяющие инвестиционную привлекательность предприятия

Наименование фактора

Характеристика фактора

Финансовые

Повышение эффективности использования основных и оборотных средств

Улучшение финансового состояния предприятия (ликвидности, финансовой стойкости и платежеспособности)

Усовершенствование управления прибылью

Управление кредиторской задолженностью

Экономические

Повышение качества маркетинговых мероприятий

Управление ценообразованием

Внедрение мониторинга цен на сырье и комплектующие

Повышение эффективности производства за счет использования экологически безопасных технологий

Управление качеством

Кадровые

Повышение эффективности использования трудовых ресурсов предприятия

Повышение качества роботы управленческого персонала

Информационные

Разработка и внедрение прогрессивных информационных систем

Обеспечение доступности внутренней информации

Настройка каналов обмена внешней информацией

Деловой репутации

Разработка PR-стратегии

Создание надежного PR-ресурса

 

Для регулирования инвестиционной привлекательности возможно использование модели прогнозирования объема инвестиций в производственную деятельность предприятия. Данная модель позволяет прогнозировать уровеньинвестиционной привлекательности в зависимости от различных значений показателей, определяющихинвестиционнуюпривлекательностьпредприятия. Например, снижение ставки рефинансирования сократит рисковую составляющую, что при неизменной экономической составляющей увеличит показательинвестиционной привлекательности. Использование модели прогнозирования путем подстановки расчетного значенияпоказателяинвестиционной привлекательности предприятия дает возможность определить ожидаемый приток капитала в случае изменения ставки рефинансирования.

Сопоставление полученного значения с потребностью предприятия в капиталообразующих инвестициях показывает необходимость дальнейших изменений. Если ожидаемый объем инвестиций меньше требуемого, предприятие нуждается в дальнейших изменениях, направленных на улучшение инвестиционной привлекательности. Если ожидаемый объем инвестиций больше требуемого, рекомендуется ограничить инвестиционную деятельность, чтобы не допустить перенасыщения предприятия инвестиционными ресурсами.

Интересным и жизнеспособным является дифференцированный подход к повышению инвестиционной привлекательности, предполагающей использование квалиметрического метода оценки компаний для их классификации по степени привлекательности для инвестора [8, 9]. Чтобы оставаться привлекательным для потенциальных инвесторов, предприятию недостаточно простой идентификации факторов, на которые можно повлиять путем принятия управленческих решений. Необходимо разработать общую стратегию управления инвестиционной репутацией [10]. Такая стратегия должна включать следующие элементы:

          диагностику состояния предприятия и определение наиболее активных инвестиционных преимуществ предприятия;

          анализ особенностей и требований инвестора (даже в том случае, когда инвестором является собственник предприятия);

          определение интегральных показателей для оценки инвестиционной привлекательности;

          формирование методики активного мониторинга инвестиционной привлекательности;

          определение методов визуализации и презентации показателей инвестиционной привлекательности предприятия.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что основным методом повышения инвестиционной привлекательности в сфере предпринимательской деятельности является формирование инвестиционной стратегии предприятия, которую можно трактовать как единую интегрированную систему, состоящую из многих организационных аспектов. Целеустремленность и высокий профессионализм управленческого персонала в рамках этой стратегии будет способствовать привлечению на предприятие внешних инвестиций даже в условиях неблагоприятного инвестиционного климата в стране.

 

Литература:

 

  1. Степаненко Н. П. Оценка конкурентоспособности предприятия в системе тендерных торгов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015 № 2 (41). С. 182–184.
  2. Селютина Л. Г. Значение информационного моделирования строительных процессов и объектов проектирования в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 1. С. 9–10.
  3. Кац А. Е. Агломерации: новые возможности развития городов // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 5 (45). С. 51–54.
  4. Селютина Л. Г., Митягина Н. В.Особенности инновационно-инвестиционных процессов в современном строительстве // Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития: Материалы научно-практической конференции. Иркутск, 2014. С. 319–323.
  5. Селютина Л. Г. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие. — СПб.: СПбГИЭУ, 2010. — 322 с.
  6. Пуляева П. Э. Адаптивные механизмы корпоративного управления в условиях кризиса // Молодой ученый. 2015. № 12. С. 481–483.
  7. Селютина Л. Г. Организация строительного производства. Учебник: Изд-во СПбГИЭУ. СПб. 2012. 534 с.
  8. Нуриев Р. Р. Значение информации и системного подхода в проектировании и управлении строительством // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1. С. 135–137.
  9. Михеев А. В.Проблемы развития системы бизнес-инкубирования в России // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 26. С. 46–50.
  10. Селютина Л. Г.Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. 2015. № 2 (15). С. 71–72.
Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционной привлекательности, повышения инвестиционной привлекательности, инвестиционной привлекательности предприятия, инвестиционной привлекательности строительных, привлекательности строительных предприятий, факторы инвестиционной привлекательности, инвестиционной привлекательности предприятий, инвестиционной привлекательности региона, фактор инвестиционной привлекательности, улучшение инвестиционной привлекательности, к повышению инвестиционной привлекательности, показателей инвестиционной привлекательности, и инвестиционной привлекательности предприятия, инвестиционной привлекательности в сфере, оценки инвестиционной привлекательности, мониторинга инвестиционной привлекательности, инвестиционной стратегии предприятия, строительного сектора экономики, Пути повышения инвестиционной, проблемы повышения инвестиционной.

Ключевые слова

инвестиционная привлекательность, стратегия, строительный сектор, управленческие решения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос