Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного фортепиано | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 2986 раз

Библиографическое описание:

Ракишева, М. Б. Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного фортепиано / М. Б. Ракишева, Э. С. Муксинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.3 (102.3). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23549/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Занятия ансамблем в классе обязательного фортепиано имеют огромное значение в музыкальном воспитании учащихся. Они развивают у них такие профессионально-психологические качества, как: наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, рационализация профессиональных игровых движений.

Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков. Оно способствует расширению музыкального кругозора, воспитывает и формирует художественный вкус, понимание стиля, формы произведения.

Совместная игра позволяет развиваться тембро-динамическому слуху, благодаря богатой фактуре, имитирующей оркестровое звучание. Наличие четырёх рук позволяет исполнить на фортепиано полнозвучное TUTTI оркестра, а также различные отдельные оркестровые группы. Учащиеся вместе с педагогом могут поискать разнообразие тембров, динамические нюансы, интересные штриховые зарисовки.

С игрой в ансамбле ученик знакомится на первоначальной стадии обучения. Начинающие музыканты играют трехручные ансамбли, где мелодию одной рукой исполняет ученик, а аккомпанемент — учитель. Четырёхручные ансамбли предназначены для двух учеников одинаковой продвинутости или для ученика и учителя. Очень полезными являются двухручные полифонические ансамбли, в которых каждый из партнёров ведёт свой голос одной рукой. Такие ансамбли учитель вполне может составить сам, сделав переложения лёгких полифонических пьес.

Ансамблевая игра прививает ученику ряд таких важнейших навыков, как: умение слушать себя и партнёра, чувствовать каждую партию в отдельности, вовремя вступать и играть ритмично, согласовывать звучность своей партии со звучностью партии партнёра. Также она позволяет расширить музыкальный кругозор учащегося, найти художественный образ, активизировать творческое начало и фантазию, более внимательно подойти к звуковым возможностям инструмента, повышает чувство ответственности, долга, партнерства. Для создания целостного художественного образа основной задачей, стоящей перед обоими исполнителями, является абсолютная точность в темпе, ритме, динамике, штрихах, агогике, тембровом звучании в целом.

Начиная работу над произведением, учащиеся, прежде всего, должны узнать историю его создания, ознакомиться с биографическими данными композитора. Педагог должен рассказать об эпохе, стилистике исполняемого произведения, дать общее представление о характере, форме, о значении и функции каждой партии, выявить мелодическую линию произведения, перекрещивание её между партиями и ее развитие. Основными задачами совместной игры учащихся являются абсолютно точные приёмы звукоизвлечения, одинаковые ощущения характера и темпа музыкального произведения. Преподаватель должен помочь учащимся найти музыкальные темы в произведении, научить правильной передаче партнёру тематического материала, пассажей, не разрывая при этом общей художественной мысли и композиторского замысла. Педагогу необходимо в отдельности проучить партии с каждым из учащихся, при этом следуя обращать особое внимание на форму музыкального произведения, стиль, фактуру, мелодическую линию, распределить профессиональные задачи между исполнителями. Следует найти правильный темп исполняемого произведения, опираясь на пожелания композитора, отработать все указанные в музыкальном тексте отклонения в темпе (замедления, ускорения).

Музыкальная память участника ансамбля совершенно отличается от музыкальной памяти солиста. В сольном исполнении произведения часто учащиеся используют механическое выучивание наизусть, совместная игра, наоборот, требует логической, аналитической, рациональной памяти. Партнёры по ансамблю должны чётко понять музыкальную форму в целом, просмотреть динамический план музыкального произведения, разобраться в музыкальной фразировке. Исполнителю второй партии необходимо провести гармонический анализ произведения, так как опираясь на гармонию, можно услышать и понять всю музыкальную ткань произведения.

Важнейшим этапом является работа над техническими трудностями. Ансамблисты должны тщательно проработать синхронность взятия и снятия звука, согласовать друг с другом приёмы звукоизвлечения, передачу голоса или темы от партнёра к партнёру, единство динамики, музыкальной фразировки, соблюсти общий ритмический пульс, распределить равновесие в удвоениях и аккордах, разделённых между партнёрами, проработать все ауфтакты, паузы, приёмы дыхания.

Основополагающим компонентом в объединении учащихся в единый ансамбль принадлежит музыкальному ритму. Ритм играет роль дирижёра. Здесь метроритм — один из важнейших задач работы в ансамбле. При нарушении ритмического стержня разрушается весь ансамбль.

Главной проблемой игры в ансамбле является тенденция к ускорению. Оно происходит либо при нарастании силы звучности, либо в виртуозных пассажах, а также в случае быстрого исполнения опасных тактов. Поэтому, желательно одну из партий играл с хорошим чувством ритма. Серьезной проблемой музыкально-ритмического воспитания в ансамблевой игре является отсчет длительных пауз. Следует научить участников ансамбля воспринимать длительные остановки как естественный элемент музыкального произведения, проигрывать мелодию партнёра, для того, чтобы пауза перестала быть долгим ожиданием и заполнилась живым музыкальным чувством.

Педализация очень важна для исполнения ансамбля. Педагогу необходимо объяснить гармонический план музыкального произведения, объяснить, что исполнитель второй партии является главным фундаментом музыкального произведения. От исполнителей требуется большое внимание, контроль, умение слушать обе партии.

Технические затруднения возникают не только при исполнении материала каждой партии, но и при элементарной координации исполнения участников дуэта. Следует отработать все ауфтакты, просмотреть по всему музыкальному произведению все средства «дыхания», проработать одновременное начало, одновременное снятие звука. Необходимо проанализировать весь динамический план музыкального произведения, найти кульминации, для того, чтобы избежать динамического однообразия.

Немаловажное значение играет подбор участников ансамбля. Здесь всё зависит от педагога, насколько точно он проанализирует все индивидуальные особенности учащихся. Существует много детей с разными характерами, интересами, уровнем развития, поэтому именно педагогу предстоит выявить детей, которым трудно общаться, которые очень скромны по своей натуре, гиперактивных детей, эгоистов и т. д. Совместное творчество помогает решить много проблем, так как необщительным, замкнутым детям это помогает найти друзей, а эгоистам считаться с мнением своего партнёра. Преподавателю надо хорошо продумать распределение партий между исполнителями и объяснить равнозначность каждого участника ансамбля.

Очень важно правильно подобрать репертуар для учащихся, чтобы представить учеников только с их положительных сторон, ведь радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения — залог интереса к музыкальному искусству.

Важные качества для участников ансамбля это: навыки самоконтроля, самооценка собственных и коллективных действий, выявление солиста и аккомпаниатора, помощь солисту в воплощении музыкальных задач и исполнительских намерений. Двигательно-моторные навыки также важны при совместном исполнении. В работе над произведением пианисты овладевают разнообразными приёмами артикуляции, осваивают различные типы фактур, вырабатывают правильную посадку за инструментом, работают над приёмами звукоизвлечения. Помимо художественных перед участниками ансамбля стоят и технические задачи: педализация, динамические оттенки, аппликатура, полиритмия.

Учитывая специфику курса общего фортепиано, можно использовать ещё один вид ансамблевой работы. Предложить ученику, допустим, скрипачу или флейтисту, выучить на фортепиано основную партию (скрипки или флейты) небольшой пьески и исполнить её под аккомпанемент педагога, подражая звучанию инструмента (скрипки, флейты). Затем ученик выучивает аккомпанемент этой пьески и исполняет её с инструменталистом. Задача педагога — подсказать ученику разный характер исполнения аккомпанемента для разных инструментов.

Игра в ансамбле — необходимая школа самообучения и самовоспитания, она предоставляет учащимся прекрасную возможность погрузится в мир творчества.

 

Литература:

  1.               Готлиб А. Д. Основы ансамблевой техники. — М., 2008. — 48 с.
  2.               Коган, Г. М. Работа пианиста Текст. / Г. М. Коган. М.: Музгиз, 1963. -200 с.
  3.               Лузум Н. Я. В ансамбле с солистом. — Нижний Новгород., 2005. — 196 с.
  4.               Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры Текст. / Г. Г. Нейгауз. — М.: Музыка, 1967. 312 с.
  5.               Сорокина, Е. Г. Фортепианный дуэт — История жанра. — М.: Музыка, 1988. -319 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное произведение, участник ансамбля, ансамбль, партия, ученик, TUTTI, ансамблевая игра, динамический план, музыкальная фразировка, совместная игра.


Задать вопрос