Автор: Авдеева Евгения Александровна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 19.08.2016

Статья просмотрена: 190 раз

Библиографическое описание:

Авдеева Е. А. Повышение инвестиционной привлекательности экономики Краснодарского края // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 123-125.



Формирование благоприятной инвестиционной среды является основным фактором повышения конкурентоспособности региона. Поэтому в системе управления инвестиционной привлекательностью региона повышение ее эффективности является важнейшим механизмом.

Современное развитие экономики диктует новые правила к формированию и совершенствованию системы управления региона, т. к. ведение хозяйственной деятельности в условиях неопределенности и риска создает трудности выбора объекта инвестиционной деятельности, вследствие чего хозяйствующим субъектам не хватает собственных источников финансирования.

Для обеспечения экономического роста необходима сильная инвестиционная политика с четко определенными приоритетами развития, которая позволит привлекать инвестиции именно в те отрасли, которые в них нуждаются больше всего. Сильная инвестиционная политика является одним из факторов, под влиянием которого складывается инвестиционный климат страны.

На инвестиционную привлекательность региона влияют многие факторы, в т. ч. грамотно построенная стратегия и разработанная программа привлечения инвестиций, учитывающая различные параметры (географические, отраслевые, климатические, инфраструктурные, социально-экономические), которые позволяют активизировать инвестиционные процессы, решить социальные задачи.

Обеспечение устойчивого инвестиционного климата зависит от согласованного функционирования инвесторов и государства. В настоящее время роль государства в процессе повышения инвестиционной привлекательности региона становится центральной. В текущих условиях его роль представляет не просто комплекс взаимосвязанных действий, а целенаправленные, взаимоувязанные и взаимообусловленные действия по решению стратегических задач.

Регион представляет сложную систему, состоящую из элементов со своими характеристиками, представляющими интерес для потенциальных инвесторов.

Стабильное и эффективное развитие экономики региона, в т. ч. и Краснодарского края, обеспечивается благодаря высоким темпам роста производительности труда, достаточному объему капиталовложений. В этой связи одной из главных проблем повышения инвестиционной привлекательности является поиск новых методов и подходов к росту инвестиций в экономику региона. При этом экономическое состояние Краснодарского края определяют сельское хозяйство, промышленность, туристско-рекреационная отрасли и другие. Поэтому инвестиционная привлекательность активизирует рост экономики региона.

В настоящее время инновационный потенциал Краснодарского края не отвечает современным народнохозяйственным задачам, стоящим перед регионом в условиях импортозамещения. Приток инвестиций ограничен недостатком финансовых ресурсов у значительной части товаропроизводителей, а также низкой платежеспособностью потребителей, нарушением воспроизводственных процессов в промышленном производстве, ослаблением роли государства на инвестиционном поле и несовершенным механизмом регулирования инвестиционной деятельности. Следовательно, основными задачами, стоящими перед государством, являются активное участие государства и корректировка планирования инвестиционной деятельности.

Анализ факторов, влияющих на инвестиционный климат Краснодарского края, показал, что существует необходимость системного улучшения ситуации в регионе.

Ситуация в регионе не является утешительной. Инвесторы в регионы сталкиваются с такими проблемами, как недостаточно организованная инфраструктура, политическая нестабильность, двоякое трактование законодательной базы, пренебрежение правовыми нормами.

Так, например, Международный инвестиционный форум, ежегодно проводимый в г.-к. Сочи, направлен на презентацию инвестиционного и экономического потенциала России, региональных аспектов мировой экономики. Традиционной экономической оценкой деятельности является сумма подписанных деловых соглашений и контрактов. По итогам работы Международного инвестиционного форума «Сочи — 2015» было подписано 315 соглашений на сумму порядка 279 млрд. руб. В том числе администрацией Краснодарского края 24 соглашения на сумму почти 87 млрд. руб., на уровне органов исполнительной власти и муниципальных образований края — 291 соглашение на сумму более 190 млрд. руб. По данным министерство экономики Краснодарского края, в рамках достигнутых договоренностей увеличение объема привлеченных инвестиций запланировано в следующих отраслях экономики Кубани:

 промышленность и энергетика — 89 млрд. руб.;

 строительство — 79,5 млрд. руб.;

 АПК — 39,3 млрд. руб.;

 курорты — 23,4 млрд. руб.;

 потребительская сфера — 5,6 млрд. руб.;

 транспорт — 6 млрд. руб.;

 образование — 4,1 млрд. руб.;

 виноградарство и виноделие — 3,4 млрд. руб. [3].

Указанный способ оценки деятельности форума не является корректным ввиду приближенного финансового значения, т. к. подписываемые на форуме соглашения представляют меморандумы о намерении [2]. Это не означает дальнейшей трансформации данных меморандумов в деловые соглашения, накладывающие обязательства со стороны бизнеса. Кроме того, подписанные соглашения требуют их реализации, что, в свою очередь, сопряжено с временными лагами в освоении зафиксированных в контракте сумм.

Следует отметить также политическую и экономическую неопределенность. Продолжающийся кризис на Украине негативно влияет на взаимоотношения между Россией и Западом, что подрывает доверие инвесторов. Усиление российско-украинского конфликта увеличивает геополитические риски, а неопределенность может углубиться за счет дальнейших санкций и ответных действий России. Слабый рубль, политическая и экономическая неопределенность ускоряют отток капитала из Российской Федерации [1].

Вышеперечисленные факторы негативно влияют на инвестиционную привлекательность региона.

В настоящее время действия, осуществляемые органами исполнительной власти региона, недостаточны. В основе их работы лежит постулат, что предпринимательская активность является главным двигателем в создании инновационной экономики, однако бюрократический аппарат и добывающие компании не заинтересованы в модернизации. Поэтому в качестве первостепенной задачи следует выделить создание инновационной среды, в которой будет заинтересована, прежде всего, власть.

В регионе отсутствует нормативно закрепленная ответственность за привлечение инвестиций. Однако такая практика распространена в других странах, например, в КНР и Сингапуре. Продвижение чиновников по карьерной лестнице происходит в зависимости от объема привлеченных инвестиций с подотчетной ему территории. Поэтому видится перспективным разработать целевые ориентиры в качестве мотивирующих факторов для органов власти по привлечению инвестиций.

Кроме того, проблему мотивации чиновников изучал А. П. Ляшецкий, предложивший систему единой тарифной сетки (ЕТС) для служащих бюджетных и производственных сфер [4]. В предложенную схему внес модификацию А. А. Бурков, предложив иную схему мотивации чиновников по привлечению инвестиций:

 установление годового плана по привлечению инвестиций в регион в размере не менее 15 % годового оклада служащего;

 сопровождение и поддержка реализации инвестпроекта в течение срока реализации;

 стимулирование в случае длительного периода окупаемости.

В этой связи видится необходимым обозначить следующие направлению по улучшению инвестиционного климата в Краснодарском крае.

1 Расширение доступа на мировые рынки.

2 Повышение доступности энергетической инфраструктуры.

3 Совершенствование таможенного законодательства.

4 Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства.

5 Повышение качества регуляторной среды для бизнеса.

6 Оптимизация процедур регистрации предприятий.

7 Формирование эффективной системы коммуникации предпринимателей и органов исполнительной власти, включая механизм оперативного реагирования на обращения предпринимателей.

8 Совершенствование системы защиты прав инвесторов.

9 Снижение препятствий к банковским кредитам.

Поставленные приоритеты позволят ликвидировать основные проблемы инвестиционного климата региона.

Таким образом, реализация рекомендуемых направлений по формированию благоприятной инвестиционной среды будет способствовать активизации инвестиционных процессов в регионе, повышению качества информационного обеспечения инвесторов, реализации инвестиционных проектов на территории региона, повышению ответственности и качества принимаемых органами региональной власти решений.

Литература:

  1. Авдеева Е. А., Бочкова Е. В. Электронная торговля в России: состояние и проблемы при переходе к информационно-сетевой экономике // Экономика и менеджмент систем управления. — 2015. — № 3.2. — С. 216–222.
  2. Балацкий Е. В. Инвестиционные форумы России как институт регионального развития // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2013. — № 2 (18). — с. 101–128.
  3. Соглашения форума «Сочи-2015»: итоги [Электронный ресурс]. — http://krasnodar-region.com/m/forum-sochi-2015/gid7320/.
  4. Ляшецкий А. П. Чтобы пошла модернизация, власть должна пройти ликбез по изучению основ инновационного развития [Электронный ресурс] // Газета «Репортѐр» -5 марта 2010 г. — № 8.- Режим доступа: http://www.lyashetsky.ru/chtoby-poshla-modernizaciya-vlast-dolzhna-proyti-likbez-po-izucheniyu-osnovinnovacionnogorazvitiya.
  5. Сайбель Н. Ю., Волков К. С. Механизм формирования благоприятного инвестиционного климата: теория и практика российской действительности // Модернизация как альтернатива глобализации: потенциал экономической интеграции стран СНГ: сб. материалов Междунар. науч.-практич. конф. Министерство энергетики РФ, Краснодарский ЦНТИ — филиал ФГБУ «Российское энергетическое агентство». — Краснодар, 2012. С. 41–45.
Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарского края, инвестиционного климата, инвестиционную привлекательность региона, инвестиционной деятельности, благоприятной инвестиционной среды, повышения инвестиционной привлекательности, привлечению инвестиций, экономики региона, инвестиционной привлекательности региона, исполнительной власти, инвестиционной привлекательностью региона, органов исполнительной власти, инвестиционного климата региона, рост экономики региона, развитие экономики региона, исполнительной власти региона, экономики Краснодарского края, повышения конкурентоспособности региона, Формирование благоприятной инвестиционной, объекта инвестиционной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос