Литературные тексты в 5–11 классах посвящены воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Произведения подобраны таким образом, чтобы ученики могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы.
Воспитывая в школьниках добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Книги сильно влияют на становление ребенка как личности. Печатное слово предоставляет учителю и ученикам колоссальный опыт предыдущих поколений, служит окном в другие эпохи и рассказывает о быте иных народов, оно раскрывает перед читателями души других людей.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, предлагает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах — музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках — меткость, выразительность.
На уроках учащиеся открывают для себя красоту интеллектуального труда, учатся трудиться систематически и целенаправленно. Это требует волевых усилий, терпения, затрат трудовой и эмоциональной энергии, но в результате формируется думающий, квалифицированный читатель, который, накопив опыт самостоятельного анализа произведения, оказавшись наедине с новой книгой, сумеет разобраться в её идейно-художественном своеобразии, увидеть авторскую оценку изображённого и высказать аргументированное суждение о прочитанном.
Требования современной жизни, педагогической науки заставляют учителя постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. В центр внимания нужно ставить такие формы урока, которые требуют самостоятельности и активности учащихся, будят их творческую мысль, вызывают желание высказать своё суждение, то есть делают ребят активными соучастниками процесса обучения.
Выбирая конкретные формы урока, учитель должен использовать активные средства обучения: проблемную лекцию, заочную экскурсию, школьное исследование, диспут, литературную композицию, семинар, а также соревновательные игры, ролевые игры (урок-суд, урок-театр и пр.), урок-литературное кафе и другие.
Хотя урок-диспут практикуется чаще всего в старших классах, учить спорить, отстаивать своё мнение нужно на протяжении всего школьного обучения. Диспут, как правило, не только активизирует интерес учащихся к литературе, но и служит развитию устной речи, прививает культуру дискуссии. Полемика может органично присутствовать на любом занятии, где сталкиваются противоположные точки зрения. Диспут же ведётся на протяжении всего занятия, вопросы к нему определяются и доводятся до сведения учеников заранее. Разумеется, тема диспута должна быть личностно значима для ученика.Так, в 6 классе по произведению «Чучело» можно провести урок-диспут.
Повесть «Чучело» повествует о девочке Лене, которая перешла в другую школу и стала в ней «чучелом», то есть самым презираемым в классе учеником. «Чучело», потому что не похожа на других, потому что готова помочь другу Диме и взять на себя его вину. На прощание Ленин дед дарит школе картину, над которой ученики напишут:"Чучело,прости нас!"
Прочитав это произведение, учащиеся выполняют творческие задания: делают презентацию по книге, а также отвечают на вопросы викторины-размышления:
1. Что вам известно о Владимире Железникове? (биография)
2. Когда повесть «Чучело» впервые была опубликована?
3. Какие проблемы ставит автор повести?
4. Почему Лене трудно в классе?
5. Можно ли класс назвать дружным, сплочённым?
6. Почему Дима так поступил с Леной?
7. Почему люди идут на предательство?
8. Предатель ли Димка Сомов? Почему и кого он предал?
9. Почему дети так жестоки? Кто виноват?
10. Почему ребята так прореагировали на «предательство» Ленки?
11. Чем Лена отличается от своих одноклассников?
12. Зачем вернулся в город Н.Н. Бессольцев?
13. Почему Бессольцевы уезжают из города?
14. Какова вина каждого героя?
15. Есть ли добро в поступках ребят?
16. «А они вовсе неплохие эти ребята»? Кто сказал эти слова, согласны ли вы с ними?
17. О чём заставила задуматься повесть?
18. Какие качества в характере человека вы цените?
19. Что нравится вам в хорошем человеке?
20. Какие качества в характере человека вы осуждаете?
21. Как, на ваш взгляд, относится автор к главным героям повести? (Лене, Диме, Кнопке, Железной…).
22. «Добро должно быть с кулаками!?» Согласны ли вы с этим утверждением, обоснуйте свою точку зрения.
23. Каким, по вашему мнению, должен быть человек? Обоснуйте свою точку зрения.
Проблема совершенствования преподавания литературы сегодня одна из важнейших в школе, ведь урок литературы должен заставить учащихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Это невозможно сделать при сухом, догматичном подходе к преподаванию литературы. Необходимо дать своим воспитанникам подумать над строкой, душой прикоснуться к мыслям и чувствам, заложенным в ней, почувствовать её музыку, неповторимую красоту.
В 11 классе на уроках литературы во время подготовки к ЕГЭ по русскому языку снова обращаемся к произведению Железникова. Ребята размышляют над проблемой детской жестокости. Откуда же берется жестокость у детей? В чем причины бездушного, подчас леденящего душу от сухих цифр статистики криминального поведения детей?
Сюжет повести основан на конфликте между личностью и коллективом. Уже первая глава настораживает читателя: что за «волки, лисы, шакалы» гонят по узким улочкам эту девчонку и за что? Описывается почти неправдоподобная сцена погони за девочкой, костер, разожженный под чучелом, наряженным в платье Ленки, главной героини повести. Эта сцена по художественной логике просто необходима — это тот психологический предел, к которому нужно подвести и героев, и читателей; Лену — чтобы сообщить ей импульс к активному сопротивлению, ребят — чтобы смогли потом понять, куда завела их ложно понятая идея и нравственная глухота, читателей — чтобы этой образной сценой заставить работать самосознание.
Так чего же они добиваются, эти дети? Молчит их одноклассница — значит не раскаивается, значит гордость свою имеет, значит не смирилась. Беспощадные эпизоды, бег, погоня — это то, что задает всем действиям лихорадочный ритм. Они танцуют, когда перебрасывают платье Ленки, гоняя ее по кругу как затравленного зверя. Они отдаются этому ритму с той истовостью, которая настораживает. Ребятам кажется, что они вершат правый суд, наказывая предательство, на самом деле все это превращается в преступление. Бойкот против Лены перерастает в травлю, и это объединяет и сплачивает. Срабатывает «закон стаи». Ведь не что иное, как Ленкина простота и бесхитростность подталкивает ребят на гнусные проделки. Показав коллективную стихию, которая обрушивается на подавление чужой воли, чужого «я», автор повести сумел показать и высоту человека, принявшего и выигравшего бой.
Символично в композиции повести то, что Ленка бросает вызов обществу в лице своих одноклассников. Состригая волосы наголо, она осознанно приходит к Димке Сомову на торжество в образе «чучела». Не для того, чтобы испортить настроение этим «бедным людям», нет, не в этом цель ее прихода, а в том, чтобы покончить с предательством. Ей надоело быть «без вины виноватой». Разве это не «выстраданное сознание своего морального превосходства над всеми»? Вот этот сюжет и сыграл основополагающую роль в названии повести. В нем заложен смысл победы нравственности над бездуховностью. Именно здесь, в глазах своих одноклассников, Ленка из «чучела» превращается в личность.
Милое «чучело» — Ленка, на которую выпала доля изгоя, не озлобилась, не очерствела и не изменила себе, она осталась неизменно милосердной. Но эта доброта выстраданная, закаленная в борьбе с несправедливостью. Она на себе испытала эту тяжесть презрения и гонения, поэтому отказалась участвовать в новом бойкоте, пусть и настоящего предателя — Димки Сомова.
Таким образом, такой шедевр детской литературы, как повесть «Чучело», всегда будет примером для воспитания у подрастающего поколения чуткости к справедливости и честности. В этом практическая значимость данного произведения литературы, раскрывающего суть социального нездоровья и пути к исцелению.
Литература:
- Железников В.К. Чучело: повесть — М.: Детская литература, 2013. — 270?.
- Железников В.К. Чучело: повесть//Школьная роман-газета.- 1996. — № 4.- С. 3–95.
- Орбакайте К. Милосердствуйте ////Школьная роман-газета.- 1996. — № 4.- С. 2–3.
1