На сегодняшний день одной из тем предмета «Актуальные проблемы гуманитарного знания» можно рассматривать сравнительный анализ Биокосмизма и Трансгуманизма. Рассмотрим, что представляет Биокосмизм и от куда он зародился, его идеи, принципы. Биокосмизм — это направление в российской философии и литературе начала 20-х годов ХХ века, основными принципами и целями которого были максимальная свобода личности и ее творчества вплоть до свободы передвижения в космосе, распространения влияния деятельности человека на всю Вселенную, достижения физического бессмертия, способности создавать и пересоздавать Вселенную, управлять временем, воскрешать умерших людей и т. д. Биокосмизм был связан с анархизмом.
Основателями биокосмизма были А.Агиенко (выступал под псевдонимом А. Святогор) и А.Ярославский. Началом этого течения считается создание двух литературных групп молодых художников и поэтов в Москве в декабре 1920 года в рамках Всероссийской секции анархо-универсалистов А. Гордина. В 1921 г. Святогор и П. Иваницкий в статье «Биокосмизм» писали: «Вся предшествующая история от первых проявлений органической жизни на земле до солидных потрясений последних лет — это одна эпоха. Это эпоха смерти и мелких дел. Мы же начинаем великую эру бессмертия и бесконечности». Существенным моментом является то, что Биокосмизм появился внутри анархизма, как закономерный результат стремления анархистов найти пути для максимального увеличения степени свободы личности. Главной его особенностью было осознание необходимости достижения фундаментальных свобод: в пространстве -- через осуществление межпланетных перелетов для, расселение человечества в космосе и во времени -- через достижение физического бессмертия. Важным является и то, что биокосмисты первыми объединили все подходы для достижения бессмертия -- в их работах упоминается и попытки омоложения, и анабиоз, и физическое воскрешение. Хотя такая триада методов бессмертия была достаточно очевидна для России начала XX в. Биокосмисты ставили в непосредственную повестку дня, вопросы достижения физического бессмертия и осуществления комического полета В результате бурного развития социальных наук и революционного движения в рамках анархизма сформировалось понимание ключевой роли свободы, как основы построения оптимального, устойчивого и прогрессивно развивающегося общества, состоящего из людей, обладающих высоким уровнем развития сознания и, как следствие, нравственности, из людей, поведение которых в основном контролируется сознанием, а не биосоциальными инстинктами. Иначе говоря, анархистами была осознана связь между сознанием, свободой, физическим бессмертием и социально-технологическим прогрессом, у них возникло понимание того, как нужно изменить мир, общество, чтобы приблизить реализацию физического бессмертия, а также как может (и, вероятно, должно) измениться общество, когда люди станут бессмертными. Эти предпосылки реализовались в России в 1910–20 гг., когда на этой основе сформировался Биокосмизм Так же к нашему рассмотрению предстанет Трансгуманизм с его определением, идеями, принципами. Сам термин Трансгуманизм имеет глубокие корни использовал его Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» В 1957 году Джулиан Хаксли назвал Трансгуманистом, -человека, совершенствующего свои умения и навыки для обладания новыми знаниями. В 1966 году Ферейнуд М.Эсфендиари назвал Трансгуманистами людей имеющие особые знания, мировоззрение и стиль жизни, направленное на самосовершенствование. В 1988 году философы Девид Пирс и Ник Бострум создали «Всемирную ассоциацию Трансгуманистов»
Трансгуманизм: свободно определяемое движение, которое постепенно развивалось за два прошедших десятилетия. «Трансгуманизм это класс мировоззрений, которые ищут пути продолжения и ускорения эволюции разумной жизни за пределами нынешней человеческой формы и человеческих ограничений посредством науки и техники, руководствуясь жизнеутверждающими принципами и ценностями». Трансгуманизм использует мультидисциплинарный подход в анализе динамики взаимодействия между человечеством и ускорением технологического прогресса. В данной сфере, большая часть нашего взгляда направлена на нынешние технологии, такие как биотехнологии и информационные технологии, и ожидаемые в будущем технологии, такие как молекулярные нанотехнологии и искусственный интеллект. Трансгуманизм стремится к этическому использованию этих и других предполагаемых технологий. Существует декларация Трансгуманистов, где перечислены её основные положения;1 В будущем наука и технологи коренным образом изменят человечество.2 Человеческий потенциал в большей степени не реализован.3 Угроза человечеству из за неправильного использование новых технологий.4 Редукция экзистенциальных опасностей и разработка средств ради сохранения жизни и здоровья, уменьшение страданий умирающих, и улучшение человеческой дальновидности и мудрости должны стать важнейшими приоритетами и основательно финансированы. 5 Политический курс должен вестись ответственно и включать в себя моральное видение, серьёзное отношение, как к возможностям, так и к рискам, уважение автономии и личных прав, и демонстрировать солидарность и обеспокоенность интересами и достоинством всех людей на Земле 6 Мы несём моральное ответственность перед будущими поколениями 7 Выступление за здоровье всего разумного, включая людей, животных, а так же будущий Искусственный Интеллект, модифицированные формы жизни, или другие виды разумности к которым технический и научный прогресс могут привести 8 Одобрение, позволение индивидам широкого личного выбора в том, как им обустраивать их жизнь. Включая использование техники, которая может быть разработана для улучшения памяти, концентрации и умственной энергии; терапии по удлинению человеческой жизни; технологии репродуктивного выбора; крионических процедур; и многих других возможных технологий улучшения и модификации человека. И самое главное — Трансгуманисты настаивают, чтоб всем существам испытывающим боль был предан тот или иной моральный статус, а так же что постчеловеческие личности имели, по крайней мере, те же права, что и люди в их нынешней форме Трансгуманизм представляет собой радикально новый подход к размышлениям о будущем, основанный на предположении, что человеческий вид не является концом нашей эволюции, но скорее, ее началом. Трансгуманизм можно описать как продолжение гуманизма, от которого он частично и происходит. Трансгуманисты придают особую важность тому, кем мы потенциально можем стать. Мы можем использовать технологические способы, чтобы улучшить себя, человеческий организм, и в итоге даже выйти за пределы того, что большинство считает человеческим В ближайшем будущем мы столкнемся с возможностью настоящего искусственного разума. Молекулярная нанотехнология обладает достаточным потенциалом, чтобы создать изобилие ресурсов для каждого человека и предоставить нам полный контроль над биохимическими процессами в наших телах, позволив нам избавиться от болезней. Трансгуманизм можно описать как продолжение гуманизма, от которого он частично и происходит. Гуманисты верят, суть людей в том, что лишь отдельные личности имеют значение. Мы можем не быть идеальными, но мы можем улучшить положение вещей и содействовать рациональному мышлению, свободе, терпимости и демократии. Трансгуманисты согласны с этим, но они также придают особую важность тому, кем мы потенциально можем стать.
Анализ Трансгуманизма и Биокосмизми показывает, что идеи схожи и Трансгуманизм берёт своё начало из Биокосмизма. Но они имеют различия в Биокосмизме основным было путешествие в космосе и продление жизни на основании анабиоза, летаргического сна, физического воскрешения. Полной свободы человека от политики и власти общества по средствам анархии. Максимальное увеличение свободы личности Начало 20 века люди только мечтали о полётах в космос.Идеи Трансгуманизма наоборот предопределяют симбиоз человека, власти и современных технология для продления жизни, уровня жизни и свободного перемещения в пространстве, времени и космосе. И без взаимодействии с властью продвижение Трансгуманизма просто невозможно. Человек бессмертен, что после смерти начинается другая жизни. Есть параллельные измерения, миры. Трансгуманизм представляет собой радикально новый подход к размышлениям о будущем, основанный на предположении, что человеческий вид не является концом нашей эволюции, но скорее, ее началом В последние годы трансгуманизм распространялся по всему миру экспоненциальными темпами. В настоящее время существуют две международные трансгуманистические организации, Институт Экстропии (Extropy Institute) и Всемирная Трансгуманистическая Ассоциация (World Transhumanist Association), обе публикующие онлайновые журналы и организующие конференции по вопросам трансгуманизма.
Литература:
1. А. Ярославский. Аргонавты Вселенной-1926
2. Журнал «Космист» № 3–4 за 1922 г., Орган организации КРЕАТОРИЙ Российских и Московских Анархистов—БИОКОСМИСТОВ
3. М. В. Соловьев Научный иммортализм и перспектива физического бесмертия
4. С. Г. Семенова Русский космизм // Русский космизм: Антология философской мысли /
5. Б. Г. Юдин. Сотворение Трансчеловека//Вестник Российской академии наук, 2007, том 77, № 6
6. С. С. Хоружий. Проблема постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки, 2008г, № 2