Философско-этические учения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соколова, М. Г. Философско-этические учения / М. Г. Соколова, К. В. Немкова, И. Т. Тешабаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100426/ (дата обращения: 16.12.2024).



Философско-этические учения

Соколова Марина Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент;

Немкова Ксения Владимировна, студент;

Тешабаев Илья Тимурович, студент

Смоленский государственный медицинский университет

Философия — наука о всеобщих принципах развития природы, общества. В основе философии лежит стремление человека к истине, к добру, то есть ко всему жизненно важному. Она есть форма духовности и возникла тогда, когда человек обнаружил, что у него есть не только телесное, физическое существо, но и совесть, свободная воля и разум. У человека есть духовная потребность в идеалах, ценностях, надеждах, и философия способна дать ценностную картину мира.

Ключевые слова : философия, духовность, нравственность, бездуховность, гуманизм, этика.

Philosophical and ethical doctrines

Sokolova Marina Gennadievna, candidate of philosophical sciences, associate professor;

Nemkova Ksenia Vladimirovna, student;

Teshabaev Ilya Timurovich, student

Smolensk State Medical University

Philosophy is the science of the general principles of the development of nature and society. Philosophy is based on the desire of man for truth, for goodness, that is, for everything vital. It is a form of spirituality and arose when a person discovered that he has not only a bodily, physical being, but also a conscience, free will and reason. A person has a spiritual need for ideals, values, hopes, and philosophy is able to give a valuable picture of the world.

Keywords: philosophy, spirituality, morality, lack of spirituality, humanism, ethics.

Как мы уже могли понять из аннотации, философия выполняет различные функции и одна из них — гуманистическая. Для гуманистической идеи человек ценен сам по себе, как таковой, уже в силу своего рождения. Гуманизм изначально положительно относится к человеку, каким бы этот человек ни был, законопослушным или преступником, мужчиной или женщиной, соплеменником или другой национальности, верующим или неверующим. В этой статье мы подробно рассмотрим философские этические учения и покажем, что гуманизм зародился очень давно и существуют до сих пор, и также осветим как менялся гуманизм с течением времени.

Обращаясь к истории философии, нужно отметить, идеи гуманизма воплощены в этических учениях, сформировавшиеся еще во временя античной философии.

Основателем этики признаётся великий древнегреческий философ Сократ. Центральными проблемами философии Сократа были проблемы этики, нравственности. Сократ выделил такие добродетели как: добро, благо, мужество, справедливость. Основа добродетели по Сократу — знания, другими словами, человек совершает неблагие деяния, потому что не знает о том, что они неблагие. В вопросах этики Сократ развивал проблему рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания. Эта позиция Сократа называется этический рационализм. Главный тезис Сократа — знание и добродетель тождественны [1, с. 59]. Сократ защищал объективный характер познания, придавал большое значение исследованию человека как существа нравственного, указывал на родство души и божества и на вероятность бессмертия души. В Боге он видел источник добродетели и справедливости. Таким образом, философия Сократа не только произвела большое впечатление на его современников и учеников, но и оказала заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли.

Для другого античного философа этические добродетели достигаются посредством воспитания, и в этом Аристотель видит главную функцию семьи и государства. Добродетелью же является золотая середина. Например, щедрость находится посередине между скупостью и мотовством; и то и другое — порок. Добродетель — сознательно приобретенные качества души, состоящие в середине и определенные разумом. С точки зрения этических добродетелей счастье состоит в достижении блага, а благо есть не наслаждение, а сообразная с добродетелью деятельность.

Этические учения были свойственны не только временами античности, но и в эпоху Нового времени. Один из величайших немецких философов, разделявших гуманистическую точку зрения, был Иммануил Кант [1 с. 108].

Учение Канта о нравственности изложено в работе «Критика практического разума» (1788), а также в его труде, вышедшем в 1797 году, «Метафизика нравов» [3], где кантовская этическая концепция предстает в более строгом и завершенном виде. Смысл кантовской философии состоит в том, что Кант ищет четкие аргументы для обоснования научного знания, философии, построения разумной жизни человека. Самой сложной эта задача представляется при разработке этического учения, так как сфера нравственности, человеческого поведения содержит множество проявлений субъективизма.

Тем не менее с целью упорядочивания проблемы сознания, Кант предпринимает гениальную попытку сформулировать нравственный закон, который имел бы объективный характер. Проблему разумности человеческой жизни он делает предметом специального анализа — и это отражено в его этической концепции. Исходным понятием этики Канта является автономная добрая воля, которую он называет безусловным благом, а также ценностью, превосходящей всякую цену [2, с. 121]. Добрая воля — это предпосылка, основание, мотив теоретического и практического выбора человека в сфере нравственности. Это свободный выбор человека, источник человеческого достоинства, который отделяет его как личность от других существ вещного мира. Понятие свободы у Канта непосредственно связано с понятием долга. Свободная воля человека, согласно категорическому императиву связана с сознанием человека и подчиняется только ему [1, с. 108]. Он является принципом, который должны использовать в повседневной жизни все люди, несмотря на возраст и социальное положение. По Канту, категорический императив должен принять вид и силу закона. Нравственный человек должен следовать ему, невзирая на внешние обстоятельства, а руководствуясь лишь чувством долга. Категорические императив Канта — основа человеческого поведения; и он приходит к выводу, что свободный выбор человека определяется исключительно велением долга. Немецкий философ подробно исследует понятие долга и рассматривает различные виды долга человека: перед самим собой, например, совесть, и перед другими людьми (человеколюбие). По его мнению, только долг придает поступку моральный характер, только долг есть единственный нравственный мотив.

Но в современных условиях XIX-XX веков некоторые этические учения ориентированы на линию, которая учитывает человеческие качества — «разумный эгоизм». Примером такого качества является утилитаризм Иеремия Бентама, философа XVIII-XIX веков [3].

Концепция утилитаризма, в отличии от более ранних этических учений, берет в качестве правильности и справедливости, полезность какого-либо поступка, что в корне противопоставляет ее ранним этическим учениям Сократа, Аристотеля. В утилитаризме смещено на второй план чувство долга, и центральную позицию занимает понятие о получении максимального количество счастья путем минимального количества страданий, что в свою очередь опирается на гедонизм.

В заключение хочется отметить, что во все времена философы придерживались гуманистических взглядов на мир, сущность которых заключалась в достижении духовного равновесия человека с самим собой и другими людьми. Важным будет подчеркнуть, что этические учения строились на достижении человеком блага, это всегда будет оставаться центральной опорой этических учений, в разные времена мы просто видим видоизменение способов достижения этого блага, это честь и долг на заре цивилизации и полезность поступка, и здоровый эгоизм наших дней.

Литература:

  1. Хрусталев Ю. М. Х955 Философия: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю. М. Хрусталев. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.
  2. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.
  3. «КиберЛенинка»: Научная электронная библиотека: сайт. — UPD: https://cyberleninka.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): добродетель, учение, XIX-XX, XVIII-XIX, благо, долг, Кант, категорический императив, свободный выбор человека, сфера нравственности, философия, человеческое поведение, чувство долга.


Задать вопрос