Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 25.11.2015

Статья просмотрена: 24918 раз

Библиографическое описание:

Буйлова, Л. Н. Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность» / Л. Н. Буйлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 930-937. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23802/ (дата обращения: 23.12.2024).



 

В среде педагогической общественности отмечается стойкая тенденция смешения и даже подмены понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность»: это не просто мелкие недочеты, а системная, сложная проблема, не соответствующая особой миссии этих видов образования. В статье предпринята попытка определить общее, особенное и найти принципиальные различия этих видов образования.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, дополнительная общеобразовательная программа, рабочая программа курса внеурочной деятельности.

 

В условиях реализации Федеральных государственных стандартов нового поколения педагогические коллективы существенным образом должны переосмыслить взаимоотношения общего и дополнительного образования детей.

Анализ проблем и ошибок взаимоотношений общего и дополнительного образования показывает, что сегодняшняя практика не только не обеспечивает реализацию ФГОС в заданных требованиях (вариативный выбор, доступность и качество образования, индивидуализация и персонализация обучения и т. д.), но зачастую снижает качество дополнительного образования детей и даже разрушает его методологические основы.

Образовательные организации, выстраивая свою работу в соответствии с новым законодательством и по новым стандартам, ведут поиск приемлемой и менее затратной технологии интеграции учебного и внеучебного процессов, урочной и внеурочной деятельности с заполнением последней программами дополнительного образования детей. И это позволяет сделать то обстоятельство, что в контексте ФГОС содержание понятий «внеурочная деятельность школьников» и «дополнительное образование детей» ясно не представлено, а их соотношение в реальной практике однозначно раскрыть практически невозможно: сколько людей — столько мнений.

В этой связи необходимо разобраться как в самих понятиях «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность», так и решить принципиальные вопросы, связанных с проектированием главных документов — дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, разработка которых должна опираться на нормативно-правовых положения с целью дифференциации их целей, задач, планируемых результатов, программно-методического, кадрового и финансового обеспечения.

Для удобства восприятия и понимания смысла выделим основные линии, раскрывающие логику разграничения «дополнительного образования детей» и «внеурочной деятельности» как самостоятельных и самоценных видов образования.

  1.                На основе каких нормативно-правовых документов осуществляются дополнительное образование детей и внеурочная деятельность?

Есть документы, которыми необходимо руководствоваться как при организации дополнительного образования детей, так и при организации внеурочной деятельности, среди них: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р); Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 3 апреля 2012 г. № Пр-82); Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 г. (1.06.2012 г.№ 761); Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы» (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р); Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).

Кроме этого, дополнительное образование детей осуществляется с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) и Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008).

А вот при осуществлении внеурочной деятельности необходимо опираться на: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015).

  1.                Определение понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность»

Дополнительное образование — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ 273 — гл.1, ст. 2, п. 14).

Дополнительное образование представляет собой самостоятельный вид образовательной деятельности; это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательной деятельности в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ 273-ст.2, п.14).

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296).

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере (http://standart.edu.ru/).

Внеурочная деятельность так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов обучающихся, выбора их родителей (законных представителей) (до завершения получения ребенком основного общего образования), а также с учетом имеющихся кадровых, материально- технических и иных условий (МР от 7.08.2015 № 08–1228).

  1.                Содержание «дополнительного образования детей» и «внеурочной деятельности»

Дополнительное образование и внеурочная деятельность — два самостоятельных и самоценных вида образовательной деятельности. Содержание образования определяют образовательные программы (ФЗ 273 — ст.12, п.1).

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на (ФЗ 273 — ст.75, п.1) формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает (ФЗ 273 -ст.75, п.1) их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Внеурочная деятельность должна быть направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296).

Целью дополнительного образования является всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ 273 — ст. 2, п.14).

Цельювнеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [ФГОС НОО, п. 19.5], основной образовательной программы основного общего образования [ФГОС ООО, п. 18.2.2] или основной образовательной программы среднего общего образования [ФГОС СОО, п. 18.2.2].

Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительной общеобразовательной программы определённой направленности: художественной, социально-педагогической, технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008, пункт 9).

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296).

В дополнительном образовании возможные формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, тренинг, игра (деловая, ролевая), праздник, аукцион, путешествие, поход, экскурсия, мастерская, гостиная, защита проектов, дискуссия, диспут, суд, зачет, конкурс, КВН, эстафета, соревнование, турнир, конференция, пресс-конференция, фестиваль, творческая встреча, концерт, репетиция и т. д.

Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от классно-урочной (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296). Формы, способы и направления организации внеурочной деятельности определяются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы: клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, экскурсионный туризм, экспедиции, общественно полезные и естественнонаучные практики, профильные смены (в том числе в каникулярный период в рамках деятельности лагерных смен) (МР от 7.08.2015 № 08–1228).

  1.                Программное обеспечение дополнительного образования детей и внеурочной деятельности

Образовательная программа, в соответствии с современным законодательством, «представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ФЗ ст.2, п.9).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является самостоятельным нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о дополнительном образовании, предлагаемом детям преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет; имеющим конкретизированные образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности является необъемлемой частью основной образовательной программы образовательной организации. Постатусу рабочая программа относится к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов основной образовательной программы, и является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной образовательной программы (ФЗ 273 — ст.2, п.9).

Обратим внимание на то, что рабочая программа курса внеурочной деятельности:

как программный жанр возникла в условиях введения ФГОС общего образования;

определяет требования и организационные мероприятия, направленные на развитие личности за рамками урока;

является частной по отношению к основной образовательной программе, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел ООП;

разрабатывается на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру образовательной программы основного общего образования (МР от 7.08.2015 № 08–1228).

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы предназначены для детей и взрослых (ФЗ 273 — ст.75, п.2), учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей (ст.75, п.1), но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ ст.75, п.3); в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Приказ 1008 — п.15).

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности предназначены для обучающихся общеобразовательных организаций.

Дополнительная общеобразовательная программа разрабатывается на основе требований действующего законодательства. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ФЗ 273 — ст. 75, п.4).

Рабочая программа курса внеурочной деятельностиразрабатывается в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ФЗ 273 — ст.12, п.7), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС ООО, п.19.5) или с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы (ФГОС СОО, п. 18.2.2; 4, п. 18.2.2).

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает (ФЗ 273 — ст.2, п.9):

1)                 комплекс основных характеристик программы: пояснительная записка; цель и задачи программы; содержание программы; планируемые результаты.

2)                 комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации: календарный учебный график; условия реализации программы; формы аттестации; оценочные материалы; методические материалы; рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы; список литературы.

Структурарабочей программы курса внеурочной деятельности определяется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС СОО п. 18.2.2.) и должна содержать:

1)        пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;

2)        общую характеристику курса внеурочной деятельности;

3)        личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

4)        содержание курса внеурочной деятельности;

5)        тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

6)        описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы могут быть представлены как [8]: результаты обучения, результаты развития, результаты воспитания.

Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения учащимися (п.9 ст.2), которые представляют собой:

систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу программы;

письменную формулировку предполагаемых достижений учащегося, которые он сможет продемонстрировать.

При проектировании и реализации дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы необходимо ориентироваться на метапредметные и личностные результаты образования (Концепция, р.IV), а также предметные.

Планируемые результаты формулируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы.

Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер (Концепция, р. I). Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности (Концепция, р. III).

Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (ст.75), но и не запрещает ее проведение (ст.60).

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296).

Реализация программы внеурочной деятельности отражает приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов, которые могут быть представлены как:

результаты первого уровня приобретение школьником социальных знаний, представлений;

результаты второго уровня формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;

результаты третьего уровня — получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности можно представить в программе как:

перечень личностных и метапредметных результатов освоения курса внеурочной деятельности, согласующиеся с его целью и задачами (определение основных знаний, умений, навыков, а также компетенций, приобретаемых учащимися в процессе изучения программы);

формы аттестации/контроля — разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т. д.).

оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов — контрольно-измерительных материалов для оценки степени достижения запланированных личностных и метапредметных результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 48 Федерального закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Дополнительные общеобразовательные программы и программы курсов внеурочной деятельности самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ФЗ 273 — ст.12, п.5).

Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»: о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой; о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам; о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (ФЗ ст.29, п.1, п.2).

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ строятся на следующих основаниях (Концепция, р.IV):

свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

творческий и продуктивный характер образовательных программ;

открытый и сетевой характер реализации.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности:

могут разрабатываться школой самостоятельно на основе переработки примерных образовательных программ, если такое имеются;

должны соответствовать возрастной группе и психолого-педагогическим особенностям обучающихся;

ориентируются на запросы и потребности учащихся;

соответствуют нормативным требованиям к внеурочной деятельности;

направлены на достижение результатов основной образовательной программы;

имеют определенную, четкую заданную ФГОС структуру;

содержат контрольно-диагностический раздел по определению результативности обучения.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы имеют право разрабатывать и реализовывать образовательные организации любых типов: дошкольные образовательные организации; общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации; образовательные организации высшего образования; организации дополнительного образования; организации дополнительного профессионального образования (ФЗ ст.23, п.3–4); а также организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные юридические лица (ФЗ ст.31); нетиповые образовательные организации (ФЗ ст.77).

Разработка и утверждение рабочей программы курса внеурочной деятельности является исключительным правом образовательной организации (ФЗ ст.12), включая определение порядка этих процессов; при этом организация самостоятельно определяет, как оформить этот порядок — отдельным локальным нормативным актом или в составе положения о разработке и утверждении основной образовательной программы (ФЗ ст. 28).

ФГОС в рамках основной общеобразовательной программы допускает использование во внеурочной деятельности дополнительных общеразвивающих программ, которые относятся к образовательным программам другого вида (ФГОС НОО п.17; ФГОС ООО п.16; ФГОС СОО п. 21).

Кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительной общеобразовательной программы осуществляется педагогом дополнительного образования, что закрепляется Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [9].

Кроме педагога дополнительного образования, для организации образовательного процесса могут привлекаться другие специалисты (концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, педагоги дополнительного образования других направлений, лаборант и др.).

Кадровое обеспечение разработки и реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности осуществляется в порядке, установленном образовательной организацией: педагогические работники привлекаются к разработке этих программ на основании их академических прав и должностных обязанностей, закрепленным ФЗ «Об образовании в РФ» (ФЗ ст.47, п.3,5), Профессиональным стандартом педагога[1] и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими трудовые отношения.

В организации внеурочной деятельности образовательного учреждения могут принимать участие все участники образовательного процесса: заместители директора, функционально реализующие внеурочную деятельность; педагоги дополнительного образования; учителя-предметники; классные руководители; воспитатели группы продлённого дня; служба сопровождения образовательного процесса (педагог-организатор, педагог-психолог, учитель-логопед, педагог-библиотекарь, социальный педагог и т. п.); родители (законные представители обучающихся).

Государство гарантирует бесплатность и общедоступность дополнительного образования детей в пределах освоения основной общеобразовательной программы, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Бесплатность ДОД не гарантируется ни Конституцией, ни Законом.

Законом гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования (гл. 1, ст. 5, п. 3). Следовательно, ВД входит в ФГОС и государством гарантируется ее бесплатность в объеме, установленном ФГОС.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и рабочие программы курсов внеурочной деятельности могут реализовываться с использованием:

сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иных организаций (ФЗ 273 — ст.13, п.1);

различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и электронного обучения (возможно использование смешанной технологии, при которой часть программы реализуется в очной/очно-заочной форме, а часть — в дистанционной форме) (ФЗ 273 — ст.13, п.2);

форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий (ФЗ 273 — ст.13, п.3).

Подводя итоги проведенного сравнения дополнительного образования детей и внеурочной деятельности по основным позициям, подчеркнем, что «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование» не равнозначны и не равноценны, их соотношение может бесконечно интерпретироваться, трактоваться, и о каждом варианте нельзя сказать, что он единственно верный и правильный, что и отражается в предлагаемых в настоящее время моделях, методических конструкторах внеурочной деятельности школьников, методических рекомендациях и методических разработках.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждениям рекомендуется использовать возможности учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, а для ее продолжения в каникулярное время — использовать возможности организаций отдыха и оздоровления, создаваемых как на собственной базе, так в учреждениях дополнительного образования детей.

Дополнительное образование — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ № 273); на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени (ФЗ № 273, ст. 121.1); обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, выявление и поддержку одаренных и талантливых детей (ФЗ № 273, ст. 121.1), включает ребенка в интересные ему, личностно значимые виды предметной деятельности. Эти занятия могут для воспитанника стать прообразом профессии или хобби.

Внеурочная деятельность — это составная часть основной образовательной программы, направлена внеурочная деятельность на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, но организуется ВД в формах, отличных от классно-урочных, проводится в свободное от учебных занятий время в школьных помещениях, реже — за пределами школы (экскурсии на предприятия, на природу, в музеи и т. п.), но обязательно в тесной связи с учебной программой по предмету, так как предполагает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало интереснейших разделов науки, знакомство с которыми является источником умственного обогащения учащихся, и очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеурочных занятий.

По большому счету урочная деятельность, внеурочная деятельность и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны, а в совокупности способны решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

выровнять стартовые возможности развития личности ребенка,

способствовать выбору его индивидуального образовательного пути,

обеспечивать каждому ученику «ситуацию успеха»,

содействовать самореализации личности ребенка.

Очевидно, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс: его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия внеурочной деятельности и дополнительного образования как второстепенных и малозначимых явлений, и понять, что они объективно обладают возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Говоря словами А. С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием.

Но для того, чтобы внеурочная деятельность способствовала расширению образовательного пространства, не копировала дополнительное образование, создавала дополнительные условия для развития учащихся, чтобы каждый ребенок смог развить и реализовать свои творческие возможности, и школам, и организациям дополнительного образования детей предстоит еще много сделать.

 

Литература:

 

  1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». [Электронный ресурс] — URL: минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (Дата обращения 03.08.2015)
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс] — URL: минобрнауки.рф/документы/543 (Дата обращения 03.08.2015)
  3. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». [Электронный ресурс] — URL: минобрнауки.рф/документы/543 (Дата обращения 03.08.2015)
  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». [Электронный ресурс] — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/(Дата обращения 03.03.2015)
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] — URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html(Дата обращения 06.12.2014)
  6. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». [Электронный ресурс] — URL: http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/962912/ (Дата обращения 03.08.2015)
  7. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/ (Дата обращения 03.03.2015)
  8. Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ)
  9. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

[1] Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» - трудовая функция по проектированию и реализации образовательного процесса включают:

разработку и реализацию программ учебных предметов, курсов дисциплин (модулей) в рамках основной общеобразовательной программы;

проектирование и реализацию воспитательных программ;

разработку (совместно с другими специалистами) и реализацию совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная программа, дополнительное образование, дополнительное образование детей, РФ, программа, образовательная деятельность, общее образование, Российская Федерация, образовательная организация.


Похожие статьи

Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них — разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности. В настоящее время эта тема являет...

Реализация комплексной программы дополнительного технологического образования как средство педагогического управления проектной деятельностью учащихся

В статье анализируется взаимосвязь понятий «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование». Рассмотрена роль дополнительной общеобразовательной программы в управлении педагогическим процессом в системе дополнительного образования. Определена...

Уточнение понятий «экономическая интеграция» и «принудительная экономическая интеграция»

В статье на основе обобщения результатов анализа трактовок понятий «экономическая интеграция» и «принудительная экономическая интеграция», а также их противопоставления, конструируется авторские уточненные определения понятий в рамках статического и ...

Учебный диалог в процессе формирования деятельности первоначального чтения

В статье рассматриваются различные подходы к определению содержания понятия «учебный диалог». Также делается акцент на отличие понятий «проблема» и «проблемная ситуация» и отмечаются характерные для учебного диалога методические особенности.

Повышение языковой культуры будущих инженеров — существенная задача высших учебных заведений технического профиля

В статье предпринимается попытка доказать необходимость введения курса «Русский язык и культура речи» в программу обучения специалистов технического профиля в качестве обязательной дисциплины, поскольку владение русским литературным языком всегда был...

Распределение внимания между языковой формой и содержанием в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе

В статье анализируется проблема распределения внимания между языковой формой и содержанием в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Подчеркивается, что развитие у обучающихся умения одновременно охватывать сознанием и языковую форму...

Неформальное образование детей и взрослых как новая сфера деятельности современной спортивной школы

В статье рассматриваются подходы к изучению и осмыслению современного принципа «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь», выделяются принципы непрерывного обучения и образования детей и взрослых.

Система и содержание профессионального образования в колледжах

В статье изучены проблемы системного подхода к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах, конкретного установления его составных частей, правильного определения содержания выполняемых работ, в том числе системного ...

Организация изобразительной деятельности слабовидящих детей в теории и практике специального образования

В статье описываются особенности изобразительной деятельности детей с пониженным зрением или с пограничным зрением между слабовидением и нормой (III категория). Приведены программы по изобразительному искусству для обучения изобразительному искусству...

Коммуникативные учебные действия как результат и средство обучения истории

В статье раскрывается взаимосвязь понятий «умение», «учебное умение», «учебное действие», «операция». Дается обоснование коммуникативных учебных действий как одного из результатов обучения истории и, в то же время, средства для изучения истории. Прив...

Похожие статьи

Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них — разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности. В настоящее время эта тема являет...

Реализация комплексной программы дополнительного технологического образования как средство педагогического управления проектной деятельностью учащихся

В статье анализируется взаимосвязь понятий «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование». Рассмотрена роль дополнительной общеобразовательной программы в управлении педагогическим процессом в системе дополнительного образования. Определена...

Уточнение понятий «экономическая интеграция» и «принудительная экономическая интеграция»

В статье на основе обобщения результатов анализа трактовок понятий «экономическая интеграция» и «принудительная экономическая интеграция», а также их противопоставления, конструируется авторские уточненные определения понятий в рамках статического и ...

Учебный диалог в процессе формирования деятельности первоначального чтения

В статье рассматриваются различные подходы к определению содержания понятия «учебный диалог». Также делается акцент на отличие понятий «проблема» и «проблемная ситуация» и отмечаются характерные для учебного диалога методические особенности.

Повышение языковой культуры будущих инженеров — существенная задача высших учебных заведений технического профиля

В статье предпринимается попытка доказать необходимость введения курса «Русский язык и культура речи» в программу обучения специалистов технического профиля в качестве обязательной дисциплины, поскольку владение русским литературным языком всегда был...

Распределение внимания между языковой формой и содержанием в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе

В статье анализируется проблема распределения внимания между языковой формой и содержанием в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Подчеркивается, что развитие у обучающихся умения одновременно охватывать сознанием и языковую форму...

Неформальное образование детей и взрослых как новая сфера деятельности современной спортивной школы

В статье рассматриваются подходы к изучению и осмыслению современного принципа «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь», выделяются принципы непрерывного обучения и образования детей и взрослых.

Система и содержание профессионального образования в колледжах

В статье изучены проблемы системного подхода к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах, конкретного установления его составных частей, правильного определения содержания выполняемых работ, в том числе системного ...

Организация изобразительной деятельности слабовидящих детей в теории и практике специального образования

В статье описываются особенности изобразительной деятельности детей с пониженным зрением или с пограничным зрением между слабовидением и нормой (III категория). Приведены программы по изобразительному искусству для обучения изобразительному искусству...

Коммуникативные учебные действия как результат и средство обучения истории

В статье раскрывается взаимосвязь понятий «умение», «учебное умение», «учебное действие», «операция». Дается обоснование коммуникативных учебных действий как одного из результатов обучения истории и, в то же время, средства для изучения истории. Прив...

Задать вопрос